Волевые действия характеризуются. Сложные волевые действия

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью -- утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей 4"ункции две другие -- активизирующую и тормозящую.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д. К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т. д., является примером сложного волевого поведения, включающего в себя отдельные менее сложные волевые действия. Но существуют еще более сложные волевые действия. Например, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т. д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение.

Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия -- внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы. Прежде чем приступить к их рассмотрению, нам необходимо познакомиться с основными и наиболее известными теориями воли и с тем, как они раскрывают причины возникновения волевых действий у человека.


1) Простые волевые действия обычно состоят из двух звеньев - постановки цели и исполнения. Например, вы заметили, что у идущего впереди вас мужчины из папки выпала газета. У вас тут же возникает мысль-решение "поднять и передать газету". Вы поднимаете газету, догоняете мужчину и отдаете ему газету.

В этом примере ярко выражены указанные выше два звена волевого действия - постановка цели и исполнение. Подобные действия не характеризуют воли человека. В условиях повседневной жизни, многократных повторений они автоматизируются и переходят в непреднамеренные акты.

(например, когда вы просыпаетесь, то обычно сразу встаете с кровати. Даже если вставать очень не хочется, вам не потребуется предпринимать слишком много усилий и действий, чтобы достичь цели).

Уровень сформированности воли человека характеризуют сложные волевые действия и поступки. Успешная сдача экзамена по "нелюбимому" предмету, осуществление мечты - поступление на физико-математический факультет института, завоевание звания чемпиона на спортивных соревнованиях, изготовление какого-либо предмета (например, вешалки, табурета, приемника и т.п.) своими руками, овладение новой профессией - все эти сложные волевые действия ярко свидетельствуют о воле конкретной личности.

2)Структуру сложного волевого действия составляют три звена: осознание и постановка цели, планирование и исполнение.

1. Постановка цели (подготовительный этап ) – Как правило, начальным моментом волевого действия является осознание цели действия, мысль о том, что будет достигнуто в результате волевого усилия. Осмысленная, сознательная цель, поставленная человеком, обусловливает способ и характер его действий, поведения. Если цель не ясна, не представлена в сознании четко, действие человека будет лишено целенаправленности. Стимулом осознанных волевых действий, поведения человека могут служить самые различные потребности (как физиологические, так и социальные). Необходимо отметить, что постановка цели не протекает гладко и спокойно, а как правило, наоборот, сопровождается борьбой мотивов (это столкновение противоположных побуждений между которыми нужно сделать выбор, что бы сделать выбор необходимо волевое усилие. Эта борьба мотивов обусловливается не только тем, что основой мотивов служат самые различные потребности, но и тем, что они по-разному отражаются в сознании людей. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека. (Например, принятие студентом решения, идти с товарищем или подготовиться к семинару или к экзамену, - означает борьбу мотивов разных нравственных уровней (между предвкушением удовольствия от общения или фильма и необходимостью заниматься) и требует значительных волевых усилий. То есть мысль о цели действия обязательно означает принятие ее, решение действовать именно так, а не иначе. Часто можно наблюдать, как человек понимает важность конкретной цели, необходимость ее реализации, вместе с тем он еще обдумывает ее окончательное принятие, взвешивает все за и против нее и затем только принимает окончательное решение. Осознание цели и окончательное решение принять ее - это определенные этапы волевого действия и часто не совпадают по времени. Между осознанием цели и решением принять ее нередко наблюдается значительный, и по времени, и по характеру нервного напряжения, период колебания между согласием с целью и возражениями против нее. В зависимости от содержания мотивов, с которыми связано принятие цели и отказ от нее, будут характеризоваться эти колебания, доходящие в ряде случаев до внутреннего конфликта. Часто у человека возникает не одна, а несколько целей, несовместимых друг с другом, и требующих выбора одной из них. Следует подчеркнуть, что в выборе цели действий проявляется подлинная воля человека, выражающаяся в умении подчинять свои действия и поступки требованиям объективной необходимости, и главное - целям, имеющим общественное значение. Важную роль наряду с ясностью, осознанностью цели играет ее доступность, когда человек, используя имеющиеся у него знания, умения, навыки, способности, имеет возможность достичь конкретной цели. Если цель превышает возможности человека и у него недостаточно знаний, умений для ее осуществления, он может достичь ее только частично. Обычно люди ставят те цели, которые они могут достичь. Частая постановка целей, которых человек не может достичь, приводит лишь к ослаблению воли, к неверию в свои силы, к привычке не доводить до конца начатое дело. Но сказанное не означает, что надо ставить только легкие цели, для достижения которых не требуется преодоление больших трудностей, проявление силы воли. Легкие цели лишь ослабляют волю, не способствуют выработке желания и умения бороться с трудностями, желания и умения преодолевать их. Важно, чтобы поставленные цели действий были доступны человеку, но вместе с тем требовали бы значительных усилий. Только такие цели действий развивают и закаляют волю, формируют волевые свойства и качества личности. В том случае, когда цель доступна, но ее трудно достичь, человек ставит целую цепь промежуточных целей и последовательно борется за них. Выполнение действий, вызываемых промежуточными целями, требует определенного предвидения результатов этих действий, что обусловливает необходимость их планирования.Постановка, планирование промежуточных целей особенно важна тогда, когда конечная цель, поставленная человеком, является отдаленной перспективой деятельности.

2. Планирование - То есть после определения и постановки цели происходит планирование исполнения. Человек решает новую задачу - найти самый правильный и короткий путь к достижению цели. Этот этап характеризуется активной работой мысли, анализом и сравнением, всех условий, в которых должно протекать действие. Иногда наблюдается "борьба планов". В любом случае необходимо хорошо обдумать все действия, заранее запланировать процесс их выполнения. (чел обдумывает пути и средства достижения цели, выбирает среди них рациональные. Приходится применять волевое усилие. В отличие от первого этапа, оно отчетливо осознается и чел видит трудности и активно борется с ними, т.е чел сознательно регулирует свою деятельность. Иногда волевое усилие сопровождается переживаниями. Величина волевого усилия будет зависит от силы мотива и близости достижения цели. Чем сильней мотив и чем ближе цель, тем эффективней выполнение деятельности, и тем меньше волевое усилие необходимо).

3. Выполнение – Однако при всем значении постановки цели и планирования решающим является исполнение. Только при окончательном выполнении человеком действия, доведении дела до конца мы говорим о его силе воли, о волевых качествах его личности. Как и предварительные этапы, исполнение сопровождается борьбой с целым рядом препятствий. Преодоление значительных трудностей и препятствий свидетельствует о наличие высокого уровня воли у данной личности, характеризующей ее целеустремленность, решительность и настойчивость. (человек применяет волевое усилие, здесь оно выступает как форма эмоционального стресса – т.е человек мобилизирует внутренние ресурсы организма, (включ основные познавательные и мыслит процессы), нужно создать дополнительные мотивы к действию, которые либо отсутствуют, либо недостаточны)

Существуют и другие классификации структуры волевого акта, с ними вы ознакомитесь самостоятельно в литературе, которую мы с вами записали в самом начале нашей лекции.

Выводы: Мы с вами рассмотрели что волевые действия бывают простые и сложные. Сложные состоят из 3х этапов (постановки, планировании и выполнении), а простые из 2х звеньев (постановки и исполнении). Воля характеризуется 3-мя положениями.

Есть ли у вас какие-либо вопросы по структуре волевого действия?

ВЫВОДЫ:

Подведем итог нашей лекции:

Воля – это высший уровень саморегуляции, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности. Присуща только человеку.

Давайте запишем основные характеристики воли:

Воля может характеризоваться 3мя положениями:

1) по психологическому статусу волевое действие, это действие с 2мя смыслами. Первый задается мотивом реальной ситуации (обстоятельство), второй-мотивом воображаемой ситуации (цель)

2) необходимость волевого поведения возникает тогда, когда обнаруживается недостаток или нежелательность побуждения в действии.

3) По организации волевое действие есть дважды произвольное. Произвольность используется при способе осуществления действия и при выборе мотива.

В традиционной психологии волевыми действиями называют действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели и связанные с преодолением трудностей. Значительное количество исследователей выделяют следующие основные признаки волевых действий

1) сознательное преодоление препятствий на пути к достижению цели;

2) конкурентные мотивы;

3) наличие волевого усилия

. Общие характеристики волевых действий следующие:

1) волевые действия являются осознанными, целенаправленными, умышленными, совершенными по собственному сознательным решением;

2) волевыми действиями являются действия, обусловленные как внешними (социальными), так и внутренними (собственными) факторами, т.е. всегда есть основания для выполнения действий;

3) волевые действия могут иметь дефицит побуждения или торможения или изначально, или в процессе их осуществления;

4) волевые действия могут обеспечиваться вспомогательным побуждением или торможением за счет изменения смысла действия и заканчиваться достижением цели

Недостаточность побуждение к действию может возникать при конкуренции слабого социального мотива с эмоционально привлекательным личностным мотивом, при конфликте двух равноценных мотивов; дефицит побуждение может в возникать в действиях без актуальной потребности, или когда возникает необходимость преодоления препятствия без учета психических, физических и операционных последствий действия тощ.

реализационной мотивации действия обеспечивает побудительная функция свободы. Фактически»побуждение мотивам»- это необходимый аспект волевого акта при недостаточности (дефиците) реализационной мотивации действия, принятой человеком для обязательного выполнения. Таким образом, все ситуации (наличие внутренних или внешних препятствий, конкурувальних целей, актуальной потребности), что с необходимостью связаны с волевыми действиями, о соединяются дефицитом реализационной мотивации действия, которую необходимо, по мнению самого человека, выполнить. В чем же заключается механизм восполнения дефицита реализационной мотивации или побуждения к обязательной дл я человека действия (принятой ею осознанно)? го смислу дії.

Условием, порождает волевые действия, является умышленное изменение смысла действия. Так, нежелательно задачи приобретает смысл через получение желаемого предмета (выучишь уроки, тогда пойдешь в кино; вымоешь окна, будешь играть на компью. Компьютеры; закончишь хорошо четверть — получишь велосипед; станешь победителем олимпиады — будешь зачислен студентом института и т.п.). В волевых действиях новый вспомогательный мотив (предмет нового побуждения) может действие ты только своей смислоутворювального функцией, а не побудительной случае новый мотив может разрушить заданное действие, побуждая человека следовать новым мотивом. Итак, умышленное изменение смысла действия предусматривает акти в работу практически всех психических процессов: мышления, воображения, восприятия, памяти, эмоций, мотивации. По волевым регулированием поведения скрытое функционирование многих психических процессов, поэтому волю мо жна понимать как высшую психическую функцию, обеспечивающую вспомогательное побуждение к действию. В таком случае разі собственно волевые действия определяют как действия осознанные и умышленные, совершаемые человеком по собственному решению на основе внешней и внутренней необходимости, на основе вспомогательного побуждения к ним

Изменения смысла действия достигают, во-первых, благодаря самостоятельному переоценки значимости мотива или с помощью оценки и мнения других людей. Во-вторых, изменение смысла действия возможна путем изменения роли, позиции человека. Яркими примерами являются исследования, в которых неуспешным старшим школьникам поручали заниматься учениками младших классов, помогать им в учебе. Изменение позиции старших учеников привело к тому, что нав чение получило для них новый смысл и они настойчивее начали работать над устранением недостатков в своих знаниях. В-третьих, смысл действия изменяется через предвидения и переживания последствий действий. Наприкла д, радость родителей от поступка сына, представление о предстоящих привет от друзей, предвидение последствий от невыполненного, но обязательное заданиедання.

. Вспомогательный смысл действия создается через постановку более конкретной цели при включении предложенного задания в другое условие, что сочетается с имеющимся у человека желанием, когда результаты действия становятся средством для реализации др. ншои действия, т.е. когда одно действие начинает выступать как часть другой, более широкой.

Итак, волю рассматривают как психическую реальность, должен сознательно-регулятивную природу. Иными словами, воля — это единственный, комплексный процесс психического регулирования поведения (действий, поступков) человека. Волевое ре егулювання поведения как регуляция побуждения к действию происходит на основе произвольной формы мотивации, когда человек преднамеренно и осознанно создает вспомогательные побуждение (торможение) к действию через изменение сми слу действия волевой регуляции при самодетерминации понимают как последнюю стадию овладения человеком собственными процессами, которая заключается в овладении собственного мотивационного процесса через формирование новой высшей п сихичнои функции — вололі.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Главной функцией воли выступает усиление мотивации и совершенствования на этой основе сознательной регуляции действий.

ФУНКЦИИ ВОЛИ:

1. выбор мотивов и целей;

2. регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации;

3. организация психических процессов в адекватную систему действий, выполняемых человеком;

4. мобилизация психических и физических возможностей при преодолении препятствий, возникающих на пути к достижению поставленных целей.

Волевое действие связанно с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами.

Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления.

Волевое действие каждого человека имеет свою особую неповторимость, так как является отражением относительно устойчивой структуры личности.

В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевой акт в целом, так и отдельные его звенья. В частности, одной из основных характеристик воли является ее сила.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ:

1. является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному решению;

2. является действием необходимым по внешним (социальным) или личным причинам, то есть всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению;

3. имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения);

4. в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.

Все волевые действия подразделяются на простые и сложные. Простые волевые действия состоят из трех структурных элементов:

1) мотив, совмещенный с целью,

2) исполнение действия;

3) оценка результата.

Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются в основном в форме навыков.

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты. Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом движении можно выделить все четыре компонента: восприятие транспорта – сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко к проезжей части дороги, — центральный мыслительный компонент; непосредственное передвижение – моторный, двигательный компонент и удостоверение о том, что вы переместились в безопасную зону – контрольный компонент.

В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение. Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. Они характеризуются кординационно–качественными и временными параметрами. Скорость, с которой человек может реагировать на раздражитель, называется временем реакции (ВР). Время реакции зависит от: модальности стимула (на зрительный стимул ВР больше, чем на слуховой); интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает ВР); тренированности; установки на совершение данного действия действующих органов (правые рука и нога реагируют на стимул быстрее, чем левые); возраста и пола; сложности реакции на комплексный раздражитель.

Двигательные реакции подразделяются на простые и сложные. Простая реакция – ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ на красный свет). Сложная реакция связанна с необходимостью принятия решений (например, при красном свете – нажать на кнопку, а при зеленом – переключить тумблер).

СЛОЖНЫЕ ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Рассмотренные выше простые действия, операции, навыки имеют простую структуру эти действия, как правило, совершаются стереотипно.

Страницы: 1 23

Вопрос 37. Структура простого и сложного волевого действия.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли.

Волевое действие

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. В этом действии можно отчетливо выделить следующие этапы:

1) Осознание цели и стремление ее достичь;

2) Осознание возможностей достижения цели;

3) Принятие решения

4) Исполнение.

Нередко первые 3 этапа объединяют, называя их подготовительным звеном , а 4 этап называют исполнительным. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определённым способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) Осознание цели и стремление достичь ее;

2) Осознание ряда возможностей достижения цели;

3) Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) Борьба мотивов и выбор;

5) Принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) Осуществление принятого решения.

Этап "осознание цели и стремление достичь ее" не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения.

Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, — это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание — это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо — это прежде всего знать содержание побудительного стимула.

Каждое желание, прежде чем оно превращается в цель волевого действия, подвергается внутреннему обсуждению, в ходе которого рассматриваются доводы «за» и «против», взвешиваются условия, помогающие и мешающие осуществлению желания. В воображении человек забегает вперед и мысленно предвосхищает результат своих действий. Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов . На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап "осознание ряда возможностей достижения цели" — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого — установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека. Результатом этого этапа является чёткое осознание доводов «за» и «против» каждого из возможных путей. По мере проявления мотивов, утверждающих или отрицающих проанализированные возможности, нарастает напряжение, так как человек опять оказывается перед задачей выбора.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека. Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап — принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий. Их могут создавать предметы, материальные процессы, люди, время, пространство. Вместе с тем могут возникать препятствия личного порядка, такие как усталость, болезнь, недостаток знаний, навыков. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, порождают напряжение. Конфликтная ситуация (реальная действительность или субъективное состояние человека)разрешается либо последовательным движением к цели, а следовательно поддержанием волевого усилия, либо отказом от практической деятельности, отказом от волевого усилия, а в конечном счёте от цели.

Нужно, однако подчеркнуть, что отказ от практической деятельности не всегда является показателем безволия личности. Если человек прекращает стремление к цели из-за нежелания, неспособности справиться с возникшим напряжением или приостанавливает практическую деятельность без достаточно веских причин- это показатель слабости воли. Если же у человека имеются серьёзные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, характеризовать его безвольным нельзя. Так, например, могут существенно измениться обстоятельства, возникнуть какие-то новые условия, и выполнение ранее принятого решения может стать нерациональным. Здесь требуется сознательный отказ от принятого решения. Волевой человек должен уметь, когда это нужно отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе, это уже будет не проявление воли, а бессмысленное упрямство..

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Структура волевого акта. Простой и сложный волевой акт

Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путём он будет добиваться.

Однако не каждое действие является волевым. Привычные действия совершаются без усилий воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычные действия – приветствие, умывание по утрам и т.д.

Структуру сложного волевого акта составляют, по крайней мере, три фазы: осознание и постановка цели, планирование и исполнение.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели. Постановка целей не протекает гладко и спокойно, а, как правило, сопровождается борьбой мотивов. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека.

Например, перед студентом стоит выбор: идти с друзьями на дискотеку или готовиться к семинарскому занятию. Это означает борьбу мотивов разных нравственных уровней (между предвкушением удовольствия от приятного проведения времени и необходимостью работать) и требует значительных волевых усилий.

После определения и постановки цели происходит планирование исполнения. Этот этап характеризуется активной работой мысли, анализа и сравнением всех условий, в которых должно протекать действие. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Однако при всем значении постановки цели и планирования решающей фазой является исполнение. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

Структура волевого действия

Только при доведении дела до конца мы говорим о силе воли человека, о волевых качествах его личности.

Если у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, назвать его безвольным нельзя. Волевой человек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе это будет уже не проявление воли, а бессмысленное упрямство.

27. Понятие воля, простые и сложные волевые действия

а) всегда осуществляются бессознательно;

б) всегда оказывают меньшее влияние на процесс выполнения действия;

в) не включают этап планирования и борьбу мотивов;

г) редко проявляются в поведении взрослых;

д) всегда связаны только с внешне заданными, а не самостоя­тельно сформулированными целями.

9. Воля предполагает …

а) преодоление только внешних препятствий на пути дости­жения цели;

б) преодоление только внутренних препятствий;

в) поиск способов "обойти" внешние препятствия;

г) преодоление внешних и внутренних препятствий.

10. Расположите в правильной последовательности этапы сложного волевого действия:

а) появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих возможности, принятие одной из возможностей в качестве реше­ния, цель и стремление достичь ее, борьба мотивов и выбор, осуще­ствление принятого решения;

б) цель и стремление достичь ее, борьба мотивов и выбор, принятие одной из возможностей в качестве решения, появление мо­тивов, подкрепляющих или опровергающих возможности, осозна­ние ряда возможностей достижения цели, осуществление принято­го решения;

в) цель и стремление достичь ее, принятие одной из возмож­ностей в качестве решения, появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности, борьба мотивов и выбор, осуществление принятого решения.

Тема: Познавательные психические процессы

Ощущение, восприятие, память, внимание, воображение – это …

а) психические состояния;

б) проявления бессознательного;

в) волевые процессы;

г) познавательные процессы.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 175 | Нарушение авторского права страницы

Воля – психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают внешние (не зависящие от человека, объективные препятствия. Внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия) и внутренние (зависят от самого человека, это не желание делать то, что нужно, наличие противодействующих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха и т.д.). Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам.

Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умении воздержаться от чего-либо.

Воля проявляется во всех видах деятельности человека.

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека.

Действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей называются волевыми действиями.

Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Это собственное решение человек принимает на основе внешней или внутренней необходимости.

Волевые действия имеют следующие этапы:

Первый этап – подготовительный – постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цель ставится для удовлетворения потребностей, для установления цели необходимо понять мотивы (побуждение), которые побудили человека действовать. Т.е. каждое действие человека совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив). Мотивы бывают разного уровня – низшего (эгоистические побуждения и высшего (мотивы общественного порядка, чувства долга).

Подготовительный этап волевого действия завершается принятием определенного решения.

Второй этап – исполнительный – важнейший этап волевого действия – исполнение принятого решения. Исполнение может иметь двоякую форму: форму внешнего действия (внешний волевой поступок) и форму воздержания от внешнего действия (внутренний волевой поступок).

Результатом волевого действия является достижение цели. Завершается волевое действие его самооценкой: человек оценивает избранные способы достижения цели, затраченные усилия и делает соответствующие выводы для будущего.

Анализ волевого поведения человека позволяет выделить ряд волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления.

К волевым качествам относятся:

1. целеустремленность – это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление.

2. самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Отрицательное качество воли – негативизм – когда отвергается всякое чужое мнение только потому, что оно чужое, происходит необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей и внушаемость – когда человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относится к чужим советам.

решительность – это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях, там, где имеется выбор одной возможности из нескольких, и там, где действие связано с некоторым риском.

4. настойчивость – это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. Отрицательное качество воли отличное от настойчивости – упрямство.

5. выдержка (самообладание) – есть способность постоянно контролировать свое поведение. Это качество предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях. Противоположное отрицательное качество – импульсивность – склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

6. мужество и смелость – это готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Причем мужество – более сложное понятие, оно предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия. Противоположное отрицательное качество – трусость – когда страх за себя, за свою жизнь руководит действиями человека.

7. дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Локус контроля - личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок. При этом данная индивидуально-психологическая характеристика является достаточно устойчивым, слабо поддающимся изменениям личностным качеством, несмотря на то, что окончательно формируется в процессе социализации.

Таким образом, воля – это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей.

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1862 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Воля, волевые действия



Теории воли

Механизмы волевой регуляции

Развитие воли у человека

Литература

воля личность поведение преодоление


1. Общее понятие о воли. Функции воли


Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая гая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Например, если человеку не хочется пить горькое лекарство, но он знает, что это крайне необходимо для его здоровья, то, подавляя силой воли свое нежелание, он заставляет себя систематически выполнять назначенной лечение.

Другой пример - студенту хочется сходить на дискотеку, но у него еще не готова домашняя контрольная работа к завтрашнему дню. Преодолевая усилием воли сиюминутное желание, студент заставляет себя работать, поставив целью завтрашний успех. Проявление воли мы наблюдаем и в различных ситуациях общения. Например, человек нам неприятен, но от него объективно зависит наше дальнейшее продвижение, поэтому усилием воли мы сдерживаем свою неприязнь, надеваем подходящую для данной ситуации психологическую "маску" и как результат добиваемся своего.

Любая деятельность человека всегда сопровождается действиями, которые могут быть разделена на две большие группы:

ØПроизвольные,

ØНепроизвольные.

Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий.

Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные сужения и расширение зрачков, мигание, глотание, чихание и т.п. К непроизвольным движениям также относятся отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося резкого звука.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Механизм функционирования воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

Øнеобходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом,

Øнесмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

Øна пути практической деятельности человека возникают внутренние боязнь, неуверенность, сомнения или внешние объективные обстоятельства, (препятствия), которые необходимо преодолеть.

Иными словами, воля ее наличие или отсутствие проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием.

В качестве основных функций воли выделяют:

1.выбор мотивов и целей,

2.регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

3.организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

4.мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.


2. Теории воли


Воля как феномен человеческой психики давно, еще в античности привлекала внимание мыслителей.

1.Так, Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы.

Воля у Аристотеля выступала как фактор, способный изменять ход поведения:

Øинициировать его,

Øостанавливать,

Øменять направление и темп.

Однако мыслители античности, а позднее и средневековья не трактовали волю в современном ее личностном понимании. Так, в античности понятие "воля" поглощалось понятием "логика". По Аристотелю, например, любое действие вытекает в первую очередь из логического заключения.

2.В период средневековья существовал обряд экзориса - изгнания дьявола. Человек в те времена воспринимался лишь как пассивное, начало, в котором воля проявлялась в виде добрых и злых духов порой даже персонифицированных.

Такое понимание воли было обусловлено тем, что традиционное общество фактически отрицало самостоятельное начало в поведении. С.И. Рогов отмечает, что личность выступает в нем лишь как род, как программа, по которой жили предки. Право на отклонение признавалось лишь за некоторыми членами общества, например:

Øшаманом - человеком, который общается с духами предков;

Øкузнецом - человеком, которому подвластна сила огня и металла;

Øразбойником - человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу.

3.Понятие воли как бы возрождается в новое время вместе с появлением понятия личности, одной из главных ценностей которой является свобода воли. Появляется новое мировоззрение - экзистенциализм, "философия существования", согласно которому свобода - это абсолютная, свободная воля. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и А. Камю считали, что любой человек по сути своей своеволен и безответственен, а любые общественные нормы являются подавлением человеческой сущности.

4.В России интересную трактовку воли представил И.П. Павлов, рассматривая волю как "инстинкт" (рефлекс) свободы. Как инстинкт свободы, воля выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода или опасности.

Много споров возникло и возникает по вопросу сознательного или бессознательного происхождения понятия "воля".

ØСторонники идеалистических воззрений истолковывали как феномен воли, присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения. Способность же принимать решения, выражающие личностные установки и убеждения, они истолковывали как результат действий стоящей за этими актами иррациональной силы.

ØВ свое время немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман абсолютизировали волю, объявив ее космической силой, слепым бессознательным первоначалом, производным которого являются все психические проявления человека.

ØПсихоаналитическая психология представляла волю человека как своеобразную энергию человеческих поступков. Сторонники психоанализа считали, что поступками человека управляет некая биологическая энергия человека, превращенная в психическую. Фрейд отождествлял эту энергию с психосексуальной энергией полового влечения - бессознательным либидо, объясняя тем самым человеческое поведение сначала "окультуренными" проявлениями этой жизнеутверждающей силы Эрос, а затем ее борьбой со столь же подсознательной тягой человека к смерти Тантос.

ØСторонниками теории о воле как об особой надприродной силе, лежащей в основе психики и бытия в целом, являлись такие известные психологи, как В. Вундт и У. Джеймс. Теологическое толкование воли состоит в том, что воля отождествляется с божественным началом в мире: Бог - исключительный обладатель свободы воли, наделяющий ею людей по своему усмотрению.

ØМатериалисты трактуют волю как сторону психики, имеющую материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные. К этому типу также относятся импульсивные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели реакции. В противоположность непроизвольным, осознанные действия человека направлены на достижение им цели, что характерно для волевого поведения.

Материальной основой произвольных движений является деятельность гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоев коры мозга в области передней центральной извилины. В этих клетках зарождаются импульсы к движению. Ученые пришли к этому заключению, изучая причины возникновения абулии (болезненного безволия), которая развивается на почве мозговой патологии и аппраксии (нарушений) произвольной регуляции движений и действий, делающих невозможным осуществление волевого акта, возникающей в результате поражения лобных долей головного мозга. Учение о второй сигнальной системе И.П. Павлова значительно дополнило материалистическую концепцию, доказывая услово-рефлекторную сущность воли.

Современные исследования воли в психологии ведутся по разным научным направлениям:

Øв бихевиористски ориентированной науке изучаются определенные формы поведения,

Øв психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления,

Øв психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и исследовании соответствующих волевых характеристик личности.

Вместе с тем современная психология стремится придать науке о воле интегративный характер.


Волевая регуляция поведения человека и волевые качества личности


Воля и ее сила проявляются в волевых действиях поступках человека. Волевые действия, как и вся психическая деятельность, согласно И.П. Павлову, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показывают исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели.

Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции: побудительную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия.

В соответствии с указанными функциями воля подразделяется на:

Øактивизирующую,

Øпобудительную, стимулирующую,

Øтормозящую.

Побудительная функция способствует активности человека на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся момент самого действия.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

Побудительная и тормозная функция составляют "содержательную" основу процесса волевой регуляции.

С учетом изложенного, волевая регуляция поведения человека в ее наиболее развитом виде - это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением. Существуют различные уровни психической регуляции.

Выделяются следующие уровни психической регуляции:

.непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции);

.образная (сенсорная) и перцептивная регуляция;

.произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);

.волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

В результате волевой регуляции возникает волевой акт. Элементарный волевой акт возникает только тогда, когда в голове человека одновременно с мыслью о совершении какого-либо действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению.

Таким актом можно, например, считать идеомоторный акт, который представляет способность одной мысли о движении, вызвать само движение. Более сложный волевой акт связан с преодолением так называемой "конкурирующей" идеи, при наличии которой у человека возникает специфическое ощущение прилагаемого усилия, которое связано с проявлением силы воли.

Самый сложный волевой акт - такой, при котором путем преодоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение. К сложным волевым актам относятся, например, отказ от вредных привычек курения, алкоголизма и дурных компаний. Сложный волевой акт не осуществляется сиюминутно в реальном времени, иногда для его осуществления требуется приложение максимальной силы воли. Сложные волевые акты - наивысший показатель "волевого" человека. Еще одним отличием "волевого" человека от "человека привычки", является наличие у первого развитых волевых качеств.

Волевые качества подразделяются на три категории:

Øпервичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка);

Øвторичные, или производные, волевые качества (решительность, смелость, самообладание, уверенность);

Øтретичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность).

Волевые качества личности - категория динамическая, способная к изменению, развитию в течение жизни. Волевые качества нередко направляются не столько на овладение обстоятельствами и их преодоление, сколько на преодоление самого себя. Это особенно касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.


Механизмы волевой регуляции


Все достижения человека и человечества в целом не обходятся без участия воли, волевой регуляции поведения. Все волевые процессы, составляющие механизм регуляции, имеют несколько существенных фаз:

.возникновение побуждения и постановка цели;

.стадия обсуждения и борьба мотивов;

.принятие решения;

Исполнение.

Ключевыми понятиями 1-3-й фаз являются влечение и желание. Влечение - это неосознанная потребность, а желание - осознанная потребность, готовая превратиться сначала в мотив, а затем и в цель поведения.

Однако далеко не всякое желание может сразу претвориться в жизнь, так как у человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний, порождая тем, самым борьбу мотивов. Борьба мотивов нередко сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярны. В традиционной психологии борьба мотивов рассматривается как ядро волевого акта. Преодоление же внутреннего конфликта идет лишь через осознание реальной значимости и соотношения мотивов, их важности для человека и последствий, результирующих волевое действие.

Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов, порождающим специфическое для волевого акта чувство ответственности за действие. Процесс принятия решения достаточно сложен, и его скорость во многом зависит от такой категории, как "решимость" человека, степень которой зависит от следующих факторов:

Øналичия разумных оснований для осуществления волевого акта;

Øдинамики и силы внешних обстоятельств, определяющих шкалу мотивов;

Øтемперамента и характерологических особенностей человека, принимающего решение.

Лучше уяснить эту мысль поможет схема, предложенная Л.Д. Столяренко (рис. 31).


Рис. 31. Динамика воли в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека

Обозначения:

Воля не требуется, желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире;

Требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей;

Требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений. Человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, он мучается при принятии решения;

Требуются интенсивные волевые усилия, чтобы преодолеть внутренние сомнения для выбора решений и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению намеренное целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.


Заключительной фазой волевого процесса является исполнение. Этап исполнения имеет сложную внутреннюю структуру: принять решение - это не значит сразу его выполнить.

Исполнение решения очень тесно связано с такой категорией, как время. Если исполнение откладывается на значительный срок, то речь идет о намерении, которое, в свою очередь, должно быть тщательно спланировано, что определит успешность и скорость исполнения. Для окончательного принятия решения и исполнения требуется волевое усилие.

Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижение цели.

Волевое усилие зависит от следующих факторов:

Øмировоззрение личности;

Øморальной устойчивости;

Øналичия общественной значимости целей;

Øустановки по отношению к действию;

Øуровня самоорганизации личности.

Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры личности и ее внутренних особенностей. Волевое действие каждого человека неповторимо.

Знание механизмов волевой регуляции и способов развития воли необходимо каждому человеку, стремящемуся к планомерному и успешному саморазвитию и достижению жизненных целей.


Развитие воли у человека


Воля - одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Диапазон сильной воли столь же велик, как и диапазон слабоволия.

Желание укрепить свою волю, расширить спектр применения волевого действия чаще всего возникает у людей с интернальной локализацией контроля.

Локализация контроля - это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам. В зависимости от этого различаются интерналы и экстерналы.

Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю.

Экстерналы же все стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность и тем самым снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки.

Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества, например, как страх и лень, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.

Работая над развитием воли, можно опираться на рекомендации, которые дают Л.И. Рувинский и С.И. Хохлов.

1.Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их. Принятое решение должно быть выполнено.

2.Цель должна быть полезной, общественно значимой, привлекательной.

.Поставленная цель должна быть тщательно обдумана. Нельзя ставить цели и принимать решения, когда вы в состоянии сильного эмоционального возбуждения, гнева, а также когда не могут быть учтены наиболее существенные обстоятельства, связанные с выполнением вашего решения.

.Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям. Она будет достигнута при наличии:

Øволевого усилия, необходимого для выполнения решения;

Øопределенных знаний и умений, необходимых для выполнения решения;

Øразвитого того или иного волевого качества выдержки, настойчивости, прилежания, смелости, целеустремленности;

Øвремени и средств, необходимых для выполнения решения.

5.Поставленная цель должна быть абсолютно конкретной:

Øуказаны сроки, точно определен минимальный объем ежедневной запланированной работы;

Øобщей продолжительности работы над чем-либо;

Øточно указан предполагаемый результат;

Øуказаны средства реализации принятого решения.

Øглавная цель должна быть разбита на ряд промежуточных.

Необходимым условием эффективности постановки цели является умение сделать ее достижимой, привлекательной и включить в качестве составной части в значимые для нас и реально действующие мотивы.

Таким образом, от осознания значимости цели, правильного ее выбора, сочетания ближних, средних и дальних перспектив, зависит ее побудительная сила.

Для успешного претворения в жизнь наших планов необходима внутренняя активность. Она должна быть целенаправленной и осуществляться со знанием дела, с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Обучаясь управлять своими чувствами и психическими состояниями, мы получаем двойную пользу: во-первых, развиваем и укрепляем нужные черты характера самообладание, выдержку, а во-вторых, также вызываем необходимые психические состояния, которые помогают нам достигать поставленных целей.

Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Именно поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств личности, но и необходимо для ее формирования в целом.


Литература


1. Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2005

Под ред. Б.А. Сосновского: Психология. - М.: Юрайт, 2005

Реан А.А. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2005

Совет УМО университетов РФ по психологии; Под ред. Т.Д. Марцинковской: Рец. М.Ю. Кондратьев, А.И. Подольский: Психология развития. - М.: Академия, 2005

Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005

Психология. Программы-минимум кандидатских экзаменов. - М.: Икар, 2004

Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.: Владос-Пресс, 2004

Бодалев А.А. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2004

Волков Б.С. Психология развития человека. - М.: Академический Проект, 2004


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психология. Учебник для средней школы. Теплов Б. М.

§66. Анализ волевого действия

§66. Анализ волевого действия

Волевое действие, как мы знаем, предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать,- прежде чем действовать фактически, он действует мысленно.

С другой стороны, волевое действие - это действие в затруднённых условиях, действие, связанное с преодолением каких-либо препятствий. Отсюда следует, что «мысленное действие», предшествующее фактическому, не может ограничиться простым сознаванием цели и средств её достижения, а включает в себя сложный процесс обсуждения различных возможностей: действовать или воздержаться от действия, в каком направлении действовать, каким путём и какими способами действовать. Этот процесс заканчивается принятием решения.

За принятием решения следует переход от «мысленного действия» к фактическому, т. е. приведение этого решения в исполнение.

Таким образом, мы можем выделить две основные стадии волевого действия: 1) подготовительную стадию- «мысленное действие»,- заканчивающуюся принятием решения, и 2) завершающую стадию - «фактическое действие»,- заключающуюся в исполнении принятого решения.

В тех случаях, когда действовать надо немедленно, решение и исполнение непосредственно следуют друг за другом, решение непосредственно переходит в исполнение.

Примером волевого действия такого типа может служить эпизод в романе Н. Островского «Как закалялась сталь», когда Корчагин, военком батальона, на манёврах территориальных частей получает от начальника штаба полка приказание слезть с лошади и участвовать в манёврах пешком. Приказание отдано в очень резкой форме с оттенком насмешки над инвалидностью Корчагина.

«Корчагина словно хлестнули плёткой. Рванул коня уздой...» Несколько минут в нём «боролись два чувства: обида и выдержка». Победило второе: «Корчагин был военком батальона, этот батальон стоял за ним. Какой же пример дисциплины показал бы он ему своим поведением!..» Решение беспрекословно подчиниться приказанию, несмотря на несправедливость и резкость его, тотчас переходит в исполнение: «Он освободил ноги из стремян, слез с лошади и, превозмогая острую боль в суставах, пошёл к правому флангу».

В других случаях решение касается не отдельного и притом безотлагательного действия, а направления и характера деятельности, растягивающейся иногда на очень долгое время и состоящей из многих отдельных действий, не поведения в данный момент, а программы будущего поведения, не того, как поступить сейчас, а того, как поступать в будущем в определённых ситуациях. Человек может принять решение окончить школу отличником, не курить, определённым образом держать себя с тем или другим человеком и т. п.

Примером решения такого типа может явиться другой эпизод из той же книги Н. Островского, когда Корчагин, до конца поняв грозный ход своей болезни, стал перед вопросом: «Как же должен он поступить с собой сейчас, после разгрома, когда нет надежды на возвращение в строй?.. Что же делать?..» Два направления чувств и мыслей борются в нём. Одно ведёт к самоубийству: «Для чего жить, когда он уже потерял самое дорогое - способность бороться?.. Умел неплохо жить, умей во-время и кончить». Другое ведёт к тому, чтобы найти возможность сделать свою жизнь полезной, несмотря на болезнь; самоубийство - «самый трусливый и лёгкий выход из положения.. Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной».

В течение долгих часов, проведённых в старом парке приморского города, Корчагин, по его выражению, «устроил заседание «политбюро» и вынес огромной важности решение» - вырваться из железного кольца и вернуться в строй с новым оружием в руках.

В таких случаях принятие решения приводит не прямо к исполнению, а к возникновению намерения, представляющего собой внутреннюю настроенность действовать в будущем в определённом направлении.

Однако намерения имеют значение не сами по себе. Они нужны только как подготовка к действию. Человек, вооружённый самыми хорошими намерениями, но не реализующий их в деятельности,- человек слабой, а не сильной воли. Воля проявляется в принятии решения, но гораздо больше проявляется она в исполнении этих решений. Множество людей принимают решение и вооружаются намерением бросить курить, но обнаружит сильную волю в этом вопросе только тот, кто сумеет осуществить это решение.

Решение и намерение - необходимые звенья волевого действия, но важнейшим, центральным пунктом его является исполнение решения.

Первая подготовительная стадия волевого действия, заканчивающаяся принятием решения, может протекать различно. При наличии внутренних препятствий начальная стадия волевого действия иногда принимает характер борьбы мотивов.

Внутренние препятствия, как мы знаем, выражаются в конфликте противоречащих друг другу побуждений. Этот конфликт и развёртывается в борьбу мотивов, включающую в себя взвешивание, обсуждение, оценку противоречащих желаний, стремлений, чувств. В обоих приведённых эпизодах из жизни Павла Корчагина мы наблюдаем такого рода борьбу мотивов: в первом случае борьбу между чувством обиды и выдержкой, дисциплинированностью, во втором случае - между отчаянием и тягой к «бумажному героизму», с одной стороны, и стремлением к борьбе, железной настойчивостью и чувством долга подлинного большевика - с другой.

При борьбе мотивов дело идёт о цели и направлении действия, а не о способах выполнения его. Принимаемое решение касается того, что делать, а не того, как делать. Перед Корчагиным в первом эпизоде стоит вопрос о том, исполнить ли беспрекословно несправедливое приказание, а не о том, каким способом его исполнить.

Борьба мотивов в подлинно волевом действии - это борьба между сознанием долга, чувством долга и какими-либо противоречащими долгу побуждениями.

У Корчагина в эпизоде на манёврах происходит борьба между чувством обиды, готовым перейти в аффективную вспышку («Рванул коня уздой..»), и сознанием того, что он должен показать своему батальону пример дисциплины. Сущность внутренней борьбы Корчагина во время долгих размышлений его в старом парке сводится к решению вопроса: как он должен поступить? Чего требует от него долг большевика?

В других случаях в подготовительной стадии волевого действия на первое место выдвигается выбор способа действия. Чаше всего это бывает в тех случаях, когда трудность заключается в преодолении внешних, а не внутренних препятствий: нет конфликта мотивов, цель действия ясна, но не ясно, какими путями можно достичь этой цели, как преодолеть трудности, стоящие на пути к ней. В этих случаях нужно произвести выбор между разными способами действия, нужно, иначе говоря, составить план действия. Решение здесь должно касаться не вопроса о цели, а вопроса о средствах и путях достижения её.

Возьмём снова пример из книги Н. Островского «Как закалялась сталь». Павел Корчагин встречает на шоссе петлюровца, ведущего арестованного Жухрая. «Сердце Корчагина заколотилось со страшной силой Мысли бежали одна за другой, их нельзя было схватить и оформить. Слишком мал был срок для решения. Одно было ясно: Жухрай погиб. И, смотря на подходивших, Павел затерялся в рое охвативших его чувств. «Что делать?» В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер. Как только пройдут мимо, выстрелить в спину вот этому, с винтовкой, и тогда Фёдор свободен. И от мгновенного решения прекратилась пляска мыслей». Он поравнялся с Жухраем, наступает мгновенье, когда надо действовать. «Но голову сверлила тревожная мысль: «Если я выстрелю в него и промахнусь, то пуля может попасть в Жухрая...» Разве можно было думать, когда петлюровец уже был рядом? И случилось так: с Павлом поравнялся рыжеусый конвоир; Корчагин неожиданно бросился к нему и, схватив винтовку, резким движением пригнул к земле».

Ни о какой борьбе мотивов здесь нет и речи. Огромное напряжение всех психических сил целиком направлено в одну сторону: отыскать способ действия, план действия. Несмотря на очень короткий срок, в душе Павла развёртывается сложный ряд процессов. Сначала растерянность, недоумение, «рой» сменяющих друг друга чувств и мыслей. Затем мгновенно возникает первое решение, и «пляска мыслей» прекращается. Но когда уже подходит время действовать, когда, казалось бы, некогда думать, выясняется неудовлетворительность этого решения, и буквально в последние мгновенья оно заменяется новым: не стрелять, а вырвать винтовку из рук конвоира. Возникновение этого последнего решения так тесно слито во времени с исполнением, что самому Корчагину его действия представляются «неожиданными». На самом деле и в этом случае «фактическому действию» предшествовало «мысленное», исполнению предшествовало решение, хотя они и отделялись друг от друга всего лишь незначительной частью секунды.

Выбор способа действия требует работы мысли и иногда очень сложной работы (у Корчагина «мысли бежали одна за другой», «прекратилась пляска мыслей», «голову сверлила... мысль», «разве можно было думать?..» и т. д.). Однако составление плана, входящее в волевое действие, является не только мыслительным, но и волевым процессом, поскольку план составляется не как «план вообще», не как план действий, теоретически возможных в данной ситуации, а как мысленное предвосхищение реального действия, как обязательство для исполнения. Каждый из нас может, мысленно став на место Корчагина, решать задачу за него, отыскивая наилучший в его положении способ действия. Но наша психическая деятельность в этом случае будет только мыслительной, тогда как у него она была одновременно и мыслительной и волевой.

При преодолении как внутренних, так и внешних препятствий воля проявляется в уменье заставить себя сделать то, чего требует чувство долга.

Развитое чувство долга - ценнейшее качество человека и самое важное условие формирования морально воспитанной воли. Вырастая в самый сильный мотив человеческих действий, чувство долга ведёт к совершению подвигов, делает человека героем.

В день юбилея Красной Армии, 23 февраля 1943 года, на привале состоялось комсомольское собрание батальона 254-го Гвардейского стрелкового полка. Обсуждали, как лучше выполнить боевой приказ - взять деревню Чернушку.

На собрании выступил комсомолец Саша Матросов - молодой белокурый паренёк с автоматом на груди. Оглядев товарищей, он сказал торжественно и властно:

Мы выполним приказ! Я буду драться с немцами, пока мои руки держат оружие, пока бьётся моё сердце. Я буду драться за нашу землю, презирая смерть!

Всю ночь батальон шёл бездорожьем, через лес. На остановках Саша Матросов не один раз говорил в эту ночь своим друзьям:

Ну, братва, помни уговор наш: воевать, так воевать. Надо будет - умри, а дело сделай.

Подступы к деревне Чернушке преграждали три вражеских дзота; два фланговых удалось блокировать, но центральный дзот вёл яростный огонь и не давал возможности пересечь поляну, отделявшую позицию батальона от деревни. Группы автоматчиков, высылавшиеся для ликвидации дзота, погибали, как только выползали на поляну. Нельзя было прорваться к деревне, не остановив, хотя бы временно, огонь вражеского пулемёта.

Саша Матросов скрытно подполз сбоку к дзоту и дал очередь по амбразуре. Его пули попали в амбразуру; пулемёт замолчал, но через несколько секунд снова ожил. Тогда Матросов вскочил на ноги, рванулся вперёд и своим телом закрыл амбразуру. Огонь мгновенно прекратился. Воины бросились вперёд, и дзот был взят.

Так комсомолец Саша Матросов сдержал своё слово и действительно до конца выполнил свой долг. Решимостью пожертвовать своей жизнью он заслужил высокое право на бессмертие. Гвардии рядовой Герой Советского Союза Александр Матросов навечно зачислен в списки роты, с которой он шёл в бой под Чернушкой (см. «Правду» от 12 сентября 1943 года).

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

Выполнение волевого акта

автора Войтина Юлия Михайловна

63. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно.

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

1. Место действия В этой игре ты можешь стать всем, чем хочешь! Тимоти Лири15 «Первой ассоциацией, которую вызвала у меня эта книга, был роман Германа Гессе "Игра в бисер". Мастер Игры у Гессе должен составить партию из запахов летнего утра, мелодии Моцарта и математической

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

6.7. Природа волевого усилия Природа волевого усилия до конца еще не раскрыта. Каковы физиологические механизмы возникновения волевого усилия, каким путем человек регулирует его интенсивность, т. е. энергию, - все это остается пока не выясненным до конца (что дает

Из книги Библия языка телодвижений автора Моррис Десмонд

6.8. Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия Волевое усилие возникает не спонтанно, а под влиянием самостимуляции, которая является психологическим механизмом волевой активности. Одним из первых на сознательную самостимуляцию волевых усилий обратил

Из книги Я слышу, что вы думаете на самом деле [фрагмент] автора Иванова Светлана Владимировна

6.9. Характеристики и виды волевого усилия Волевое усилие может иметь различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявляемую тем или иным человеком силу воли.Волевое усилие характеризуется и таким свойством,

Из книги Мораль и разум [Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла] автора Хаузер Марк

8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества) Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения

Из книги Опыты исследования личной истории автора Калмыкова Екатерина Семеновна

Оценка силы и длительности волевого усилия по А. Н. Шадрину Новизна подхода заключается в отказе от оценки субъективных ощущений испытуемого, обычно выражающихся в словесных формах типа «устал», «очень устал», «скоро не смогу» и т. д. В основу предлагаемой методики

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

ДЕЙСТВИЯ Все животные совершают действия; большая часть животных только этим и занимается. Кроме того, почти все животные создают артефакты, конструкции или изделия, такие, как гнезда, паутина, лежбища и норы. Обезьяны, судя по всему, способны к абстрактному мышлению. Но

Из книги Рациональные перемены автора Маркмен Арт

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ Игровые сигналы, правила игры и игривостьИгра - это деятельность, характеризующаяся прежде всего бесполезностью. Во время игры мы в некотором роде испытываем на прочность окружающий мир и самих себя.Для начала разграничим игру и специальное обучение.

64. Анализ сложного волевого действия Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Однако такие действия, как ходьба, устный счет в пределах таблицы умножения, речевое общение с близкими, родными и т. д., не являются

Из книги автора

Действия Перечислите действия, которые вы можете предпринять для продвижения к своей цели. Пока не думайте о том, как их выполнять. Руководствуясь изложенным в главе 4, вы сможете выработать план на основании записанного, теперь же сосредоточьтесь на определенных