План самообразования воспитателя. Как строится работа по самообразованию педагога детского сада Дошкольное воспитание план по самообразованию

Цели и направления образования воспитателей ДОУ

Самообразование - это осознанная, активная познавательная, творческая деятельность педагога. Через нее педагог обогащает свои профессиональные знания и совершенствует методические приемы работы с детьми, обновляя их соответственно текущему уровню развития педагогики и психологии.

Воспитателю ДОУ следует целенаправленно составлять план по собственному самообразованию, включая в него все основные направления обучения:

  • осведомленность в вопросах нововведений в базе нормативной документации по дошкольному образованию;
  • ознакомление со свежей учебной литературой и методическими рекомендациями;
  • информированность о последних научных достижениях в области педагогической мысли, детской физиологии и возрастной психологии;
  • изучение новейших технологий в области педагогики, авторских методик, современных комплексных и парциальных программ, а также передового опыта других дошкольных учреждений;
  • совершенствование общекультурного уровня; качественное расширение образовательного кругозора педагогов.

Для повышения своего профессионального уровня педагогу детского сада доступны самые разные формы самообразования, как требующие специального финансирования и участия коллег, так и бесплатные самостоятельные формы освоения новой информации:

  • чтение специальной периодической литературы и монографий;
  • работа с библиотечными изданиями;
  • создание личной тематической картотеки; продуктивная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, тренингов, научных конференций;
  • сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик;
  • обращение за консультацией к профессионалам учебных центров переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры вузов.

Формирование и реализация плана по самообразованию воспитателя ДОУ

Сформировать план и выбрать область, в которой воспитателю в первую очередь необходимо повысить уровень своих знаний и навыков, может помочь методист образовательного учреждения. Для облегчения планирования образовательной программы педсостава процесс образования можно разделить на следующие этапы:

  • Подготовительно-диагностический. Воспитатель на этом этапе осознает внутреннюю мотивацию к самообразованию, потребности к расширению своего кругозора, расширению сферы компетенции, определяет цели и задачи. Старший воспитатель (методист) всесторонне анализирует деятельность педагога, проводит с ним индивидуальную беседу, анкетирования в целях выявления творческих способностей, интересов, склонностей.
  • Этап планирования . Воспитатель ДОУ определяется с темой, выделяет важные аспекты, указывает основные этапы, формы, методы своей работы, оформляет перспективный план по самообразованию. Старший воспитатель на этом этапе консультирует, методически сопровождает педагога.
  • Этап учебной деятельности. Воспитатель знакомится с теоретическими аспектами, изучает методическую литературу по выбранной теме. Методист подбирает учебную и методическую литературу, готовит видеоматериалы, при необходимости оформляет тематический стенд и выставки.
  • Этап практической деятельности. Воспитатель готовит и проводит с детьми занятия, игры, проекты, изготавливает дополнительные дидактические пособия. Методист посещает занятия, оценивает практический опыт педагога.
  • Подведение итогов. Воспитатель заполняет рабочую тетрадь о проделанной работе, отчетную папку с данными о динамике результатов у воспитанников, организует выставку детских работ, готовит итоговый доклад. Старший воспитатель консультирует педагога в вопросах оформления результатов проделанной работы.

Для грамотной организации процесса самообразования педагогам рекомендуется завести специальную рабочую тетрадь. В ней можно фиксировать инновационные предложения различных образовательных методик, в том числе авторских.

Особенности планирования програаммы самообразованию воспитателя ДОУ

Педагог может столкнуться с типичными проблемами, возникающими в самостоятельной учебной деятельности. Предлагаем ответы на стандартные вопросы, вызывающие у воспитателей трудности при составлении плана по самообразованию.

  • Проблема: Тяжело определить и сформулировать тему по самообразованию.

Решение: Педагогу предлагается выявить ключевую тему, которая будет оставаться значимой для него в ближайшей перспективе. На стадии формулировки темы следует обращаться к нормативно-правовым документам (учебным программам, государственным стандартам).

  • Проблема: Затруднения в выборе необходимой методической литературы.

Решение: Просмотр оглавления и аннотации книги поможет педагогу быстрее сориентироваться в ее содержании, и оценить степень полезности. Рекомендуется четко определить круг вопросов по теме самообразования в ДОУ по ФГОС, на которые воспитателю нужно найти ответы.

  • Проблема: Трудности с осмыслением прочитанного методического материала.

Решение: Педагогу предлагается использовать практику конспектирования, записи ключевых тезисов. В процессе работы следует систематизировать информацию: выделять главные мысли, факты, понятия. Для уяснения смысла непонятных терминов будут полезны толковые словари и справочники.

Проблема выбора темы по самообразованию в ДОУ для воспитателей по ФГОС

План самообразования воспитателя требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает много вопросов. Одна из первых проблема, которая может возникнуть перед педагогом, - это проблема выбора темы. Воспитатель всегда может рассчитывать на помощь методиста, однако также он может самостоятельно проанализировать актуальность и практическую значимость темы и сделать самостоятельный выбор.

  • освоением практических навыков проведения конструктивной работы;
  • формированием базисного уровня профессионального мастерства;
  • осознанием важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели воспитания и образования.

Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет рекомендованы темы по самообразованию, связанные с:

  • освоением методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
  • раскрытием творческого таланта;
  • применением учебно-методических знаний на практике.

Для опытных воспитателей, мастеров педагогического дела, предлагаются темы, затрагивающие:

  • развитие профессиональной гибкости, подстраивание профессиональной деятельности под реалии современного общества;
  • практику наставничества и помощи молодым специалистам;
  • раскрытие творческих возможностей; исследовательскую работу, основанную на собственном многолетнем опыте.

Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:

  • изучение основ методической работы с дошкольниками младших групп;
  • адаптации к образовательному и воспитательному процессу в ДОУ;

Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет). Проблема формулировки темы по самообразованию согласно ФГОС Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости от области (сферы) применения: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, области речевого развития, области физического развития. Формулируются темы для старших воспитателей и методистов.

Примеры формулировок тем для социально-коммуникативной области:

  • Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях ДОУ
  • Формирование навыков осознанного поведения у младших дошкольников на основе знаний о безопасности жизнедеятельности
  • Социализация воспитанников среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
  • Становление у старших дошкольников нравственных качеств личности в процессе патриотического воспитания.

Примеры формулировок тем для художественно-эстетической сферы:

  • Становление эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками
  • Раскрытие творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста путем освоения техники лепки и конструирования
  • Развитие навыков творческой свободы самовыражения и навыков самостоятельности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Примеры тем по самообразованию в детском саду для воспитателей по ФГОС

Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:

  1. Активизация словаря воспитанников младшей возрастной группы.
  2. Влияние образовательной деятельности на игры младших дошкольников.
  3. Воспитание дошкольников с помощью трудовой деятельности.
  4. Воспитание нравственности у дошкольников посредством чтения русских народных сказок.
  5. Половое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.
  6. Психолого-педагогическая помощь родителям дошкольников в их воспитании и развитии.
  7. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков.
  8. Формирование у дошкольников способностей к самообслуживанию.
  9. Методы стимулирования умственной деятельности в процессе знакомства детей с природой.
  10. Создание психологически комфортной обстановки в группе ДОУ.
  11. Обучение воспитанников ДОУ грамоте. Методика формирования у дошкольников правильной осанки, профилактика нарушений.
  12. Значимость оздоровительной гимнастики после “тихого часа”.
  13. Методика работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.
  14. Развитие у дошкольников сенсорных способностей.
  15. Формирование у дошкольников первоначальных знаний о космосе.
  16. Развитие коммуникабельности у дошкольников Методы экологического воспитания детей в ДОУ.
  17. Познавательное развитие дошкольников с применением мультимедийных дидактических игр.
  18. Развитие у дошкольников творческих способностей посредством кукольного театра.
  19. Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
  20. Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.
  21. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.
  22. Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
  23. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
  24. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
  25. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
  26. Дидактические игры в обучении детей основам математики.
  27. Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
  28. Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
  29. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
  30. Игра как средство общения дошкольников.
  31. Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
  32. Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
  33. Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  34. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 - 3 лет.
  35. Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.
  36. Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.
  37. Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
  38. Обогащение социального опыта дошкольников.
  39. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
  40. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
  41. Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
  42. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
  43. Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  44. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
  45. Правила дорожного движения для дошкольников.
  46. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
  47. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  48. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
  49. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).
  50. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
  51. Развитие коммуникативных способносте старших дошкольников через общение с природой.
  52. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
  53. Развитие мелкой моторики дошкольников.
  54. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
  55. Развитие познавательной деятельности дошкольников.
  56. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
  57. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
  58. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.
  59. Развитие сенсорных способностей дошкольников.
  60. Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
  61. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
  62. Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.
  63. Речевое развитие дошкольников 46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
  64. Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
  65. Роль загадки в развитии дошкольника.
  66. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
  67. Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
  68. Современные подходы к реализации задач образовательной области "Познание".
  69. Театр - как средство формирования связной речи дошкольников.
  70. Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.
  71. Физическое развитие детей в игровой деятельности.
  72. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
  73. Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.
  74. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.
  75. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
  76. Формирование начал экологической культуры дошкольников.
  77. Формирование основ педагогического мастерства.
  78. Формирование патриотических чувств у дошкольников.
  79. Формирование речи детей в игровой деятельности.
  80. Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
  81. Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.
  82. Экологическое воспитание детей в детском саду.
  83. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

Приложение Пример рабочей тетради по самообразованию

Страница I .

МДОУ …….

……………………

воспитатель

стаж работы в должности…….

Страница II .

Самообразование.

  • название темы:

(обоснование темы)

  • цели:
  • задачи:
  • предполагаемый результат:

страница III .

Этапы самообразования:

1. Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

страница IV .

1. Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

время работы с материалами

источник

(сайт; издательство,

год издания)

результат

+ Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы? Вырезки, копии, цитаты…

Страница V .

2 .Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

посещение и участие в городских и окружных мероприятиях

дата и место проведения

тип мероприятия

тема

отчет

+ фото и отчеты о конференциях, круглых столах, семинарах

участие в методической работе детского сада

дата

тема

форма участия

+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)

Страница VI .

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

  • Перспективный план работы по теме самообразования (отражение темы во всех образовательных областях)

Каким образом проводилось практическое применение теоретического материала?

Какие формы работы, виды деятельности были использованы? (На занятиях, вне занятий, в совместной деятельности педагога с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей, в кружковой работе и пр.)

Какими пособиями пользовался педагог при работе по данной методической теме? Какие методические пособия (игры, нетрадиционное оборудование и пр.) разработаны самостоятельно? Конспекты, сценарии и фото(занятий, пособий)

  • Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)

Страница VII .

4.Представление опыта работы по теме.

  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе
    Как работает выбранная тема под цель и задачи Вашего ГОУ?
    Проекция на будущее (предполагаемый результат). Что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить?

Литература:

  1. Н.А. Кочкина, А.Н. Чернышева Портфолио в ДОУ - М.: Издательство "Скрипторий 2003" 2008
  2. Г.Б.Голуб, О.В. Чуракова Портфолио в системе педагогической диагностики М., 2005

План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего общения с детьми. В плане содержится программа методической деятельности на предстоящий учебный год.

Этапы работы над планом самообразования

План самообразования воспитателя можно разделить на несколько частей:

1. Следует обосновать свой выбор, почему была выбрана именно эта тема для работы.

2. Каким образом коррелирует выбранная тема с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения?

3. Какая предварительная работа велась перед тем, как начать самообразование?

4. Какие программы и методики были изучены во время работы над темой? Какие методические рекомендации были учтены и приняты на заметку?

5. Практическое применение теории. Какие формы взаимодействия с детьми были выбраны воспитателем: на занятиях, вне занятий, на совместных встречах с родителями и другое.

6. Собственные методические наработки, cделанные в ходе работы над темой.

7. Результат работы по теме согласно диагностике.

8. Каковы выводы? Какова положительная динамика развития у детей?

9. Перспективы дальнейшей работы по теме. Как можно улучшить работу? План будущих разработок.

10. Подведение итогов самообразования.

ВЫБОР ТЕМЫ

При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.

Тему, как правило, дает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.

Молодые специалисты, которые имеют небольшой опыт работы в детском саду, могут проверить свою готовность к самообразования по карте Г.М. Коджаспировой (см. приложение 1).

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:

  • Каждый год воспитатель выбирает новую тему.
  • Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.

Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).

Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Примерные темы:

  • Экологическое воспитание: «Экологическое воспитание через познавательное развитие», «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Здоровьесберегающие технологии: «Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников», «Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников», «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».
  • Патриотическое направление: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства», «Мини-музей «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».
  • Роль семьи: «Праздники и развлечения с привлечением родителей, как средство эстетического воспитания», «Формирование у родителей гуманистических позиций к воспитанию детей», «Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка».
  • Творческое развитие: «Детский оркестр – форма развития музыкальных способностей дошкольников», «Виды орнамента в декоративной резьбе по дереву» и другие.

Несколько воспитателей могут быть объединены в работе над темой, имеющей непосредственное отношение к годовой задаче ДОУ. Если на базе детского сада работает стажировочная площадка, то тема может освещать ее экспериментальную или исследовательскую деятельность.

НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru Так же в магазине можно приобрести игры и игрушки, счетный материал, детские костюмы по профессиям и многое другое.

Как выглядит план самообразования воспитателя?

План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:

Форма Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «____________________»

__________________________

(Ф.И.О. педагога)

__________________________

(специальность)

__________________________

(образование)

__________________________

(стаж педагогической работы)

__________________________

__________________________

(курсы повышения квалификации)

__________________________

(дата начала работы над темой)

__________________________

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «__________________________________________________________________________________».

Цель: «__________________________________________________________________________________».

  • Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете №… по теме: «_____________________________________»;
  • Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
  • Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «__________________________________________________________________________________»;

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

5. Выставка работ. Тема: «_________________________________________________________________»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

7. Проект. Тема: «_________________________________________________________________________»;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Перспективный план самообразования педагога:

Выводы:

Формы представления результатов самообразования:

  • Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
  • Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
  • Открытое занятие, открытый просмотр.
  • Творческий отчет.
  • Проведение мероприятий, развлечений.
  • Наглядно-иллюстративный материал.
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.

Приложение 1

Рекасон №220-286-815
Приложение 1

Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности (разработана Г.М. Коджаспировой)

Инструкция. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите оценить себя коллегам по работе. Сравните результаты. Сделайте выводы.

Ι. Мотивационный компонент

1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.
3. Чувство долга и ответственности.
4. Любознательность.
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности.
6. Потребность в ППСО.
7. Потребность в самопознании.
8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для Вас видов деятельности.
9. Уверенность в своих силах.

ΙΙ. Когнитивный компонент

1. Уровень общеобразовательных знаний.
2. Уровень общеобразовательных умений.
3. Уровень педагогических знаний и умений.
4. Уровень психологических знаний и умений.
5. Уровень методических знаний и умений.
6. Уровень специальных знаний.

ΙΙΙ. Нравственно-волевой компонент

1. Положительное отношение к процессу учения.
2. Критичность.
3. Самостоятельность.
4. Целеустремленность.
5. Воля.
6. Трудоспособность.
7. Умение доводить начатое дело до конца.
8. Смелость.
9. Самокритичность.

ΙV. Гностический компонент

1. Умение ставить и решать познавательные задачи.
2. Гибкость и оперативность мышления.
3. Наблюдательность.
4. Способность к педагогическому анализу.
5. Способность к синтезу и обобщению.
6. Креативность и ее проявление в педагогической деятельности.
7. Память и ее оперативность.
8. Удовлетворение от познания.
9. Умение слушать.
10. Умение владеть разными типами чтения.
11. Умение выделять и усваивать определенное содержание.
12. Умение доказывать, обосновывать суждения.
13. Систематизировать, классифицировать.
14. Умение видеть противоречия и проблемы.
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
17. Независимость суждений.

V. Организационный компонент

1. Умение планировать время.
2. Умение планировать свою работу.
3. Умение перестраивать систему деятельности.
4. Умение работать в библиотеках.
5. Умение ориентироваться в классификации источников.
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.
7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного.

VΙ. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности

1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.
2. Способность к самоанализу и рефлексии.
3. Способность к самоорганизации и мобилизации.
4. Самоконтроль.
5. Трудолюбие и прилежание.

VΙΙ. Коммуникативные способности (5-45 очков)

1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег.
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании.
3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии.
4. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.

Литература:

  • Коджаспирова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. М., Просвещение. 1993

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- Детский сад присмотра и оздоровления “Туллукчаан-от”

Педагогический проект.

Старший воспитатель МБДОУ «Туллукчаан-от»

с. Оргет Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия)

Мартынова Надежда Титовна

Введение

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 21.). Уровень квалификации руководящих и педагогических работников ДОО, реализующей Программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») определены должности руководителя (директор, заведующий), заместителя руководителя образовательного учреждения, а также перечень должностей педагогических работников и квалификационные требования к ним.

Понятие "самообразование" состоит из комплектования личнойбиблиотеки иумственного труда дома, наедине( В.А. Сухомлинский).

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века - это:

    Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

    Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

    Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

    Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, мы пришли к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".
По мнению Н.С. Голициной, самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогических и психологических наук
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.
Основными направлениями в системе образования педагогов дошкольного учреждения являются:

    Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

    Изучение учебной и научно- методической литературы;

    Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

    Изучение новых программ и педагогических технологий;

    Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

    Повышение общекультурного уровня.

Анализ литературы по проблеме, показывает, что изменились требования к самообразованию педагогов. При разработке плана работы по данной теме нами были изучены нормативно - правовые документы и применены на практике источники, имеющиеся в дошкольном учреждении:

    методическое обеспечение ДОУ по данной теме;

    диагностика мастерства и творчества педагога;

    планирование самостоятельного самообразования педагогов по данной теме.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы самообразования педагогов, чаще работа с педагогами ведется только по одному из направлений, в связи с этим выявлены следующие противоречия:

    Между участием педагогов в образовательном процессе и недостатком их заинтересованности в области данной проблемы, а так же низким уровнем педагогической компетентности педагогов;

    Между пониманием педагогами значимости этой проблемы и нехваткой методической литературы;

    Между необходимостью повысить заинтересованность педагогов и нуждающейся в обогащении по данной тематике, создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ.

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.

Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов.

На основании всего выше изложенного сделан вывод о необходимости повышения самообразования педагогов в дошкольном учреждении, поэтому была выбрана тема:

«Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Объект: процесс повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ.

Предмет: самообразование педагога, обеспечивающее развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Цель: организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи :
- Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
- Развивать умение анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути развивающей работы с детьми.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Предполагаемые итоги реализации проекта:
Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
- умение ставить цели, задачи, планировать работу;
- умение работать с учебной, справочной, научно – методической литературой, с интернет – ресурсами (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.);
- умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.;
- умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы;
- умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.

Основными нормативными документами, регламентирующими профессиональную компетентность педагога, являются:

    Закон РФ «Об образовании».

    Конвенция о правах ребенка.

    Устав дошкольного учреждения.

    Концепция дошкольного образования.

Срок реализации проекта: 3 учебных года.

Пути решения поставленных задач:

    • Проанализировать литературу по проблеме исследования.

      Создать условия для самообразования педагогов:

Познакомить педагогов с теоретическими основами самообразования,
- приобретение методической литературы,
- предусмотреть в графике работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
3. Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по данной теме.
5. Включить в годовой план работы мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
6. Продумать участие педагогов в открытых улусных мероприятиях, творческих объединений.
1 этап - исследовательский

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

Определить и проанализировать уровень самообразования у педагогов ДОУ.

Анкетирование педагогов «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»

2015 – 2016 уч. год

Определить стадии развития педагогов:
- активно реализуют свои потребности в саморазвитии,
- отсутствует сложившаяся система развития,
- стадия остановившегося развития.

Анкетирование педагогов «Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов»

2015 – 2016 уч. год

Выявить способности педагогов к самообразованию.

Анкетирование педагогов «Степень владения навыками самостоятельной работы»

2015 – 2016 уч. год

Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы.

2 этап – подготовительный

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

Формулирование задач, определение путей их решения, ожидаемые результаты, выделение механизмов реализации

Разработка плана проектных мероприятий

1 половина 2015 – 2016 уч. год

Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию.

3 этап – практический

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

Формировать представления педагогов о системе работы по самообразованию. Познакомить педагогов с теоретическими основами самообразования структурой оформления работы по самообразованию.
Развивать умение планировать работу по самообразованию; накапливать и систематизировать практический материал по теме самообразования.

Консультация «Самообразование педагогов ДОУ»:
- изучение разделов плана самообразования,
- этапы работы по самообразованию,
- структура оформления опыта работы.

2015 – 2016 уч. год

Знание теоретических основ самообразования.

Изучение нормативно – правовых документов

По плану ДОУ

Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников (сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования).

Каждый уч. год

Совершенствовать умение систематизировать, группировать полученный при исследовании материал, составлять графики, схемы, таблицы.

Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений.

2015 – 2016 уч. год

Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно – методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)

2015 – 2016 уч. год

Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач.

Творческий калейдоскоп (тематические недели)

По плану ДОУ в течение года

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Участие педагогов в работе консультационного пункта для родителей. Выпуск тематических письменных консультаций, альбомов, газет.

Постоянно

Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями.

Участие педагогов в мероприятиях улусных творческих объединений.

Постоянно, по плану улусного МО

Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний.

Обзор новинок методической литературы (при участии педагогов)

Постоянно

Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и др. специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики.

Самоанализ педагогов по итогам работы за год.

В конце каждого уч. года

Развивать умение анализировать результаты своей работы, составлять прогноз на будущее.

Оформление каждым педагогом работы по самообразованию

Как итог

Оформленная работа по самообразованию.

4 этап – заключительный

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

Подведение итогов работы.

Деловая игра «Аукцион идей»

2016 – 2017 уч. год

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с детьми дошкольного возраста.

Презентация педагогами тем самообразования.

В конце проекта 2017 – 2018 уч. год

Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.

Заключение
Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определение её значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом. Поэтому проектная работа завершается двумя значимыми мероприятиями: деловой игрой «Аукцион идей» и презентацией педагогами тем самообразования.

Список использованной литературы:

    Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детского сада. М., АСТ,2003.

    Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Творческий центр, 2005.

    Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М.: «Издательство Скрипторий», 2006.

    Максименкова И.В., Уварова Г.М., Хворова И.В. Самообразование педагогов: аналитический обзор профессиональных периодических изданий. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения N 1 / 2010 г.

    Малкова О.А. Формирование навыков профессиональной самореализации педагогов. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения N 5 / 2010 г.

Приложение N 1
Кадровая характеристика педагогов ДОУ.
В ДОУ работает стабильный педагогический коллектив, имеющий средн ий профессиональный уровень (данные на 2015 – 2016 уч. год)

Образование

Педагогический стаж

Наличие квалификационной категории

Высшее
2 чел. - 33 %

От 0 до 5лет
0 чел.

Не окончен. высшее
2 чел.- 33 %

От 5 до 10 лет
1 чел. – 16.6 %

Средне – специальное
2 чел. – 33 %

От 10 до 15 лет
2 чел. – 33 %

От 15 до 20 лет
0 чел.

Соответствие занимаемой должности
2 чел. – 33 %

От 20 до 25 лет
2 чел.- 3 3 %

Более 25 лет
1 чел - 16.6 %

Приложение N 2

Памятка к исследовательской работе педагога

I. Как правильно сформулировать тему:

    Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по
    схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Познавательные способности

На музыкальных занятиях

Исследование

Познавательная активность

На экскурсиях в природу

Развитие

Умения что-то делать

В процессе изучения чего-либо

Формирование

Личностные качества

В процессе знакомства с чем -

Становление

Любознательность

либо

Воспитание

Самостоятельность

В игровой деятельности

Анализ

Наблюдательность

и т.п.

Разработка

и т.п.

Организация

Влияние и т.п.

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время
прогулок в природу»

    Формулировка темы по схемам:

    ЧТО - ТО как условие развития ЧЕГО - ЛИБО

    ЧТО - ТО как средство формирования ЧЕГО - ЛИБО

    Использование ЧЕГО - ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО -ТО
    Например:

«Сюжетно - ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей
дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у
детей старшего дошкольного возраста»
II. Определение актуальности и новизны исследования
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и
значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут
в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
III. Формулирование цели исследования
Цель - это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об
общем результате работы.
Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей
детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей
детей дошкольного возраста.
IV. Формулирование задач исследования
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать,

Условия, факторы, подходы, роль, значение,

рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать,

место, средства, возможности,

экспериментально про верить, доказать,

целесообразность, приемы, технологии,

апробировать и Т.П.

Приложение N 3
Индивидуальный план профессионального развития педагога
(рекомендации к его разработке)
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Разделы плана

    Изучение психолого – педагогической литературы

Указывается, по каким вопросам будет изучаться литература, работы каких авторов будут прочитаны педагогом.
Форма отчета: доклад, аналитическая статья, аннотация к прочитанной книге и т.д.

    Разработка программно – методического обеспечения учебно – воспитательного процесса

Указывается, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения учебно – воспитательного процесса инновационной деятельности: авторские программы, технологические карты, тематическое планирование, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактического материала и т.д.
Форма отчета: сами разработанные материалы или рекомендации для коллег по их использованию.

    Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Указывается тема, по которой педагог предполагает обобщить свой опыт. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу опыта, осуществлению дополнительных разработок, подготовке итоговых обобщенных материалов – написанию рекомендаций, статей, подготовке сообщений.
Форма отчета: статьи, рекомендации, доклады, методические разработки и др., подготовка материалов к аттестации.

    Участие в системе методической работы ДОУ

Указывается, в каких мероприятиях ДОУ предполагает участвовать педагог, его роль в проведении этих мероприятий.

    Обучение в системе повышения квалификации вне ДОУ

Указываются темы курсов, которые предполагает закончить педагог, участие в работе методических объединений.
6 . Трансляция опыта (улус , республика , Россия).

Приложение N 4

Структура оформления опыта работы:

Оглавление: должно иметь вид развернутого плана с перечнем всех промежуточных заголовков и указанием страниц, на которых они находятся
Введение: - содержит обоснование актуальности той проблемы, которой посвящено описанию педагогического опыта. Оно должно обязательно включать описание причин, побудивших автора занимается решением данной проблемы, и анализ педагогической ситуации в собственном образовательном учреждении с точки зрения заявленной проблемы. В этой части автор должен заявить о тех целях, которые он собирался достигнуть при решении выявленной проблемы и (по возможности) о критериях, которые позволили бы оценить полученный результат.
Основная часть работы: включает теоретический и практический разделы
Теоретический раздел: анализ психолого – педагогической и методической литературы по рассматриваемой проблеме. Он должен быть кратким и в основном содержать описание подходов, направленных на решение заявленной проблемы, являться своеобразной терминологической основной для дальнейшего описания опыта работы педагога.
Практический раздел: полное описание системы работы по рассматриваемой теме. Он включает в себя:
- подробное описание средств используемых автором для достижения заявленных целей;
- соотнесение своего опыта работы с опытом работы других педагогов, с выявлением специфики по заявленной проблеме;
-примеры элементов деятельности педагога, на которые автор опирается в своей работе (они являются составной частью описания).
Заключение: должно содержать:
- описание полученных результатов, их соотнесение с поставленными во вводной части целями, которые автор хотел достигнуть при решении выявленной проблем;
-описание планов дальнейшей работы по выбранной проблематике
Список литературы: должен включать не менее 3 наименований литературных источников, на которые прямо или косвенно ссылается автор при написании работы. При этом следует придерживаться норм оформления библиографических ссылок.
Приложения: должны быть подобраны таким образом, чтобы с их помощью можно было проиллюстрировать большую часть приемов и форм работы, описанных в практическом разделе основной части работы.

Приложение N 5

Условия профессионального роста

    Самообразовательная работа над рефератом по теме

    Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

    Обзор в Интернете информации по теме

    Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.

    Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

    Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

    Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

    Изучение информационно-компьютерных технологий.

    Общение с коллегами в ДОУ, улус е и в Интернете.

    Участие в конкурсах в Интернете.

    Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

Приложение N 6

Анкета «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.

    Я стремлюсь изучить себя.

    Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

    Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

    Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

    Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

    Я анализирую свои чувства и опыт.

    Я много читаю.

    Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

    Я верю в свои возможности.

    Я стремлюсь быть более открытым человеком.

    Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

    Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

    Я получаю удовольствие от освоения нового.

    Возрастающая ответственность не пугает меня.

    Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Приложение N 7

Анкета «Выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов».

Препятствующие факторы:

    Собственная инерция.

    Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.

    Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

    Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).

    Состояние здоровья.

    Недостаток времени.

    Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

    Методическая работа в ДОУ.

    Обучение на курсах.

    Пример и влияние коллег.

    Пример и влияние руководителей.

    Организация труда в ДОУ.

    Внимание к этой проблеме руководителей.

    Доверие.

    Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

    Занятия самообразованием.

    Интерес к работе.

    Возрастающая ответственность.

    Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.
Если у вас набралось 55 и более баллов , вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов , вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.
Набрав от 15 до 35 баллов , вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.
Данные заносятся в таблицу.
Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.
Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
К = К (фактическое) : К (максимальное)
Где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,
К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.
Занесите данные в таблицу:

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

N п/п

Способность педагогов к самообразованию

Ф.И.О.
педагога

Стимулирующие факторы

Препятствующие факторы

Система мер

Активное развитие

Не сложившееся развитие

Остановившееся развитие

Приложение N 8

Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»

Критерии оценки

Самооценка

Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей.

Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти.

Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий.

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:
+ - владею свободно,
? - владею посредственно, вызывает затруднение,
! – не владею.

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада - это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственного несовершенства в профессиональной деятельности - хороший стимул, чтобы углубить знания в педагогике и овладеть новыми методиками учебно-воспитательного процесса. Посмотрим, из каких компонентов состоит деятельность воспитателя по самообразованию, и какими способами можно повышать профессиональный уровень.

Как совершенствовать свои знания?

Темы по самостоятельному образованию

Тему может дать методист детского сада, а можно выбрать её самому. В последнем случае нужно определиться, в каком направлении вы планируете развиваться как педагог.

«Совет. Вы можете предложить и утвердить свою тему по самообразованию, если обоснуете, насколько она актуальна, практически значима и полезна для улучшения образовательно-воспитательного процесса дошкольного учреждения».

Выбирать тему самообразования можно, выбрав один из вариантов:

  • Каждый учебный год новая тема.
  • Обширная тема на несколько лет.

Тема должна быть нужной и перспективной в сфере детей. Целесообразно рекомендовать тематику для самообразования педагогов с учётом их опыта и педагогического стажа.

Молодым специалистам:

  • Ценности личностно-ориентированного подхода в образовании
  • Развитие педагогического мастерства
  • Формирование педагогических умений и способностей.

Воспитателям с опытом работы более 5 лет:

  • Проектирование учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении
  • Развитие умений анализа научно-методической литературы, применения теоретических знаний на практике, применение творческого подхода.


Организация образовательного процесса

«А знаете ли вы, что педагог профессионально может развиваться только в том случае, если в учреждении образования созданы все условия для этого?»

Новые знания педагог может получать разными способами. Хорошо, если дошкольное учреждение направляет на курсы в институт. Результативна собственная система повышения квалификации воспитателей, функционирующая в виде регулярного обучения воспитателей на базе дошкольного учреждения («академии», «школы воспитателей»). Но без личного желания достигнуть , никакая деятельность не будет максимально эффективна. Чтобы стать хорошим педагогом, нужно хотеть стать им.

  1. Изучая какой-то вопрос, исследуйте несколько источников, а не один. Такой метод учит вырабатывать своё мнение.
  2. Учитесь работать с библиотечными каталогами, а также правильно формировать поисковый запрос при работе с интернетом. Это сохранит вам время и поможет точно находить нужный литературный источник.
  3. Научитесь работать с информацией: собирать, накапливать, сохранять факты, аргументы, результаты. Это пригодится при подготовке к участию в семинаре или педсовете.
  4. Будьте открыты к инновациям в образовании. Создавайте компьютерные презентации и видеоролики, представляя свои наработки.
  5. Делитесь опытом с коллегами, и тогда заслужите репутацию флагмана в дошкольном образовании.

Самообразование воспитателя - это не только ведение тетрадей, составление докладов, папок и стендов. Организовывайте самообразование правильно, и это станет стимулом и для развития личности, и для повышения профессиональной педагогической компетентности.

Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам - ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога - постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.

Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках - саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога

Самообразование воспитателя: цели и задачи

Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:

  • знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
  • улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
  • создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.

Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:


Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.

Принципы саморазвития

Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

  • Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.

    Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем

  • Взаимосвязь. Принцип, непосредственно связанный с первым. Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».
  • Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду. Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка-инвалида в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.
  • Доступность. Этот принцип касается, во-первых, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями. А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.

    Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества

Формы работы

Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.

Программа работы над темой самообразования

Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.

Выбор темы

На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.

Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста

Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.

Темы по самообразованию узких специалистов будут иметь некоторую целевую специфику

Это интересно. Карла Орфа - немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки - раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.

Таблица: темы и цели самообразования музработника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда и учителя-дефектолога

Специалист Примерная тематика работ Цели
Музыкальный работник
  • «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку».
  • «Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя».
  • «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение».
  • «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности».
  • «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».
  • «Развитие ритмического слуха дошкольников через технологии Карла Орфа».
  • «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность».
  • «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста» (эта тема особенно актуальна в ДОУ, где музработник выполняет ещё и функции хореографа).
  • Углублять и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности.
  • Развивать положительную эмоциональную отзывчивость на музыку.
  • Развивать навыки коллективного творчества.
  • Воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
Инструктор по физическому воспитанию
  • «Использование нетрадиционного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».
  • «Развитие двигательной активности детей в условиях введения ФГТ».
  • «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ вне занятий».
  • «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников».
  • «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении».
Цели самообразования инструктора по физическому воспитанию соотносятся с Федеральными государственными требованиями (ФГТ), основной принцип которых - интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
  • Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Развитие физических способностей детей.
  • Воспитание у родителей и ребят ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Логопед
  • «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
  • «Дизартрия (нарушения в произношении из-за поражений нервной системы): стёртые или минимальные формы её проявления».
  • «Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста».
  • «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».
  • «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи».
  • «Развитие речевого творчества у старших дошкольников».
  • «Кинезиологическая гимнастика (гимнастика для мозга) как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста».
  • «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе».
Акцент работы логопеда делается на вовлечение родителей в процесс коррекции нарушений в работе речевого аппарат ребёнка.
  • Сформировать потребность тесного сотрудничества у родителей с учителем-логопедом для преодоления речевых расстройств у детей.
  • Показать родителям возможности речевого развития ребёнка в семье.
  • Оказать логопедическую помощь дошкольникам, имеющим отклонения в развитии устной речи.
  • Сформировать становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека.
Педагог-дефектолог
  • «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС».
  • «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии».
  • «Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья».
  • Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.
  • Создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка со сложной структурой дефекта и формирование его позитивных личностных качеств.
  • Просвещение родителей относительно особенностей воспитания ребёнка с ОВЗ в семье.

Примеры планов по самообразованию узких специалистов

При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.

Работа логопеда может носить характер поиска методов и приёмов для решения общей проблемы речевого развития вне зависимости от возраста воспитанников

Таблица: фрагмент плана по самообразованию музыкального руководителя

Автор Вырвина Е.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Светлячок», р. п. Юрты, Тайшетский район, Иркутской области
Тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты
Сентябрь
  • «Развитие эмоциональной сферы» - информационно-аналитическая деятельность.
  • Проведение диагностики музыкальных способностей.
  • Изучить литературу:
    • «Эмоциональное развитие дошкольников» / Под редакцией А.Д. Кошелёвой. - Москва, 1985 г.
    • Гаспарова Е. «Эмоции ребёнка раннего возраста в игре» // Дошкольное воспитание. – 2001, №10.
  • Провести диагностику.
  • Консультация для педагогов.
Октябрь «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» - информационно-аналитическая деятельность. Изучить литературу: «Одарённый ребёнок» / под ред. О.М. Дьяченко - Москва; 1997. Консультация для педагогов.
Апрель
  • «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника».
  • «В гостях у Феи Красоты» (сценарий праздника).
  • Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2005. Составить конспект.
  • Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).
  • Доклад для педагогического совещания.
  • Праздник «В гостях у Феи красоты».
Май
  • «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника).
  • Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп.
  • Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм «Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника.
  • Проведение диагностических исследований.
  • Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».
  • Анализ результатов диагностики.

Таблица: фрагмент плана по самообразованию инструктора по физическому воспитанию

Автор Куракова Н.В., инструктор по физическому воспитанию МКДОУ ДС №23 «Гуси-лебеди», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО
Тема «Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний»
Месяц Форма работы
с детьми с педагогами с родителями
  • Сентябрь,
  • октябрь,
  • ноябрь.
Участие в четвёртой городской Спартакиаде среди дошкольных учреждений «Золотая осень». Консультация о развитии двигательной сферы. Подготовка детей к соревнованиям.
Декабрь ОФП. Создание карточек-схем фрагментов игры-эстафеты. Открытый показ физкультурного занятия.
Январь
Февраль
  • Весёлые старты.
  • Лыжные гонки.
Консультация на тему: «Вечное движение: двигательные оздоровительные моменты на занятиях». Вечер вопросов и ответов,
родительские собрания.
Март
Апрель
  • Лыжня России.
  • Соревнования «Губернаторские состязания» среди дошкольных образовательных учреждений Ханты-Мансийского округа-Югры.
  • Нестандартное оборудование, его использование.
  • Мастер-класс.
Досуговые: семейный клуб «Лебёдушка» (направление «Родительская культура» и «Пресс-центр»).

Таблица: фрагмент плана по самообразованию учителя-логопеда

Автор Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ ДС №4 «Лебёдушка», г. Стрежевой, Томская область
Тема «Кинезиологическая гимнастика как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста»
Месяц Содержание Ожидаемый результат
Октябрь Подбор литературы по теме Наличие литературы («Кинезиотерапия речевых расстройств»).
Ноябрь Теоретическое изучение методических наработок по теме
  • Повышение компетентности.
  • Наличие теоретического и методического материала. (Использование кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР и при дизартрии).
Декабрь.
Январь
Разработка рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей по использованию игр в работе с детьми
  • Наличие консультаций и рекомендаций.
  • Наличие практического материала (карточки).
Февраль Практический показ занятий с использованием кинезиологических упражнений для родителей Познакомить родителей с некоторыми направлениями и приёмами работы.
Март
Апрель
Изготовление дидактического материала Практическая помощь родителям и педагогам. Наличие дидактического материала.
Май Анализ работы по самообразованию Наличие аналитической справки.

Таблица: фрагменты плана по самообразованию учителя-дефектолога

Автор Трофимова А.П., учитель-дефектолог МАДОУДС №13 «Дельфинчик», г. Бор, Нижегородская область
Тема «Развитие мелкой моторики у детей группы компенсирующей направленности»
Этап Содержание
Информационно-аналитический Изучение литературы