Неемия, библейская энциклопедия - архимандрит никифор бажанов. Толкование на книгу неемии - читать, скачать - профессор александр павлович лопухин Неемия библия

) – из глав и начальников иудейских, возвратившихся из плена с Зоровавелем;

б) () – сын Азбука, из числа лиц, чинивших стену Иерусалимскую во дни Неемии;

в) (, и др.) – сын Ахалиин, происходил, вероятно, из знаменитого еврейского рода, так как служил виночерпием у персидского царя Артаксеркса Лонгимана. Находясь при пышном царском дворце и пользуясь расположением и любовью царя, Неемия жил, однако же, душой со своими соотечественниками в Палестине и молился за свой народ. Раз пришел к нему один из братьев его, Ханани, с некоторыми иудеями, бывшими в Иерусалиме, и рассказал ему, что уцелевшие от плена ужасно бедствуют в Иерусалиме, что стены Иерусалима в развалинах и ворота сожжены. Это крайне опечалило Неемию; долго он плакал, дни и ночи, в продолжение 4 месяцев проводил в посте и молитве, чем обратил на себя внимание царя. Наконец после усердной молитвы Неемия, подавая во время обеда вино, на спрос царя о причине его скорби, решился открыть ему, какая болезнь лежала у него на сердце, и просил у него позволения отправиться в отечественную землю, чтобы возобновить отечественный город и восстановить разрушенные стены его. Царь позволил и облек Неемию обширной властью и большими полномочиями и средствами. По прибытии в Иерусалим, спустя три дня, он объехал вокруг укреплений Иерусалима, бывших в развалинах, и осмотрел их. Затем, собравши старейшин и начальников города, он объявил им дозволение царя возобновить стены города и предложил им приступить к работам. Предложение его было принято с восторгом. Все ревностно принялись за работы, и скоро, в 52 дня, стены были возобновлены, несмотря на все опасности, козни и препятствия со стороны внешних врагов (Неем. гл. II, III, IV, VI). При освящении стены, в присутствии множества левитов и народа, собравшихся на торжество, было принесено множество жертв. День этот был великим праздником для всего народа. После сего Неемия занялся благоустроением жизни своих соотечественников; он убедил богатых возвратить бедным поля, виноградники и домы и запретил брать рост со своих единоплеменников (гл. V); повелел сделать народную перепись и обязал старейшин, знатнейших граждан и десятую часть народа, по жребию, поселиться в Иерусалиме, и таким образом город был достаточно населен жителями; для безопасности он учредил в Иерусалиме стражу (). Затем, с помощью особенно священника Ездры, он старался утвердить и возвысить нравственно-религиозное состояние своего народа. В праздник Новолетия, т. е. в 1-й день VII месяца, при собрании громадных масс народа, Ездрой торжественно была принесена и прочитана перед народом книга Закона. Народ плакал, слушая чтение и объяснение Закона, продолжавшееся с утра до полудня. Затем Неемия сделал распоряжение, чтобы в предстоящий праздник Кущей евреи сделали себе палатки (кущи) и жили там по закону. И собрали Израильтяне, говорит свящ. дееписатель, древесных ветвей масличных, миртовых и др. и устроили себе кущи и праздновали праздник сей с великою радостью. В восьмой день свершилось отдание праздника Кущей по Закону (, ). В 24-й день, по распоряжению Ездры и Неемии, провозглашен был пост. Сыны Израилевы собрались перед храмом во вретищах и с пеплом на главах своих, отлучив из среды своей всех инородных, читали книгу Закона, исповедовались во грехах своих и преступлениях отцов своих и коленопреклонно молились пред Господом, чтобы Он не помянул их беззаконий. В заключение Ездрой была произнесена трогательная покаянная молитва. Затем составлено было письменное обязательство, утвержденное подписями и печатями израильтян строго сохранять уставы Божии. В это же время обращено было особенное внимание на то, чтобы не вступать в супружеские связи с иноплеменными, не производить торговли в субботний день, постоянно взносить установленный в пользу храма сбор и выдавать священникам и левитам начатки и десятины (Неем. гл. IX, X). После сего Неемия должен был возвратиться в Вавилон. По прошествии некоторого времени он прибыл снова в Иерусалим и нашел уже там беспорядки и злоупотребления и поэтому снова должен был озаботиться об искоренении оных. Так, напр., по его распоряжению был удален из помещения при храме некто Товия аммонитянин и домашние его вещи были выброшены. Он восстановил богослужебный порядок, расстроившийся было вследствие неисполнения узаконенного взноса десятин; воспретил снова торговлю, полевые и всякие работы в субботние дни. Вместе с Ездрою он собрал в один состав книги Боговдохновенных писателей, устроил книгохранилище при храме и т. д. Неемии приписывают также обретение свящ. огня (), но это повествование не имеет за собой исторической достоверности. Такими строгими и мудрыми мерами он освободил евреев от всего чужеземного и восстановил порядок в священнослужении. Поистине это был величайший и достойнейший всякого уважения муж, которому иудеи обязаны своим возрождением. Место и время его смерти из свящ. книг неизвестно.

А во многих еврейских кодексах, также в греч. Ватиканском, начало кн. Неемии следует в одной строке с окончанием кн. Ездры (De Rossi, Variae lectiones V. T. IV, 157). В христианской церкви кн. Ездры рано была отделена от кн. Неемии, как это видно из свидетельств и Иеронима Ortig. in , Hyer., Prol. galeat). Постепенно это разделение сделалось общепринятым и с 1525 г., со времени появления издания Бомберга, оно вошло и в еврейскую Библию . У католиков, однако, и доселе кн. Неемии рассматривается как вторая часть кн. Ездры. Равным образом, и в научных библиологических трудах обыкновенно обозреваются обе названные книга вместе, ввиду их несомненной тесной связи.

По своему содержанию кн. Ездры и Неемии представляют изложение истории восстановления иудейской общины после окончания вавилонского плена. В частности, кн. Ездры распадается на две части: I-VI и VII-Х. Книга начинается указом Кира об освобождении иудеев из плена и сообщением, что по этому указу партия пленников, состоящих из членов Иудина и Вениаминова колена и из священников и левитов, возвратилась в Иерусалим под предводительством Шешбацара (1 гл.). В гл. II приводится список возвратившихся пленников и пожертвований на храм. Затем, в III гл. повествуется о построении жертвенника, о восстановлении богослужения и об основании храма. B IV гл. писатель сообщает о препятствиях постройке храма со стороны самарян и их союзников, причем приводятся письма, с которыми обращались враги иудеев к персидским царям. В гл. V-VI идет речь о возобновлении прекратившейся по наветам врагов постройки храма, об окончании ее и освящении храма около 516 г. Вторая часть кн. Ездры описывает события времени Ездры. В частности, здесь сообщается о прибытии в 7-й год царя Артаксеркса в Иерусалим Ездры с колонией возвратившихся пленников, причем приводится царский указ, определявший полномочия Ездры (VII гл.); затем (гл. VIII), дается список возвратившихся с Ездрой пленников и, наконец, повествуется о деятельности Ездры в Иерусалиме (гл. IX и X).

Кн. Неемии, по своему содержанию являющаяся прямым продолжением повествования кн. Ездры, распадается на три части: I-VII, VIII-X, XI-ХVIII. В первой части идет речь об обстоятельствах прибытия в Иерусалим Неемии (I-VIII), о построении им стен (III-IV), о затруднениях, встреченных им от самарян и самих иудеев (IV-VI), и сообщается список возвратившихся из плена (VII). Во второй части описывается реформаторская деятельность Ездры, направлявшаяся к утверждению господства в жизни закона Моисеева (VIII-X). Наконец, в третьей части приводятся списки жителей Иерусалима, священников и левитов ( – ), сообщается об освящении стен Иерусалима () и о деятельности Неемии по вторичном прибытии его в город после путешествия ко двору персидского царя (XIII).

Таким образом, кн. Ездры и Неемии излагают события, совершившиеся в период 537–432 г. до Р. X. Из содержания их видно, что в них говорится не о всем, совершившемся в указанное время. Особенно важно здесь отметить, что период истории иудеев от окончания постройки храма в 516 г., до прибытия Ездры в Иерусалим в седьмом году Артаксеркса ко или в 458 г. до Р. X. опущен совсем. Очевидно, подобно другим библейским авторам, писатели кн. Ездры и Неемии имеют в виду говорить главным образом о том, что важно с теократической точки зрения, в чем особенно ясно проявилось, по их воззрению, попечение Господне об избранном народе по окончании вавилонского плена.

Касательно формы кн. Ездры и Неемии должно заметить, что в и в заключение гл. 10 об Ездре идет речь в третьем лице, а в разделе –9в первом; равным образом, и о Неемии то говорится в первом лице (I-VII, XII-XIII). то в третьем (VIII-X). Кроме того, особенность кн. Ездры заключается в том, что отделы и написаны на арамейском (халдейском) языке, а остальная часть по-еврейски.

Вопрос о происхождении кн. Ездры и Неемии в настоящее время трудно решить с полной определенностью, как вследствие отсутствия ясных указаний на это в самих книгах, так и за неимением твердого руководства в предании. Относительно кн. Ездры предание, засвидетельствованное в Талмуде (Baba Bathra 15-а: «Ездра написал свою книгу»), в синопсисах св. И. Афанасия и И. Златоуста («сам Ездра бывший священником и чтецом, рассказывает и записывает в ней возвращение из плена и пр.), утверждает, по-видимому, что писателем книги был Ездра. В пользу этого предания может говорить отчасти название книги, а также установившееся представление об истории ветхозаветного канона Содержание кн. Ездры, и именно второй части ее (гл. 7–10) также подтверждает свидетельство предания. Речь здесь идет об Ездре, причем большею частью говорится прямо от его лица ( – ). Хотя в гл. Х и в начале XI говорится об Ездре в третьем лице, но и эти части могут считаться написанными Ездрой: смена лиц в одном итом же произведении допустима и для одного писателя, и примеры такого литературного приема можно указать как в библейской письменности (; ), так и в небиблейской. Притом X гл. теснейшим образом связана с IX, а раздел , представляет естественное введение к дальнейшему, где повествуется об Ездре в третьем лице. Если в рассматриваемом разделе содержатся похвалы Ездре и его генеалогия, то едва ли в этом можно усматривать стремление к самовозвеличению и потому считать несовместимым с преданием о написании раздела самим Ездрой.

Вторая часть кн. Ездры () начинается словами: «после сих происшествий» . Этим указывается, по-видимому, на тесную связь второй части с первой (гл. I-VI) и, значит, на написание последней также Ездрой. Но Ездра не был очевидцем рассказанных в гл, I-VI событий и потому мог изложить их только на основании письменных документов. Эти документы можно представлять или в виде сырых материалов, которые самостоятельно были обработаны Ездрой, или же в виде обработанного уже сочинения, которое Ездра только издал, присоединив без изменений к составленной им самим части. В пользу последнего представления может говорить замечание («тогда мы сказали им имена тех людей» ), которое едва ли бы было употреблено Ездрой, если бы он был составителем гл. I-VI; но и первое представление имеет в науке своих защитников,

Книга Неемии, на основании надписания ее () и некоторых, – впрочем, не вполне ясных – указаний предания (; Baba bathra 15-а) считается весьма многими исследователями произведением Неемии. Главным доказательством принадлежности книги Неемии является то, что, рассказывая о событиях времени Неемии, книга в большей части своей (I-VII, ХII-ХIII) говорит о Неемии в первом лице. В качестве возражения против указанного мнения выставляют обыкновенно место , где родословие первосвященника Иисуса продолжено до Иаддуя, и , где сообщается об изгнании Неемией из Иерусалима зятя Санаваллата, правителя Самарии. По свидетельству И. Флавия (Иуд.Древн. 11:8, 5), Иаддуй был первосвященником во время Александра Македонского; к этому же времени И. Флавий (Иуд.Древн. 11:7, 2) относит и факт изгнания Манассии. Ввиду свидетельств И. Флавия места и (а следовательно, и весь раздел ХII-XIII), полагают, не могли быть написаны Неемией. Но дело в том, что известия И.Флавия, относящиеся к IV в., очень спутаны и ими нельзя проверять библейские указания. С другой стороны, в случае признания достоверности известий И, Флавия, указанные стихи могли бы считаться позднейшим добавлением. Относительно , кроме того, возможно предположение, что здесь, в родословии Иисуса, указаны не четыре преемственно, в течение ста лет, проходившие служение первосвященники, а только члены одной и той же семьи, из которой последнего современника Александра Мак. – Неемия видел только дитятей.

Менее ясно происхождение гл. VIII-X. Ввиду того, что в названном разделе идет речь собственно о Ездре, а также принимая во внимание некоторые особенности раздела сравнительно с остальной частью книги, некоторые протестантские и католические экзегеты считают раздел составленным Ездрой, которому принадлежала последняя редакция книги. Но не без основания указывают, что слишком большого различия между гл. VIII-X и остальными не существует. Если в этом разделе идет речь главным образом о Ездре, то это потому, что раздел повествует о деятельности религиозной, первенствующая роль в которой принадлежала именно Ездре, а не Неемии, который был первым в делах гражданских. Этим можно объяснить и отличие раздела от других в выражениях, – именно то, что Неемии в разделе присваивается титул Тиршафа ( и ), тогда как ранее (; ) он назывался pechah (областеначальник).

К сказанному должно добавить, что и современная отрицательная критика признает в основе кн. Ездры и Неемии подлинные записи («мемуары») Ездры и Неемии, воспроизведенные в книгах отчасти буквально. Отличие воззрений критики от традиционных в данном случае то, что окончательная редакция книг отодвигается к более позднему времени, чем век Ездры, причем редактором обеих книг считается писатель кн. Паралипоменон и допускаются многочисленные интерполяции. Главным основанием для подобного воззрения служит обыкновенно предполагаемое многими исследователями единство книг Ездры и Неемии с кн. Паралипоменон. В доказательство этого единства ссылаются на: а) общий колорит языка книг, б) на сходство отдельных выражений и в) тождество конца 2Пар. и начала Ездры . Но сходство в языке и выражениях при одинаковости предмета повествования обеих книг вполне естественно и может свидетельствовать только о том, что рассматриваемые книги принадлежат одной эпохе и, может быть, составлены одним автором, но не о том, что они являются частями одного целого. Тождество же конца 2 Пaр. и начала Eзд. (указ Кира) легче понять при допущении самостоятельности обоих произведений. Что касается тех исторических погрешностей, которые побуждают представителей отрицательной критики отодвигать окончательную редакцию кн. Ездры и Неемии к очень позднему времени и допускать в них много интерполяций, то (как видно будет из комментария) ссылки на эти погрешности или несправедливы или весьма спорны.

Кн. Ездры и Неемии всегда пользовались в Церкви высоким уважением и имели богодуховенный авторитет, как произведение строго историческое. С тех пор как новейшими теориями происхождения Пятикнижия был передвинут в послепленную эпоху центр тяжести библейской истории и библейской письменности, кн. Ездры и Неемии, как важнейший источник для изучения послепленной эпохи, естественно стали предметом многочисленных исследований. При этом многими авторами была подвергнута сомнению историческая достоверность повествования книг в целом и в отдельных частях. Так, Шрадер отверг историческую достоверность свидетельства об основании храма во второй год Кира, отодвинув это событие ко второму году Дария Гистаспа. Гуанакер отверг точность хронологической последовательности повествования книг, сделав попытку доказать, что прибытие Неемии в Иерусалим совершилось прежде прибытия Ездры. Многие исследователи отвергли подлинность приводимых в книгах царских указов, арамейских документов , а также список возвратившихся из плена, относя все это к числу измышлений хрониста, т.е. редактора книг, жившего долго спустя после описанных в книгах событий. Наконец, Костерс и Торрей отвергли факт возвращения иудеев при Кире, свидетельства о построении храма возвратившимися иудеями и многое другое. Новейшими работами, однако, особенно трудом Мейера (Meyer, Entstechung des Judenthums. Halle. 1896) весьма многие возражения против кн. Ездры и Неемии опровергнуты с достаточной убедительностью. Особенно важно в данном случае то, что параллелями из небиблейской литературы может считаться установленной достоверность тех документов, которые приводятся в кн. Ездры. Этим в значительной мере подтверждается точность свидетельств автора и в других частях. Недоумения возбуждает только хронология кн. Ездры и Неемии. Называя имена персидских царей (Артаксеркса, Дария), при которых совершались те или иные события, писатель не дает этим именам ближайших определений. А так как персидская история знает нескольких царей, носивших эти имена, то отсюда трудно сказать с уверенностью, о каком царе говорит в том или ином случае писатель. Хронологический распорядок событий, описанных в кн. Ездры и Неемии, поэтому указывается экзегетами различно и может быть указан только с вероятностью.

Литература: 1) Русская: Дорошкевич, Хронология кн. 1 Ездры и Неемии, Христ. Чт. 1886, июль – авг. Он же. Как составлены книги 1 Ездры и Неемии. Чтен. Общ, любит, дух. просвещ. 1891 декабрь; Яницкий, Происхождение и состав кн. Неемии. Орлов. Епарх. Вед. 1881; Юнгеров, Происхождение и историчность кн. Ездры и Неемии. Прав. Собесед. 1905,10; В. Попов, Возвращение иудеев из плена Вавилонского. Киев, 1905. 2) Иностранная: Из чрезвычайно обширной западной литературы о кн. Ездры и Неемии Наиболее ценны. Комментарии Ryssel"я Esra, Nehemia und Ester 1887, Bertholet"a Die Bücher Esra und Nehemia. 1902, Keil"я Bibl. Komment über Chronik, Esra, Nehemia und Ester. Подробный указатель иностр. литературы см. в назв. выше кн. Bertholet"a и В.Попова

Книга Неемии была написана после 443 г. до н. э. в Иерусалиме и охватывает события 456-443 гг. до н. э. после возвращения из вавилонского плена. Авторство книги приписывают Неемии. В отличии от священнослужителя Ездры, который основное внимание обращал на заботы по упорядочению религиозной жизни общины репатриантов, Неемия, человек в большей степени светский, в своей книге отразил заботу о гражданской жизни возвратившихся из плена.

Исторические события

Во время вавилонского плена израильтяне в основном большинстве были ассимилированы ассирийцами и некоторыми соседними народами, тогда как иудеям удалось сохранить свою общину и после падения Вавилона они вернулись на свои земли.

Первая группа возвращенцев, несмотря на сопротивление самаритян, восстановила храм в Иерусалиме. Вскоре на земли отцов вернулась вторая группа евреев, которую привел Ездра. Священнослужитель Ездра ужаснулся, увидев, что многие из представителей аго народа живут не по законам Божьим, что нация находится в духовном упадке. Многие были женаты на язычницах и поклонялись лжебогам. Реформы Ездры заставили народ иудейский вернуться к Богу и чтить законы Моисеевы. Через 14 лет после Ездры в Иерусалим возвращается Неемия, который занимается восстановлением стен Иерусалима и реорганизует экономическую и социальную жизнь.

Ездра описывает восстановление храма и возвращение к церковно-религиозному уставу, тогда как Неемия описывает восстановление Иерусалима, возвращение к обычной жизни. На страницах книги Неемии нашла отражение также и борьба с соседними народами, препятствующими восстановлению Иерусалима.

Книгу Неемии можно условно разделить на 2 части. В первой (главы 1 – 7) Неемия описывает события в гражданской жизни Иерусалима и свое в них участие. Вторая часть книги (8 – 13 главы) описывает деятельность Ездры.

Толкование книги Неемии.

Книга Неемии проникнута идеей о том, что бог не оставляет избранный Им народ. Неемия подчеркивает, что именно Бог помог ему вернуться из плена и принять участие в востановлении Иерусалима. Именно Бог хранил свой народ от врагов, помогал обустройству общины и упорядочению общественной жизни

Как и другие исторические книги Ветхого завета, книга Неемии отличается теократическими воззрениями автора на описываемые исторические события.

Историческая достоверность книги Неемии практически не подвергается сомнениям. Повествование отличается высокой точностью и документальностью.

Глава 1. Молитва Неемии

Глава 2. Ответ на молитву. Подготовка к восстановлению стен Иерусалима.

Глава 3. Неемия руководит работами.

Глава 4. Попытки препятствовать восстановлению стен.

Глава 5 . Решение проблем.

Глава 6. Завершение строительства стен.

Глава 7. Перепись возвратившихся на родину.

Глава 8 – 10. Служение Ездры

Глава 11. Жители Иудеи.

Глава 12 . Освящение стен.

Глава 13. Социальные реформы Неемии.

Содержание книги Ниемия

I. Возвращение Неемии в Иерусалим и восстановление городских стен (1,1 - 7,3)

А. Возвращение Неемии в Иерусалим ( 1,1 - 2,10 )
1 . Приготовления к возвращению (
1,1 - 2,8 )
2 . Возвращение (
2,9.10 )

Б. Восстановление городских стен (2,11 - 7,3 )
1 . Осмотр стен и предложение начать их восстановление (
1,11-18 )
2 . Первая вспышка конфликта (
2,19.20 )
3 . Начало восстановления (
3,1-32 )
4 . Вторая вспышка конфликта (
4,1-5 )
5 . Восстановление продолжается (
4,6-23 )
6 . Внутренние проблемы, ставящие под угрозу восстановление стен (
5,1-19 )
7 . Высшая точка конфликта (
6,1-14 )
8 . Восстановление завершено (
6,15 )
9 . Разрешение конфликта (
6,16 - 7,3 )

II. Возвращение изгнанных и восстановление народа израильского (7,4 -13,31)
А. Возвращение изгнанных ( 7,4-73 )
1 . Необходимость вновь заселить Иерусалим (
7,4.5 )
2 . Перепись возвратившихся (
7,5-73 )

Б. Восстановление общества израильского (7,73 - 13,31 )
1 . Возобновление завета (
7,73 - 10,39 )
2 . Освящение стен (
11,1 - 12,47 )
3 . Преобразования Неемии (
13,1-31

1 глава

1:1- 3 Неемия беспокоился о судьбе народа своего, хотя, казалось бы, работать виночерпием при персидском царе можно бы и до скончания жизни: виночерпии при царях очень неплохо пристраивали седалища свои . И что ему до того, что Иерусалим - в запустении, стены его - разрушены, а собратья его, иудеи - в бедствии и уничижении, если сам он - в большом доверии у царя? Но нет, Неемия неуютно себя чувствовал в рабах царя чужой земли, любил он отечество своё и братьев своих. Узнав об участи столицы своей и народа своего –

1:4 Неемия сильно расстроился И пред Богом небес, не афишируя сетования своего всенародно, Неемия плакал в молитве к Богу своему.

Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным

Будем ли плакать о народе Божьем, и сокрушаться о том, что не все хорошо в нём, или скажем: "сами виноваты, за что боролись, на то и напоролись"?

По отношению к чему-либо - и сердце открывается. Ибо любящие народ Божий и считающие его - своим, не станут злорадствовать и злобой дышать, а, скорее - плакать, что в доме горе, ибо дом своим считают.

А кто дом своим не считает, тот и позлорадствовать может чужому горю.

1:5 Неемия понимал, что гнев Иеговы - страшен, но к любящим Его - он милостив и великодушен, на это - и надежда вся у плачущих к Богу.

1:6,7 день и ночь с того времени Неемия просил прощения у Иеговы за весь народ свой, не отделяя себя от них и не говоря, что они согрешили, но говоря, что МЫ ВСЕ согрешили. Так может говорить только любящий ближнего своего.

1:8-10 Неемия попросил Бога вспомнить ЕГО же слова о том, что даже в случае согрешения всего народа Он может оказать им милость. Только для этого обратиться к Нему необходимо, ибо милостив Господь, но для оказания милости - Ему повод нужно дать, а сам Он – не навязывается с милостью Своею никому.

Неемия понимал, что Бог не обязан реагировать на бедствие Израиля и избавлять его, хотя видит и слышит всё. Потому осмелился просить о благоволении, и не один раз, а день и ночь в надежде, что Бог приклонит ухо Своё к воплю его. Ибо Неемия уже кое-что задумал со своей стороны, но без помощи Иеговы - ему никак невозможно было обойтись.

1:11 Неемия высказал Богу не размыто и не в общем, а КОНКРЕТНУЮ проблему, в которой просил помощи. Он нуждался благоволении царя Артаксеркса к нему, виночерпию.

О многом Неемия Бога не просил. Он просто хотел вернуться в отечество своё, и без разрешения царя - этот сделать было невозможно. А просить у царя виночерпию уйти - было проблематично, так как виночерпий - должность непростая, подбирались люди на неё надёжные, не планирующие царя отравить. Если мы не конкретизируем свои проблемы пред Богом - не обязательно, что Бог Сам должен увидеть их и непременно пожелать решить их за нас.

1) Неемия, сын Ахалии (Неем 1:1) , был виночерпием (см. Виночерпий) перс. царя см. Артаксеркса (Артаксеркса Долгорукого; 464-424 гг. до Р.Х.). В 445 г. до Р.Х. Неемия был назначен наместником в Иудею, получив при этом полномочия на восстановление гор. стены Иерусалима (Неем 2:5-9) . Здесь он встретился с Ездрой (см. Ездра), вернувшимся в Иерусалим еще в 458 г. до Р.Х. Действуя энергично и осмотрительно, Неемия смог восстановить стену за 52 дня (Неем 6:15) . За этим последовало обновление завета с Господом, ставшее результатом проведенной Ездрой религ. реформы (Неем 9-10) . Все это произошло в течение первого года наместничества Неемии. О его дальнейшей деят-сти известно лишь то, что через 12 лет (в 433 г. до Р.Х.) он явился с отчетом к перс. царю, но затем вновь возвратился в Иерусалим (Неем 13:6,7) и положил конец возникшим здесь неурядицам (ст. 4 и след.). Дата смерти Неемии неизвестна; согл. папирусам Элефантины, в 410 г. до Р.Х. перс. наместником в Иудее был Багохи, первосвященником же в то время был см. Иоханан (12) (Неем 12:22 и след.) ;
2) К.Н. содержит в основном собств. записи Неемии (Неем 1:1 - 7:5; 12:27-43; 13) , списки израильтян, возвратившихся из плена и живших в Иерусалиме (Неем 7:6-73; 11:1 - 12:26) , а также отчет о публичном чтении Закона и о принятии обязат-ва соблюдать Закон (Неем 8-10) . Один из списков Неемия включил в свои записи (Неем 7:5 и след. ; хотя в других случаях об этом прямо не сказано, исключать такую вероятность нельзя). Исходя из этого, создание книги можно было бы отнести к периоду между 430 и 420 гг. до Р.Х. Тогда текст Неем 12:22 и след. оказывается более поздним дополнением, поскольку описанные здесь события произошли уже после смерти Неемии (см. Дарий (3) см. Иаддуй). Высказываются многочисл. предположения, что книги Ездры (см. Книга Ездры, III,2) и Неемии получили свой окончат. вид благодаря составителю книг см. Паралипоменон (III), с к-ры-ми они представляют единое целое.

II. КОМПОЗИЦИЯ

А. Неемия - наместник в Иудее (1:1 - 2:10):

1. Неемия получает известие о том, что евреи терпят бедствие, потому что стены Иерусалима разрушены (1:1-11).
2. Перс. царь направляет Неемию, по его просьбе, наместником в Иерусалим (2:1-10).

Б. Восстановление гос. порядка в Иудее (2:11 - 7:4):

1. Ночной осмотр стены и начало строитва (2:11-20).
2. Список израильтян, принимавших участие в восстановлении стены (3:1-32).
3. Угрозы врагов и их планы нападения (4:1-11).
4. Меры предосторожности, предпринятые Неемией (4:12-23).
5. Упорядочение социальных отношений: прощение долгов и отказ Неемии от жалования областеначальника (5:1-19).
6. Новые замыслы врагов и окончание строит-ва стены (6:1 - 7:4).

В. Список вернувшихся вместе с Зоровавелем (7:5-73).
Г. Упорядочение религ.-нравств. жизни народа (8:1 - 10:39):

1. Публичное чтение Закона (8:1-12).
2. Праздник Кущей (8:13-18).
3. Возобновление союза с Богом (9:1 - 10:39).

а) публичное покаяние народа (9:1-37);
б) подписавшиеся под Законом и взятые ими обязат-ва (9:38 - 10:39).

Д. Перепись жителей по родам (11:1 - 12:26):

1. Жители Иерусалима и других городов (11:1-36).
2. Списки священников и левитов (12:1-26).

Е. Завершение гос. и религ. устройства (12:27 - 13:3):

1. Освящение стены (12:27-43).
2. Порядок богослужений (12:44-47).
3. Отделение от язычников (13:1-3).

Ж. Последующие реформы Неемии (13:4-31).

III. ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ НЕЕМИИ.
Ездра положил начало духовно-нравств. возрождению евреев, вернувшихся из вавил. плена, но его реформа не была завершена. Храм был восстановлен, но разруш. стены Иерусалима делали город беззащитным перед любым агрессором. Обусловленная этим неуверенность его жителей, окруженных недружелюбными и завистливыми соседями, сковывала их инициативу. Похоже, что первая попытка строит-ва гор. стены, предпринятая в царствование Артаксеркса, уже потерпела неудачу (Езд 4:7-23) . Появление Неемии дало евреям, в т.ч. и тем, к-рые жили в областях, управляемых противниками Неемии (ср. Неем 4:12) , новую общую цель и новую надежду. Несмотря на сопротивление извне и многочисл. трудности внутри страны (см. Неем 3:5; 4:10; 5:1; 6:16-19; 13:4 и след.) , Неемии удалось в кратчайший срок справиться с задачей; восстановление стены способствовало укреплению самосознания народа. Евреи вновь смогли осознать свою избранность как народа Божьего. Ездра получил возможность продолжить свою религ.- нравств. реформу, к-рая с возобновлением завета нашла свое завершение; первым, кто подписал возобновленный завет, был Неемия (Неем 10:2) . Т.о., Ездра и Неемия вместе заложили новое основание иуд. религии. Заключит. глава, Неем 13 , показывает, однако, что ни гос. устройство, ни новый порядок богослужения не смогли привести к настоящему, нравств. обновлению народа.