Кон тики из чего построен. Описание проекта

В 1948 году известный норвежский ученый-этнограф опубликовал свою книгу «Путешествие на «Кон-Тики» . (Скачать книгу) В ней описана экспедиция в ходе которой автор книги, совместно с пятью спутниками, на деревянном плоту «, под парусом, переплыл Тихий океан от берегов Южной Америки до островов Полинезии.

Плот был назван в честь — верховного жреца и солнце-короля малоизвестного народа проживавшего, в древности, на территории Перу и изгнанного инками. По гипотезе Тура Хейердала этот народ, переплыв океан на плотах из бальсового дерева, заселил острова Полинезии.

Путешествие на «Кон-Тики» имело задачу доказать возможность пересечения Тихого океана на плотах из бальсового дерева и расселения жителей Южной Америки по островам Полинезии.

Но экспедиция интересна не только с точки зрения доказательства гипотезы, но и с точки зрения возможности выживания на море в экстремальных условиях.

Несмотря на известную авантюрность этого предприятия оно является примером тщательной и обдуманной подготовки, точного рассчета, блестящего проведения и удачного завершения проекта.

Итак, побывав ранее на Маркизских (Годичная экспедиция описана в книге «В поисках рая») и на других островах Полинезии, Тур Хейердал обратил внимание на некоторое сходства в культурах древних народов Южной Америки и полинезийцев. Это дало возможность предположить, что предками полинезийцев могли быть жители Южной Америки переплывшие океан на бальсовых плотах и заселившие острова около полутора тысяч лет назад.

Официальная наука придерживается теории об азиатском происхождении жителей островов Южных морей и гипотеза Тура Хейердала была отвергнута и, прежде всего, из-за невозможности пересечения Тихого океана на плоту.

Задача осложнялась тем, что о предполагаемом районе плавания мало что было известно, так как он находился в стороне от обычных морских путей. Так-же мало было известно о возможности плавания на деревянном плоту в открытом океане.

Тур Хейердал начал подготовку к плаванию. Прежде всего он заручился поддержкой Клуба путешественников в Нью-Йорке, членом которого состоял после экспедиции на Маркизские острова.

Благодаря поддержке членов клуба он получил возможность взять на испытание в экстремальных условиях снаряжение разработанное Лабораторией снаряжения материальной части Военно-воздушных сил США. А благодаря поддержке людей, воевавших вместе с ним во время Второй мировой войны, Тур Хейердал смог взять на испытание в тех-же экстремальных условиях снаряжения разработанного Экспериментальной лабораторией главного интендантского управления Пентагона.

Ему было предоставлено все — от полевых суточных рационов и спичек до примусов и спальных мешков, от одежды до спасательных средств, обеспечивающих спасение на море.

Комитетом географических исследований военного министерства США экспедиции была предоставлена аппаратура и инструменты для научных исследований. Гидрографический институт морского министерства США предоставил новейшие карты Тихого океана, а Британская военная мисся в Вашингтоне снабдила экспедицию набором английского снаряжения.

Нашлись люди, согласившиеся оказать экспедиции финансовую помощь. А представители Перу и Эквадора в ООН обещали содействие и поддержку на территориях своих государств.

Таким образом Тур Хейердал и его помощники сделаи максимально возможное для подготовке плавания. Больше, кажется, сделать было невозможно. Эта подготовка, во многом, предопределила успех экспедиции.

После путешествия на «Кон-Тики» подобные плавания совершались и другими людьми, но вследствии ненадлежащей подготовки и других причин не все они заканчивались благополучно. Примером может послужить плавание Эрика де Бишопа от Таити до берегов Южной Америки и обратно, описанное членом команды «Кон-Тики» Бенгтом Даниельссоном в книге «Большой риск путешествие на «Таити-Нуи».

Одновременно с материальной подготовкой Тур Хейердал набирал команду из числа своих друзей и просто единомышленников. Она должна была состоять из шести человек. На момент выезда в Южную Америку было набрано пять человек. Среди них: Герман Ватцингер — инженер, отвечавший за научную работу экспедиции, Эрик Хессельберг — бывший моряк и художник взявший на себя навигационное обеспечение экспедиции. Кнут Хаугланд и Торстейн Робю отвечали за радиосвязь.

Экипаж «Кон-Тики»

Итак, Тур Хейердал и Герман Ватцингер отправляются в Эквадор, где предполагалось купить бальсовые бревна для постройки плота. Но по прибытию на место выяснилось,что на побережье бальсовые деревья вырублены, а бревна необходимого размера можно найти только в глубине джунглей. Но из-за начавшегося сезона дождей добраться со стороны побережья до плантаций бальсы в Киведо невозмоно. Единственный выход — перелететь в столицу Эквадора Кито, а затем вернуться через Анды и с их склонов спуститься в джунгли до Киведо.

Так было и сделано. Из Кито, на армейском джипе, Тур Хейердал и Герман Ватцингер пересекли Анды и по раскисшим от тропических ливней дорогам добрались до Киведо. С Киведо, на плоту из срубленных бальсовых деревьев, в сопровождении индейцев, по реке Паленке они спустились до порта Гуаякиль. Далее бревна были перевезены в перуанский порт Кальяо.

В Кальяо, обратившись к властям, экспедиция получила разрешение строить плот и базироваться на территории военного порта. В это время прибывают остальные члены экспедиции, а также присоединяется — единственный швед среди команды норвежцев. Он только что закончил этнографическую экспедицию в бассейне Амазонки, после чего пересек Анды и оказался в Перу.

Автор книги «Путешествие на «Кон-Тики» отмечает, что участники экспедиции не знали друг друга и путешествие, хотя-бы на первых порах, не омрачалось-бы столкновением характеров, пока члены команды познакомятся друг с другом. Надо отметить, что, благодаря удачному подбору команды, путешествие не омрачалось столкновением характеров на протяжении всей экспедиции.

Постройка и снаряжение плота «Кон-Тики».

При помощи нескольких местных жителей команда со всей тщательностьб приступила к постройке плота.

Бревна скреплялись веревками, уложенными в прорезанные пазы. Это предотвращало перетирание их бревнами. На бревна плота были уложены поперечные бревна-ронжины, дополнительно скрепившие плот. На ронжины настилалась палуба из бамбука. Она, для удобства, покрывалась циновками из стеблей молодого бамбука.

Носовая часть плота, благодаря бревнам различной длины, имела клиновидную форму. Несколько бревен выступали и на корме. На них устанавливалось рулевое весло. Оно было изготовлено из прочной древесины с широкой лопастью из доски.

Мачта плота, для прочности, составлялась из двух бревен из прочной древесины наклоненных друг к другу и скрепленых вершинами.

В щели между бревнами плота были просунуты широкие доски длиной около полутора метра, которые должны были выполнять роль выдвижных килей. Кили препятствуют боковому сносу плота и улучшают управляемость им. Это очень помогло в период плавания и плот мог идти под углом до 20 градусов к ветру.

Плот «Кон-Тики»

При расчетном сроке плавания около трех месяцев запас продуктов брался на четыре месяца. Основу его составляли армейские суточные рационы.

Особое внимание уделялось сохранности продуктов и воды. Картонные коробки с рационами были надежно покрыта асфальтом и размещались под палубой, на бревнах плота, между ронжинами. Асфальт защищал рационы от порчи морской водой, которая в короткий срок вызывает коррозию консервных банок и порчу продуктов.

Туда-же был помещен запас питьевой воды, составляющий 1100 литров, разлитых в небольшие бидоны. Груз тщательно крепился, а нахождение под палубой гарантировало относительную прохладу и защиту от прямых солнечных лучей.

Питание экспедиции предполагалось разнообразить выловленной рыбой, а также планктоном для ловли которого была взята планктонная сеть. Фрукты были взяты в количестве, которое позволяли размеры плота. Принятые меры помогли предотвратить потерю продуктов и воды во время путешествия на «Кон-Тики».

Плот был оснащен двумя коротковолновыми радиостанциями, стационарной и портативной. Они предназначались для передачи метеорологических сведений и, при необходимости, для передачи сигналов бедствия для спасения на море.

Тур Хейердал

Когда я читал книгу Эрика, как член экспедиции, я переживал экспедицию вновь. В книге события представлены в живой, юмористической форме, которая, несомненно, привлечет, как детей, так и взрослых. Рисунки Эрика говорят больше, чем слова.

Кнут Хаугланд, радист «Кон-Тики»

Среди участников экспедиции на «Кон-Тики» был товарищ детских игр Тура Хейердала, Эрик Хессельберг. Окончив мореходное училище, он плавал на торговых судах и совершил несколько кругосветных путешествий. Жизнерадостный и талантливый, он любил играть на гитаре и хорошо рисовал. Когда бродячая жизнь наскучила ему, он поселился в маленьком норвежском городке Борре и занялся живописью. Стоило, однако, Хейердалу написать старому другу о задуманном путешествии, как тот, не колеблясь ни секунды, покинул жену и маленькую дочь, чтобы пуститься в далекое и опасное плавание.

На «Кон-Тики» Хессельберг – единственный настоящий моряк в команде – исполнял обязанности штурмана: производил астрономические наблюдения, определял местонахождение плота и отмечал на карте его курс. В свободное от вахт и штурманских забот время он рисовал, запечатлевая на бумаге всё, что видел интересного. Впоследствии он добавил к рисункам текст – полуюмористическое описание переезда от Борре до Лимы и основных событий во время плавания на плоту. Так появилась книга «„Кон-Тики» и я».

Ниже приводим рисунки и подписи к ним сделанные от руки автором. (Рисунки и краткие пояснения к ним были взяты нами из его книги)

1500 лет назад в Перу было много тех, которые знали Кон – Тики. Солнце было величайшим богом в те дни, и Кон – Тики стоял между Солнцем и людьми. Индейские легенды повествуют, что он был белокожим и имел бороду. Его потомки построили большие города в диких Андах. Сегодня это – руины. Легенды рассказывают, что город на озере Титикака, в котором Кон – Тики жил, был атакован индейцами, но Кон – Тики сумел сбежать на побережье с несколькими друзьями. Здесь они сели на плоты из дерева БАЛЬСА и исчезли в Тихом океане – идя домой к Солнцу, так говорит легенда.

Выглядел Кон–Тики так, так или так, сейчас трудно сказать, но все эти бородатые лица из камня и глины были найдены в Америке.

1500 лет прошло, прежде чем кто–нибудь начал задумываться об этом. Когда Тур Хейердал начал думать о Кон–Тики, это не было странно, потому, что он изучал проблему происхождения полинезийцев – проблему, которая заставила поседеть много этнологических голов.

Команда Кон-Тики была собрана. Их европейские имена (слева направо) Кнут Хаугланд, Герман Ватцингер, Тур Хейердал, Эрик Хессельберг (автор рисунков и текста характеризовал себя, как имеющего рост 6 футов и 4 дюйма, поэтому его всегда легко узнать), Бенгт Даниельссон, Торстейн Робю. Даниельссон – швед, остальные члены команды – норвежцы.

Герд Волд – постоянный секретарь экспедиции. Газеты называли ее «Крестная матерь плота».

Седьмой член экипажа, единственная женщина на борту – попугай Лорита, трагически погибла в волнах после двух третей пути.

Восьмой член – краб Юханнес.

Еще были не сосчитанные члены экипажа, такие, как тараканы, муравьи и тысяча моллюсков, державшихся на нижней стороне бревен с помощью присосок.

Тур и Герман добыли 9 бревен бальсы в джунглях Эквадора. Бальса — легкое дерево, но рубить его нелегко. Тем не менее, они сами срубили деревья, связали их вместе лианами и отправились по маленькой речке, бежавшей через джунгли.

Тур и Герман уселись поверх груза и сплавились вниз по реке в порт Гуаякиль. Затем бревна пришли грузовым судном в порт Кальяо около Лимы.

Мы использовали старые испанские рисунки – чертежи как инструкции для создания большого плота. Наш плот был, возможно, более точной их копией.

Радио станция Кон–Тики имела позывные Lima India 2 Bravo. Это устройство не было первоклассным, оно часто било током, так как батареи постоянно намокали и их приходилось заменять. Остальные члены команды старались не притрагиваться к Торстейну и Кнуту без резиновых перчаток, когда они работали на ключе.

Самыми благородными из рыб были корифены, которые плавали вокруг плота. Корифены прекрасно выглядят и прекрасны на вкус. Это самая быстрая рыба в море, она питается летающими рыбами, поэтому так быстро движется. Корифена перелетает как снаряд с верхушки на верхушку волны и ловит летающую рыбу, когда она опять входит в воду.

Корифены могли менять цвет с темно–синего и фиолетового, до красного, желтого и серебристо–белого. Они могли быть до 5 футов длины и любили плавать вокруг плота и тереться о бревна. Вокруг плота все время было так много корифен, что мы могли привязать крючок к палке, погрузить палку в стаю рыб и выловить самых больших и самых лучших. Летающие рыбы прилетали по воздуху толпой и шлепались о стену кабины. Первым занятием кока утром было собрать всех летающих рыб, которые попали на плот ночью. Однажды утром Герман нашел 23. Одна летающая рыба почти попала на сковородку.

.

Так плыл «Кон-Тики» под парусом в спокойную погоду. Внутренность хижины на плоту в течение ста дней путешествия выглядела примерно так:

Безвредная для людей (т. к. питается планктоном), но опасная, из–за своей массы, для плота, китовая акула привела команду в замешательство. К счастью, встреча окончилась благополучно.

7 августа, на 101 день отбытия из Перу вояж был закончен. Утром раздался крик «Впереди земля!» Мы сложили все вещи в центр плота, опустили парус, упаковали то, что считали важными, в водонепроницаемые мешки. Продолжали заниматься этим до тех пор, пока шум бурунов не заполнил воздух. Затем еще было время надеть спасательные жилеты и обувь.

Благодаря чистой случайности, мы смогли удержаться на бревнах так долго, чтобы сохранить силы, в надежде, что Кон–Тики будет брошен на риф. Мы были готовы. Это было бы ужасно, если бы мы тогда и там умерли. Пришла волна и словно опустила нас прямо в «ведьмин котел». Плот затрещал, но выдержал удар. Затем нас опять вынесло наверх. В итоге сломалась мачта, кабина рухнула, все разбивалось, скручивалось и ломалось. Но мы все были живы, зажатые под бамбуковыми циновками или цеплялись за тугие веревки.

Затем мы спрыгнули вниз на красные кораллы один за другим и побежали через риф от опасности. И позади нас плот двигался, как дикая лошадь с Туром и Торстейном на спине. Я могу сказать, что в итоге мы были довольны нашим плотом, он доставил нас в Полинезию живыми. Так и Кон–Тики, сын Солнца, мог прийти в Полинезию тем же путем.

«Кон–Тики» лежал на краю рифа. Волны сокрушили настил и надстройку, но девять бревен уцелели и спасли нам жизнь. Море смыло часть груза, однако то, что мы убрали в каюту, было в полной сохранности. Мы забрали с плота всё, что представляло какую–то ценность.

Я еще раз окинул взглядом разбитый плот и заметил крохотную пальмочку в корзине. Она поднималась на полметра из глазка в кокосовом орехе, свесив вниз два корешка. Держа в руке орех, я пошел вброд к островку.

На следующий день, на мысе, против которого выбросило на риф наш «Кон–Тики», мы на опушке рощи вырыли ямку, выстлали ее листьями и посадили проросший орех из Перу.

Тур Хейердал — Так случилось, что мы собрались в Лиме для строительства плота из бальсового дерева по старым испанским чертежам и затем пересекли море, как Кон–Тики. Течение Гумбольдта, Южно–экваториальное течение и ветра юго–восточного направления помогли нам пересечь океан, как они помогли Кон–Тики.

Эрик Хессельберг «Кон-Тики и Я»

История кораблестроения и мореплавания уходит в далекое доисторическое прошлое. Вероятно, они зародились еще в первобытном обществе. Для переправы через реки и озера сначала использовались отдельные стволы деревьев, а потом плоты из них, связанные гибкими корнями, лианами. С помощью шестов, а затем примитивных парусов из кож животных осуществлялось передвижение по воде.

В 1947 году весь мир облетела необычайная новость - норвежский ученый-этнограф Тур Хейердал с пятью товарищами, на плоту, каким пользовались тысячи лет тому назад древние инки - жители Южной Америки, совершил плавание от берегов Перу к островам Полинезии. На примитивном плоту, связанном из 9 больших бальзовых деревьев, с четырехугольным парусом, отважные исследователи проплыли за 100 дней по океану почти 8000 км, используя постоянные течения и попутные ветры.

Древние плоты инков строились из бальзовых деревьев, растущих в тропических лесах Эквадора. Когда в XVI веке в тех краях появились испанцы, они увидели плоты, на которых плавали местные жители не только по рекам, но и в море; плот по-испански - бальза, это слово закрепилось за деревьями, из которых связывали плоты.

В сухом состоянии древесина бальзы легче пробки примерно в 2 раза. Она хорошо обрабатывается, не раскалывается. По высоте бальзовые деревья достигают 20-25 м, а в диаметре 75-90 см. Деревья имеют гладкий ствол, крону и большие зеленые листья.

Плот, построенный Хейердалом по рисункам древних инков, был сделан точно, как делали их 1500 лет назад. Бревен было 9, самое длинное из них - 14-метровое было положено в средину, по обе стороны от него симметрично были уложены остальные 8 бревен. Крайние бревна длиной 10 м, соединенные вместе в носовой части, образовывали треугольник, что облегчало движение плота. В корме три средних бревна немного выступали, на этом месте крепилась колода с гнездами для уключин кормового весла, заменявшего руль. Все бревна были связаны растительным тросом диаметром 30 мм. Поверх бревен и поперек них были укреплены с промежутками около метра тонкие бальзовые жерди-ронжины. Сверху была настлана палуба из расщепленных бамбуковых стволов, прикрепленных концами к ронжинам. На палубе закрепили циновки, сплетенные из молодых побегов бамбука. В нескольких местах, там, где между бревнами имелись щели, укрепили пять сосновых досок толщиной 25 мм и шириной 60 см, погруженных в воду на полтора метра. Доски закреплялись с помощью клиньев и веревок и служили как бы килями плота. Такого рода кили существовали на всех старинных инкских плотах и предназначались для того, чтобы плот не очень сильно сносило ветром и течением с курса.

Посередине плота, несколько ближе к корме, была установлена каюта из бамбуковых жердей; стены ее сплели из бамбуковых побегов, а крышу сделали из бамбуковых планок и глянцевитых банановых листьев, уложенных один на другой, наподобие черепицы.

Перед каютой установили мачту, сделанную из мангрового дерева, твердого, как железо; в корме была небольшая мачта. Мачты стояли наклонно по отношению одна к другой, верхушки их связали крест-накрест. Большой четырехугольный парус укрепили на рее, сделанной из двух бамбуковых стволов, связанных вместе для прочности.

На верхней части мачты устроили наблюдательную площадку. Вдоль каждого борта уложили бальзовые жерди, обеспечивавшие опору для ног. На парусе нарисовали изображение легендарного Кон-Тики - вождя полинезийцев.

Армада таких плотов в далекие времена, по мнению Т. Хейердала, пересекла Тихий океан и тысячи людей высадились на островах Полинезии.

Все необходимые чертежи модели перуанского бальзового плота показаны на рис. 109 (примерно в одну десятую натуральной величины настоящего плота «Кон-Тики»). Размеры всех деталей модели плота выдержаны в том же масштабе; размеры деталей можно брать с рисунка без всяких изменений.

Материалы для постройки: дерево, бамбук, бумага, нитки, кусочек шелка для паруса, солома (если циновку делать, как настоящую). Окраску бревен, брусьев и других деталей производите бейцем. Крышу сделайте из чертежной бумаги, ее можно покрасить гуашевой или акварельной краской. Изображение Кон-Тики надо перевести на кальку, а потом уже с кальки на парус.

Построенная модель перуанского плота классифицируется как настольная миниатюра и обозначается: XIII класс «А».

Кон-Тики – это плот, на котором ученый Тур Хейердал с командой из 5 человек проплыл из Перу в Полинезию. 101-дневное путешествие состоялось в далеком 1947 году. Но до сих пор экспедиция считается необыкновенной и обрастает легендами.

Как возникла идея экспедиции?

Целью путешествия на «Кон-Тики» было доказать, что индейцы Южной Америки могли пересечь Тихий океан и заселить полинезийские острова. Тур Хейердал считал, что инки совершали длительные заплывы на плотах из дерева. По примерному «маршруту миграции» индейцев и поплыл «Кон-Тики».

Однако сама теория зародилась гораздо раньше. –норвежский археолог и этнограф, проводивший массу исследований по всему миру. Так, за 10 лет до экспедиции ученый вместе с женой оказался на Маркизском архипелаге.

Один из старцев поведал семье о Кон-Тики – боге местных племен. В истории говорилось, что божество помогло предкам полинезийцев покинуть большую страну, преодолеть океан и заселить здешние .

Легенда поразила Тура Хейердала. Ученый продолжил исследование и нашел подтверждение мифа. В джунглях Полинезии этнограф обнаружил гигантские статуи Кон-Тики. Изваяния были идентичны памятникам инков в Южной Америке.

Идея путешествия по стопам Кон-Тики зародилась в 1946, за год до отплытия. Хейердал начал изучать старинные манускрипты, рисунки и архивы. Работа увенчалась успехом: исследователь обнаружил подробное изображение плотов южноамериканских индейцев.

Поиск единомышленников

Тур Хейердал беседовал с сотней ученых, путешественников и моряков. Однако большинство из них считало идею о заплыве на плоту сумасшедшей. Исследователь не терял надежды, и вскоре у него появились единомышленники. Новые знакомые начали активно искать спонсоров проекта. В итоге о норвежском ученом и его плане написали газеты.

Тур Хейердал проводил одни переговоры за другими. В число спонсоров проекта вошло и военное министерство США. Чиновники обеспечили экспедицию сухими пайками и необходимым снаряжением: спальными мешками, спецобувью и др. Позже Тур Хейердал встретился с президентом Перу и получил разрешение на строительство в местном порту.

Строительство и конструкция плота

Власти Перу выделили Хейердалу и его команде портовый док и несколько рабочих. При строительстве плота были использованы задокументированные технологии инков:


  1. «Кон-Тики » строили из бальсы, очищенной от коры. Бальзовое дерево считается самым легким и прочным в мире. Подходящие экземпляры доставили в порт из Эквадора.
  2. Материал использовался сырым. Влага внутри дерева выступала в качестве пропитки и не позволяла морской воде впитываться глубже. В результате плот долго продержался на плаву.
  3. «Кон-Тики» соорудили без использования гвоздей. Основу плота составили 9 бальсовых бревен длиной 10–14 метров. Сверху на них уложили деревья меньшего диаметра, образовав палубу. Бальзовые бревна и другие составные части перевязали канатами, уложенными в прорезанные пазы. Это препятствовало перетиранию веревок бревнами.
  4. Над основанием установили мачту и рулевое весло с широкой лопастью. Оба элемента были изготовлены из мангрового дерева, которое не тонет.
  5. «Кон-Тики» имел острый нос, благодаря использованию бревен различной длины. Такой подход позволил увеличить скорость движения.
  6. Судно было оснащено парусом площадью 27 м2 и 2 рядами досок, торчащих из дна плота и выполнявших роль выдвижных килей. Механизм препятствовал боковому сносу «Кон-Тики» и облегчал управление им.
  7. Для удобства палубу устлали циновками из молодого бамбука. А посередине разместили небольшую бамбуковую хижину с крышей из банановых листьев.


Завершив строительство, команда увидела точную копию древних южноамериканских плотов. Судну решили дать имя бога полинезийцев и инков, вдохновившего Тура Хейердала на плавание. В связи с этим на парус нанесли изображение бога Кон-Тики.

Оценка плота критиками

Посмотреть на готовый плот прибывала делегация за делегацией. Критики в один голос заявляли, что «Кон-Тики» не достигнет цели и развалится от первой же крупной волны. Зеваки даже заключали пари, как скоро плот пойдет ко дну. Экспедицию называли «авантюрой» и «массовым самоубийством». Но не отменил плавание.

Экипаж «Кон-Тики»

Руководителем экспедиции стал сам Тур Хейердал. В его команду вошло еще 5 человек:


  1. Эрик Хессельберг – штурман и художник, совершивший несколько кругосветных плаваний;
  2. Кнут Хаугланд – радист, участник Второй мировой войны;
  3. Турстейн Робю – второй радист, совершивший военный подвиг: несколько месяцев он передавал в Англию доносы с немецкого линкора «Тирпиц»;
  4. Герман Ватцингер – инженер и техник, знавший основы метеорологии и гидрологии;
  5. Бенгт Даниэльссон – кок и единственный из членов команды, говоривший по-испански.

Тур Хейердал сознательно не брал в команду профессиональных моряков. Ученый не хотел, чтобы успех экспедиции объяснили опытностью экипажа. Это дало бы повод усомниться в способности перуанских индейцев повторить подобное плавание.

Седьмым неофициальным членом команды и одновременно ее талисманом стал южноафриканский зеленый попугай Лолита. Пернатый товарищ не переставая болтал по-испански. К несчастью, на пол пути птицу смыло за борт во время шторма.

Как проходила экспедиция?

«Кон-Тики» отплыл 28 апреля 1947 года из порта Кальяо в Перу. Катер «Гуардиан Рио» отбуксировал плот на 50 миль, прямо до течения Гумбольдта. Далее команда взяла управление в свои руки. Каждый день «Кон-Тики» преодолевал путь в 80 км. В один из погожих дней плот прошел рекордное расстояние в 130 км.


Для экспедиции было выбрано наиболее благоприятное время года с Южным экваториальным течением и пассатами. Поэтому за время путешествия «Кон-Тики» пережил лишь 2 шторма, один из которых длился 5 дней. В итоге на полпути разошлись бревна, потерялось кормовое весло, а парус и палуба получили сильные повреждения. Когда буря закончилась, экипаж сумел устранить поломки.

31 июля, на 93-й день путешествия, команда заметила остров Пука-Пука. Однако пристать к нему не удалось, поскольку плот моментально унесло течением. На 97-й день плавания «Кон-Тики» подошел к острову Ангатау.

Весь день экипаж искал проход в опасных рифах. К вечеру с другой стороны острова показалась деревня. Однако даже с помощью местных островитян команда не смогла направить «Кон-Тики» против ветра в безопасный проход.

На 100-й день плавания плот подошел к атоллу Рароиа в Полинезии. Однако территория также была полностью окружена рифами. Экипаж решил пробиться на сушу во время прилива. Несколько часов плот било мощнейшими волнами. После этого наступил прилив: «Кон-Тики» смог попасть на берег и команда высадилась.

7 августа 1947 года, на 101-й день плавания, экспедиция на «Кон-Тики» была завершена. Экипаж перетащил все необходимые вещи на остров и провел там неделю, пока к ним не приплыли местные островитяне. А еще некоторое время спустя команду забрал норвежский корабль, отправленный властями для спасения экспедиции.

Встречи с акулами

Единственная сложность во время заплыва состояла в регулярной проверке узлов. Для этого членам экипажа приходилось спускаться под воду, где проплывали стаи акул. Хищники окружали «Кон-Тики» из-за запаха крови от пойманной для пропитания рыбы.

Чтобы спуск под воду был менее опасным, команда соорудила специальную корзину. Заметив акулу, проверяющий прятался в конструкцию и подавал знак, чтобы его вытащили на поверхность.

Однажды плот начала преследовать гигантская китовая акула. В итоге один из участников экспедиции не выдержал и воткнул в нее копье, заставив скрыться. Акулы нередко окружали «Кон-Тики» и даже пытались укусить ученых. К счастью, все обошлось.

Особенной стала встреча с акулой-другом. Животное пристало к плоту почти на неделю. Тур Хейердал лично прикармливал хищника, бросая пищу прямо в пасть. Однако один из членов команды попытался поймать акулу за хвост, и «приятельница» уплыла.

Провизия и питьевая вода

Индейцы в пути обходились сушеным бататом и вяленым мясом. Но Хейердал решил не рисковать. На плот был взят 3-месячный запас еды и питья: армейские сухие пайки, фрукты и 1100 литров воды в небольших бидонах.


Для защиты от морской воды провизия хранилась в картонных коробках, покрытых асфальтом (битумом). Тару размещали на основных бревнах под палубой: дерево блокировало доступ солнечных лучей и обеспечивало прохладу.

Продукты готовили на примусе, который хранился в ящике из мангрового дерева. Однажды прибор стал причиной пожара на борту. Однако экипаж во время среагировал: беды удалось избежать.

Большая часть экипажа питалась морепродуктами. На борт нередко попадала летучая рыба, а в специальной сетке скапливался планктон. Кроме того, рыбная ловля позволяла за 20 минут поймать целый обед. Чаще всего на удочку попадалась рыба-дельфин, бонито, тунец и скумбрия. Чуть позже исследователи научились хватать за хвост и затаскивать на плот небольших акул.

В качестве эксперимента, двое членов команды питались исключительно армейскими пайками. На тот момент такой рацион считался инновацией и не был опробован. Консервами питался и остальной экипаж, особенно во время шторма, когда рыбалка была мало возможна.

На «Кон-Тики» было достаточно питьевой воды. Но уже через несколько недель пути она стала неприятной на вкус. Поэтому участники экспедиции регулярно пополняли запасы, собирая дождевую воду. Также была предпринята попытка, подобно индейцам, пить лимфатическую жидкость из гланд рыб. Кроме того, команда выяснила, что зерна овса устраняют неприятный привкус морской воды и делают ее пригодной для питья.


Для нормализации водно-солевого обмена в организме экипаж периодически добавлял морскую воду в питьевую. Так, удавалось восполнить недостаток соли, потерянной с потом.

Быт

В первый же день команда распределила обязанности и расписала вахты. Важные вопросы участники экспедиции решали на собраниях. Подход обеспечил дружественную атмосферу в коллективе малознакомых людей. Кроме того, к плоту привязали резиновую лодку.

В ней можно было побыть, если хотелось уединения. С лодки также вели видеосъемку плота для будущего документального фильма.

Тур Хейердал ежедневно записывал в дневник свои наблюдения, брал пробы рыб и планктона, снимал фильм. Радисты следили за сохранностью портативной и стационарной радиостанции в условиях сырости, отправляли в эфир рапорты и метеосведения. Кок готовил и читал: в каюте хранилась его личная библиотека. Техник устранял поломки, занимался метео- и гидроизмерениями.

Художник латал парус, а также делал смешные зарисовки товарищей или морских обитателей.

Научные достижения: что доказал Тур Хейердал?

Благодаря путешествию на «Кон-Тики» Тур Хейердал смог:


Фильм и книга

Тур Хейердал написал . Произведение стало бестселлером и было переведено на 67 языков. Всего издали 50 млн экземпляров.

Послесловие

Путешествие на «Кон-Тики» стало мировой сенсацией. Команда из 6 человек преодолела 6980 км на плоте из дерева, доказав, что человеку подвластна стихия. Сам же «Кон-Тики» хранится в одном из музеев Осло – на родине Тура Хейердала. Ученые утверждают, что плот по-прежнему способен выдержать длительный заплыв.

Дорогие Друзья, делитесь этой историей с друзьями в социальных сетях — кнопки ниже. Мы уверены, что многие о ней не знают, но узнав, будут удивлены таким событием в истории, которое вызывает восхищение.

Подписывайтесь на обновление сайта. Впереди вас ждет еще много интересного

Описание проекта


1. Не очень длинное вступление

Ни один настоящий исследователь не настаивает на окончательных и бесповоротных выводах из своих исследований. Скорее всего, к таковым можно было отнести и знаменитого норвежского путешественника Тура Хейердала.

Его научно-исследовательская деятельность после службы в норвежском спецназе была направлена на доказательство гипотезы о возможности переселения южноамериканских индейцев на примитивных плавательных средствах на острова Полинезии. При этом, как утверждается, древние мореплаватели преодолевали расстояние более пяти тысяч километров по океану… Судя по словам Хейердала, гипотеза возникала на заднем плане в сознании ученых довольно давно, но решающим фактором, препятствующим ее введению в научный оборот, было отсутствие у тогдашних южноамериканских индейцев надлежащих плавательных средств.

Тур Хейердал обратил внимание на произрастание в южноамериканских лесах легкого дерева бальса. Этот факт и послужил ему основанием для формулирования им гипотезы о переселении индейцев в Полинезию на бальсовых плотах после преодоления ими расстояния более пяти тысяч километров через Тихий океан. При этом решающей социологической причиной переселения должен был быть внезапно наступивший природный катаклизм либо же внезапное нападение сильных и могущественных врагов.

В 1947 году состоялось его знаменитое плавание на гигантском плоту «Кон-Тики», сделанном из бальсовой древесины. Участники международной экспедиции достигли желаемых островов Полинезии в Тихом Океане, что, с точки зрения Тура Хейердала организатора, оказалось экспериментальным доказательством гипотезы успешного переселения южноамериканских народов на острова Полинезии. Весь процесс как изготовления плота, так и плавания на нем описан в книге его авторства «Путешествие на «Кон-Тики»». Эта книга и многие другие его авторства переведены на многие языки мира, в том числе и на русский.


Как описано в упомянутой книге, сам плот был сделан из бальсовой древесины, произрастающей в лесах Эквадора. Стволы деревьев были спилены с помощью современных железных инструментов (правда, как следует из его книги, с большим трудом). Далее отдельные материалы были доставлены на побережье, и там из них был собран плот.

Давайте на этот плот посмотрим чуть подробней и подумаем, какими технологиями для его построения должны бы были обладать его строители (сам рисунок взят с сайта http://hobbyarea.ru/article_info.php?tPath=5&articles_id=33%29)

Из рисунка видно, что при строительстве плота были использованы:
- бальсовое дерево
- мангровое дерево
- сосна
- бамбук
- парусина
Тем самым, строители плота должны были обладать следующими технологиями:

Умение обрабатывать бальсовое дерево

Умение обрабатывать мангровое дерево

Умение обрабатывать сосну

Умение обрабатывать бамбук


Умение выращивания льна или конопли и умение изготовления из них полотна, а также умение изготовления из полотна паруса.

При этом еще автоматически возникало требование для местности, где этот плот должен был быть изготовлен: индейцы должны были знать о местах произрастания каждого из перечисленных представителей растительного мира. Эти места произрастания должны быть расположены недалеко друг от друга, в противном случае индейцы могли бы просто уйти по суше в другую местность, и плавание через океан им бы просто не потребовалось.

Далее. Для изготовления судов необходимо древесные материалы обработать, а для этого нужны инструменты: топоры, пилы, свёрла. Такие инструменты могли быть каменными или металлическими. Как те, так и другие, нужно было уметь изготавливать и использовать.

Что касается каменных инструментов, то они могли быть изготовлены из строго ограниченного набора камней. В общем случае, для археологов и реконструкторов истории человечества процесс изготовления инструментов из подручных материалов, каменных или костяных, всегда представлял собой нелегкую задачу. Сам исходный природный материал для таких инструментов должен был быть легко находим и легко обрабатываем.

Нечто аналогичное можно сказать и о металлических инструментах: для их изготовления нужно, чтобы была руда, причем в неглубоких местах залегания, и к тому же легкоплавкая. Иначе металлических инструментов не изготовить.

Одним словом, организаторы данного проекта считают, что представленное в книгах Тура Хейердала его научное наследие должно быть осмыслено заново. Их мнение: представленная научная логика Тура Хейердала имеет недостатки со следующих точек зрения:


С точки зрения наличия природных средств для изготовления инструментов, в частности, с точки зрения минералогии и металлургии

С точки зрения социологии – попытка проверки возможности для высокоразвитого племени просто в случае опасности уйти от врагов в горы, не предпринимая при этом плавания сквозь воды Тихого Океана

2. Описание предлагаемого проекта


При исключении любой металлургии из процесса изготовления бальсового плота было бы логично предположить его изготовление с помощью инструментов, сделанных из более примитивных металлов (свинец, бронза) или просто с помощью каменных или костяных инструментов.


Исходя из этого, наибольшую научную ценность принесла бы экспедиция, которая в себе сочетала бы два процесса:

Процесс изготовления инструментов для изготовления бальсовых плотов

Сам процесс изготовления бальсовых плотов с помощью этих инструментов

Последний процесс изготовления самих бальсовых плотов, в свою очередь, разбивался бы на следующие этапы:

Процесс повала бальсовой древесины в тропическом лесу*

Процесс ее транспортировки до побережья или берега водоема, по которому он мог бы быть к океану доставлен

Процесс обработки древесины до состояния готовности к ее вязке в уже готовый плот

Процесс изготовления вяжущих материалов (веревок), опять же, из доступного сырья (традиционная версия молчит, из чего делались паруса при отсутствии льна или конопли, традиционных материалов)

Завершающий процесс изготовления плота из уже готовых материалов


* - (как примечание): сам Хейердал отметал возможность изготовления плавательных средств из бальсового дерева, поваленного во время бурелома, так как его древесина быстро бы набухала, набирала вес, теряла легкость и становилась бы непригодной для использования в качестве материала для плота

Процесс изготовления инструментов должен проистекать из местного подручного сырья строго по рекомендациям знатоков местных полезных ископаемых. Именно наличие удобных материалов для изготовления инструментов должно быть определяющим фактором для первого этапа экспедиции.

Сами инструменты должны быть изготовлены на глазах у подавляющего большинства (если не у всех) членов экспедиции.


Процесс повала бальсовой древесины в тропическом лесу (спиливания или рубки) должен проистекать строго с использованием лишь тех инструментов, что были изготовлены самими участниками на первом этапе. Иными словами: если удалось сделать бронзовый топор – с помощью бронзового топора, если удалось сделать лишь свинцовый – с помощью свинцового топора, если удалось сделать костяную или каменную пилу либо топор – с помощью этой пилы или этого топора. Таким же образом должен проистекать процесс ее обработки.

Процесс ее транспортировки до побережья или берега водоема, по которому материал мог бы быть к океану доставлен, также должен проистекать строго с использованием технологий, доступных человеку на самом примитивном этапе развития человечества. Он может проистекать с использованием вьючных животных, обитающих в этом регионе.

Процесс изготовления вяжущих материалов должен выглядеть абсолютно аналогично – строго из материалов, доступных в данной местности. Т ак же, как и процесс изготовления паруса.

На последнем этапе участники экспедиции уже завершат изготовление плота путем его монтажа из ранее заготовленных материалов.

3. Осмысление полученных результатов

Если на каком-либо из этапов какая-либо из технологических операций оказалась бы невозможной, это послужило бы сигналом для отказа от дальнейших этапов экспедиции и провозглашения необходимости научной коррекции результатов Тура Хейердала и оповещения об этом всех интересующихся