Индивидуальное логопедическое занятие “Автоматизация звука “Л” в словах и предложениях”. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Конспект автоматизация звука л в словах дыхание

Цель: сформировать навык произношения звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям
  • умение контролировать свою речь.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие моторики речевого аппарата
  • закрепление правильного произношения данного звука в слогах, словах, предложениях
  • развитие зрительно-пространственных функций.

Оборудование: зеркало, картинки, карта, схема для анализа звуков.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?

Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие?! Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Чтобы правильно и красиво говорить, нужно сделать гимнастику для язычка, губ и щек.

  • «Улыбка-Хоботок»
  • «Лопаточка» - «Иголка»
  • «Качели»
  • «Пароход гудит»
  • «Вкусное варенье»

3. Дыхательная гимнастика

Логопед: Посмотри, у меня есть вот такая пчелка, давай подуем и посмотрим как она машет крыльями во время полета.

Инструкция: (Вдыхаем носом, выдыхаем через рот губы в трубочку, плечи не поднимаем, щеки не надуваем)

4. Введение в занятие

Логопед: Сегодняу нас на занятии гость. Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала;
Как зовут ее?! (Пчела)

Логопед: Правильно! Это веселая и добрая пчела, а зовут ее Лоло. Она немного заблудилась и очень хочет вернуться к себе домой в свою сказочную страну Пчеландия. А заблудилась она потому, что искала того кто мог бы помочь ей вспомнить как произносится звук Л.

Давай поможем Лоло вернуться домой и вспомнить как произносится звук Л.

5. Анализ артикуляции звуков. Характеристика звука.

Логопед: Расскажи Лоло, как нужно правильно произносить звук [Л] .

[Л]

Логопед: Звук [Л] согласный или гласный?

Ребенок: Согласный

Логопед: Почему?

Ребенок: Звук [Л] согласный, потому что во рту есть преграда.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ребенок: Звонкий.

Логопед: Почему он звонкий?

Ребенок: При произнесении звука [Л] горлышко дрожит.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ребенок: Твердый

Логопед: Ну теперь в путь! У нас есть карта, с помощью которой мы поможем Лоло добраться до ее страны. Эта карта необычная, нужно двигать указательным пальцем правой руки и произносит звук [Л] .

6. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Логопед: Итак мы добрались до первого пункта. Нас встречает пчелка-певица она любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ла-ла ала-ала-ала
лу-лу-лу улу-улу-улу
лы-лы-лы ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло оло-оло-оло

7. Автоматизация звука [Л] в словах.

Логопед: А вот и дошли до второго пункта, и эта пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л] .

Ла-ла-ла, вкусный мед несет…
Ребенок: (пчела) .
Лу-лу-лу, мы увидели…
Ребенок: (пчелу) .

Лы-лы-лы, испугались мы…
Ребенок: (пчелы) .

Логопед: А еще пчелка хочет, чтобы мы разгадали ребус. Внимательно посмотри на карточки. Что здесь изображено. А что еще ты видишь? Правильно! Слог. Какое слово получится, если соединить слог со словом.

8. «Ребус»

Бу (лавка) Что за слово?

Ку (лак) Что за слово?

Каб (лук) Что за слово?

9. Физминутка.

Логопед: Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.

10. Автоматизация звука в словах.

Игра «Где спрятался звук» .

Логопед: Эта пчелка принесла красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л] . Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Лапти, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка) .

11. Автоматизация звука в предложениях.

Логопед: Вот мы почти у страны пчелки Лоло остался последний пункт. Тут нас встречает пчелка, которая хочет нас рассмешить забавными предложениями. Давай послушаем их, и составим правильно.

Логопед: Салат ел Милу.

Ребенок: Мила ела салат.

Логопед: Пол упал на стул.

Ребенок: Стул упал на пол.

Логопед: Лук попол Милу.

Ребенок: Мила попола лук.

Ребенок: Ура! Вот мы и добрались до страны Пчеландия! И помогли Лоло вспомнить звук Л.

12. Итог занятия.

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Ребенок: Сегодня на занятии мы повторяли звук [Л] .

Логопед: Как правильно он произносится?

Ребенок: При произношении звука [Л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Логопед: Какой он?

Ребенок: Звук [Л] согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Лоло. Ей пора возвращаться домой.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 259» комбинированного вида Октябрьского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан Конспект индивидуального занятия на тему: «Автоматизация звука [Л]» Подготовила и провела: учитель логопед Денисова А. В. Уфа 2011 г.

2 Программное содержание: I. Образовательные задачи: 1. Автоматизация звука [Л] изолированно, в прямых слогах, словах, фразах и предложениях. 2. Развитие функции словоизменения. II. Коррекционно-развивающие задачи: 1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. 2.. Совершенствование координации артикуляционных движений и движений пальцев рук. 3. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. 4. Формирование умения ориентироваться в направлениях пространства. III. Воспитательные задачи: 1. Формирование положительной мотивации на занятиях; 2. Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься. Словарь: - существительных: лапа, палатка, кулак, лапа лапы, лама ламы, лампа лампы, палатка палатки, булавка булавки, акула акулы, ладошка - ладошки, Мила, Балун, стол, пол, клубок, кот. - прилагательных: согласный, твердый, звонкий, синий. - глаголов: купила, стал катать, положила, упало, подняла, дала Оборудование: - схема арт. уклада - большое зеркало; - картинки артикуляционных упражнений: пароход гудит, вкусное варенье, качели, лошадка;

3 - звуковая дорожка «теплоход»; - звуковая лесенка, киндер сюрприз; - игра «Угадай-ка есть ли в слове звук [Л]». Картинки: лапа, палатка, кулак. - игра «Один много». Картинки: лапа лапы, лама ламы, лампа лампы, палатка палатки, булавка булавки, акула акулы, ладошка - ладошки. - схема для составления рассказа.

4 Ход занятия. I. Организационный момент. Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю. Обрати внимание, какой звук я буду произносить чаще. (Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Л], обращая внимание своим произношением на звук). Лось лосенку покупал Лодку, лыжи и пенал. А лосиха - мама Ласты и панаму. 2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы продолжим упражняться в правильном произношении звука [Л]. Давай разомнём язычок и выполним упражнения. 3. Артикуляционная гимнастика (Карточки) «Пароход гудит» Губы в улыбке, рот открыт. С напряжением произносим долго «ы-ы-ы-ы» «Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз. На счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу). «Лошадка» Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки выполняют одновременные хлопки (удары по коленям).

5 4. Уточнение правильной артикуляции звука. - Ты учишься говорить звук [Л] в слогах словах, (схема арт. уклада) предложениях. Скажи, как нужно произносить этот звук. А ответить тебе поможет вот эта схема. Губы находятся в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, горлышко дрожит. 5. Характеристика звука. - Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? (Да). - Расскажи, какой он? (согласный звук, твёрдый, звонкий). - Каким цветом мы обозначаем этот звук? (синим цветом, с колокольчиком). 6. Изолированное произношение звука (Карточка теплоход) Булат, давай вспомним, как гудит теплоход. Веди пальчиком и говори: л-л-л. 7. Произношение звука в слогах. Речевая зарядка. Работа со слоговой цепочкой. (Ступеньки)

6 Булат, сейчас я произнесу слоги, а ты повторишь за мной. Логопед произносит слоговые ряды, меняя ударение: на первый слог, на второй слог, на третий слог (хлопками). ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА 8. Развитие фонематического слуха. Определение места звука в слове Игра «Угадай, есть ли в слове звук [Л] Посмотри внимательно на картинку и определи, есть ли звук [Л] и в какой части слова он находится. Выложи фишкой на схеме. Картинки: лапа, палатка, кулак. (схема, картинки) Физ. минутка: Руки подняли и помахали Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули

7 Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем, Крылья сложили назад. 9. Произношение звука в словах. (картинки) Игра «Один много». Булат, разложи картинки столбиком, сверху вниз. А теперь подбери к каждой картинке пару и назови обе картинки. Картинки: лапа лапы, лама ламы, лампа лампы, палатка палатки, булавка булавки, акула акулы, ладошка - ладошки.

8 9.Развитие навыков звукового анализа. Звуковой анализ слова - ЛАК. - Булат, выложи фишками слово ЛАК. - Скажи, сколько звуков в этом слове? - Какой первый звук? [Л] - Какой это звук? (он согласный, звонкий, твердый. Обозначаем синей цветом с колокольчиком) - Какой последний звук в этом слове, произнеси его? [К] - Какой это звук? (он согласный, глухой, твердый. Обозначаем синей фишкой без колокольчика). - А теперь покажи гласный звук в этом слове. - Какой это звук? (это гласный звук, его можно петь, тянуть, нет никакой преграды для голоса. Обозначаем красной фишкой). (Звуковая касса)

9 - А теперь прохлопаем и определим количество слогов в этом слове. 10. Автоматизация в предложениях. (схема рассказа) Булат, послушай внимательно этот рассказ, потом я задам тебе вопросы и тебе нужно на них ответить. Логопед зачитывает рассказ: Это Мила. Мила купила яблоки. Она положила яблоки на стол. Одно яблоко упало на пол. Кот Балун стал катать яблоко по полу. Мила подняла яблоко и положила на стол. А коту дала клубок. Логопед задает вопросы ребенку: - Как звали девочку? - Что Мила купила? - Куда Мила положила яблоки? - Сколько яблок упало на пол? - Что делал кот Балун? - Что сделала Мила? - Что Мила дала коту? Логопед зачитывает рассказ. Ребенок составляет рассказ самостоятельно. 11. Итог занятия. - Какой звук мы сегодня учились произносить правильно? - Скажи, а что тебе показалось самым сложным? - Со всеми заданиями ты справился. МОЛОДЕЦ! И я дарю тебе этот киндер сюрприз. Может тебе

10 попадется теплоход. И ты сможешь помогать теплоходу сильно гудеть.


Приложение 5 Этап формирование новых произносительных умений и навыков. Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Приключения Лунтика» Цель: закрепление

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 84 Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием мяча «Утенок, который не умел играть в футбол» Автор-составитель: Захарова

Артикуляционная гимнастика при постановке звуков Чтобы ребѐнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» общеразвивающего вида Конспект занятия по дополнительной образовательной услуге «Профилактика и коррекция речевого развития»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ» г. ПОДОЛЬСКА КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»» (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Звук [ы]. Путешествие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 14 «Радуга» КОНСПЕК ЗАНЯТИЯ на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р Л» В гостях у Лады с Ромой Подготовила: учитель-логопед

Артикуляционная Гимнастика Учитель-логопед Н.В. Савинская ГБОУ СОШ 89 им. А.П. Маресьева Значение Даже если ребёнок не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Менщиковский детский сад» ИНДИВИДУАЛЬНОЕ НОД учителя-логопеда Надымовой Людмилы Ивановны по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах

Консультация учителя- логопеда Е.И Вовчук Артикуляционная гимнастика с картинками Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 105 г. Мурманска Логопедическое индивидуальное занятие Колобок спешит на помощь (автоматизация звука Л) Составила:

Общая артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений, один из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают

Филиал 3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Конспект логопедической сказки по развитию речи у детей с ОНР

МКДОУ «ЦРР д/с 6» Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми Дифференциация звуков [ж], [ш] в слогах, в словах и предложениях Подготовила: учитель-логопед 1 КК Николаева С.В. Цель: научить ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» посёлок Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края Конспект коррекционного занятия по автоматизации

Артикуляционная гимнастика один из основных приемов коррекционного процесса Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными,

Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3-6 лет Учитель-логопед Грищенко Ольга Владиславовна Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного

Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика дома Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чѐткие

Конспект урока «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах». Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся первого класса. Цель: автоматизация звука [Ш. в слогах. Словах, закрепление зрительного образа

Необходимо соблюдать определенную последовательность от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения

Тема НОД «Поиграем с Лунтиком» Задачи Автоматизации звука «Л» Индивидуальная работа Коррекционные: - закрепление навыка правильного произношения звука «Л» в слогах, словах и предложениях; - развитие фонематического

Комплексы гимнастики для язычка Подготовила учитель-логопед Ю.В. Плахотник Первый комплекс (для свистящих звуков С, З, Ц) Загнать мяч в ворота. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно подуть на лежащий

Развитие подвижности речевых органов Артикуляционная или логопедическая гимнастика это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, языка, челюстей, неба. Мы правильно произносим

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 1 имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской городского округа Чапаевск Самарской области

Методическая разработка по коррекции произносительной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями реи Разработала учитель-логопед Кудряшкина Т. А г. Москва 2014г. Подгрупповое логопедическое занятия на

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны

Логопедические профили звуков >>>

Логопедические профили звуков >>> Логопедические профили звуков Логопедические профили звуков Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит нет голоса. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Формирование звуковой

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1 Уважаемые родители! В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Обучение детей грамоте «Секрет волшебного цветка» Подготовила: воспитатель высшей категории Орлова Татьяна Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» Конспект непосредственной - образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ Максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 114» КОНСПЕКТ образовательной деятельности по «Речевому развитию» (формирование фонетико-фонематических средств языка) на тему: «Звук [л]

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Органы артикуляционного аппарата Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, мягкое нѐбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,

Артикуляционная гимнастика в стихах http://logomamik.ru/ При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно,

Артикуляционная гимнастика Важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЦРР - детский сад «Колосок» Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе. (в рамках методической недели по плану преемственности

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты

Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики Артикуляционная гимнастика это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,

Автор: Шурыгина Анастасия Васильевна Место работы: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная

Родителям на заметку. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения» Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений

Звук «Р» При произнесении звука «Р»: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами) верхних зубов он напряжен и вибрирует,

«Применение игровых приёмов коррекции речи у детей дошкольного возраста» Материал для практикума подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории: Куляк Светлана Сергеевна Компоненты речи

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика поможет научить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию

«Школа родителей» Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика» Подготовила: учитель-логопед Локтионова Ж.А. Артикуляционная гимнастика это комплекс специально подобранных упражнений

Конспект занятия по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития по теме «Звук [с]. Буква «С». Колтунова Ксения Валерьевна учитель

Педагогический практикум по теме: «Алгоритм звукового анализа слова» составил учитель-логопед высшей квалификационной категории Кузнецова Г.Л. Цели: - уточнить понятия «физиологический слух» и «фонематический».

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Тема: Артикуляционная гимнастика - эффективное средство коррекции звукопроизношения. Цель мастер-класса: формирование практических навыков у воспитателей по выполнению

Подготовила учитель-логопед М. М. Федяшкина *Язык - это мышечный орган, который состоит из 16 мышц, покрытый слизистой оболочкой. *Когда человек спит, его язык всё равно находится в постоянном движении,

Мастер класс для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА» Учитель-логопед высшей категории МАДОУ д/с «Росинка» Мусинова Л.Ю. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление

Индивидуальное логопедическое занятие: «Автоматизация звука [л]. Русская народная сказка «Репка»

Назначение: занятие разработано для логопедов.(Ребенок с нарушением зрения (амблиопия) , ОНР 4 ур.
ЦЕЛЬ: автоматизировать звук/Л/ в слогах, словах и предложениях.
Задачи: про¬изнесение звука [л].
- Упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах и словах.
-Закрепить навык выделения звука [л] из ряда слов.
-Продолжать учить образовывать приставочные глаголы.
-Упражнять в образовании антонимов
-Активизировать словарный запас, развивать логическое мышление.
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику и память.

Оборудование:

герои настольного театра «Репка», тарелка с горохом, пустая тарелка, зеркало.

Ход занятия:

стоит домик, фигурки спрятаны за домиком.

1. Организационный момент.

Отгадайте, с героями какой сказки мы сегодня встретимся на занятии:
Чтобы урожай собрать,
Дедушке пришлось позвать:
Бабку, внучку,
Жучку, кошку
Да еще мышонка-крошку.
Так в земле сидела крепко
Жёлтая большая... (репка).

2 . Артикуляционная гимнастика.

Проснулся дед (Ребенок ставит фигурку деда) , открыл окно (упражнение «Окошко») и начал делать зарядку (упражнение «Качели») Выпил чашечку чая (упражнение «Чашечка») с вареньем(упражнение «Вкусное варенье») .Вышел дед в огород (упражнение «Забор») и решил посадить репку, начал ямку копать (упражнение «Лопата») .Начала репка расти (упражнение «Парус»).
Ребенок выполняет перед зеркалом упражнения.

2. Он ее поливал утром и вечером:
- л-л-л. (Обраща¬ет внимание ребенка на положение языка во время произне¬сения звука [л].)

Вокруг репки траву полол: -ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ, лу-лу-лу.
Землю рыхлил: ал-ол-ул, ол-ул-ыл, ул-ыл-эл, ыл-эл-ал.
А когда репка выросла, стал ее тянуть: пла-плы-плэ, кло-клу-клы, слэ-сла-слу.
Но вытянуть не может.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.
4.

Позвал дед... бабку

Бежит бабка, из кармана горошинки рассыпает, а из слов звук [л] теряет. Подбери горошинку и скажи слово правильно:
..ампа пи..а сто..
..ожка мы..о пена..
Ребенок перекладывает горох со стола в тарелочку и произносит слова.
Тянут они репку, а вытянуть не могут.

Ребенок ставит фигурку бабки за дедом.

Позвали... внучку.

А внучка перед зеркалом сидит, прихорашивается да у зеркала спра¬шивает: «Я милая?» А зеркало ей отвечает: «Милая». - «Я славная? Я веселая? Я послушная? Я смелая? Я ласковая?»
Что внучке ответило зеркало?
Ребенок отвечает с утвердительной интонацией.
Побежала внучка в огород, но по дороге на нее комары налетели. Хлопает она руками, ловит комаров, а когда услышит в слове-комарике звук [л], радостно кричит: «Поймала!» Помоги внучке, слушай внимательно слова: лодка-ложка-кош¬ка, палка-банка-балка, будка-булка-бурка, стол-стул- стук.
Ребенок ставит фигурку внучки.

Прибежала внучка в огород. Тянут репку, а вытянуть не могут.

6.Устали они, решили отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика.

пальчиковое упражнение «Дед»-показать руками сверху вниз воображаемую бороду.
пальчиковое упражнение «Бабка»- показать, как подвязывают под подбородком угол¬ки платка.
пальчиковое упражнение «Репка».- двумя руками сверху вниз нарисуйте в воздухе круг с заостренным кончиком внизу - по форме репы.
пальчиковое упражнение «Бантик».- сложите пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев в виде восьмерки.
пальчиковое упражнение «Собака». - средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки - это «морда» собачки. Указательный па¬лец и мизинец поднимите вверх - это «уши».
пальчиковое упражнение «Кошка»- средний и безымянный пальцы соедините с боль¬шим так, чтобы получилось колечко - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите - так торчат кошачьи ушки.
пальчиковое упражнение «Мышка» - кончики среднего и безымянного пальцев соеди¬нить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.

Позвали они... Жучку

А Жучка и Кошка в это время спорят: Жучка говорит слово, а Кошка спорит с ней, помоги Кошке. Игра «Скажи наоборот»
Труд - лень. Легко - трудно.
Друзья - враги. Легко - тяжело.
Трудолюбивый - ленивый.
Старый - молодой. Сытый - голодный.
Лёгкий - тяжёлый.
Прибежали Жучка и кошка, но репку вытянуть не получается.

Ребенок ставит фигурки Жучки и Кошки за бабкой.

8. Позвали они тогда...мышку.

Игра «Доскажи словечко». Услышала мышка, что ее зовут. Логопед показывает на фигурке мышки.
из дома …выбежала,
по дорожке... побежала.
Через мостик речку... перебежала,
к огороду... прибежала,
в калитку... забежала,
к деду близко... подбежала.
Ребенок ставит фигурку мышки за кошкой.

Потянули все вместе и вытянули репку!

Логопед вытаскивает макет репки.

9. Итог занятия.

Вот и закончилась сказка. Как ты думаешь, почему репку вытянули?
Ребенок объясняет.(потому что тянули все вместе, помогали друг другу)

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Поронайск .

Тема

Дата проведения: 27.01.12.

Учитель-логопед: Писарева Т.С.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема : Автоматизация звука (Л) в слогах, словах,предложениях, тексте.

Цель

Задачи:

Коррекционно-образовательная :

Коррекционно-развивающая :

Обогащение словарного запаса по теме «Транспорт»;

Коррекционно-воспитательная :

Тип занятия : закрепление

Оборудование: Демонстрационное :компьютер; слайды.

Раздаточное

Словарная работа: )

Форма организации : индивидуальная.

Методы и приёмы

: устный ответ,

Педагогические технологии:

игровые технологии;

компьютерные технологии.

Ход:

1.Организующий момент.(Мобилизирующая часть занятия)

Здравствуй, Сергей! Я предлагаю тебе определить какое у тебя сегодня настроение.(плохое, хорошее, отличное) «Смайлики».

2. Введение в тему . Тему занятия подскажут тебе эти картинки.(Лайнер, пилот)

Это Лайнер - воздушный вид транспорта,…..Слайд №3

Какой первый звук в слове (Лайнер)

Пилот-это профессия, человек который управляет лайнером в небе.

3. Сообщение темы . Сегодня мы продолжим работу со звуком (Л).

Сегодня мы с тобой отправимся в небольшое путешествие на лайнере.

Ты – пилот.

4.Подготовка у путешествию .

а) Моторика для рук «Кулак-ребро-ладонь».

б) Артикуляционная гимнастика.(чтобы язычок был сильным и чётко произносил наш звук, выполним гимнастику для языка).(упражнения выполняем под счёт до пяти: количество выполнения упражнений-5)

Упражнения «Улыбка», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Качелька», «Чашечка». «Грибок».Произнесение звука (Л-Л-Л- многократно и отрывисто; попеременно шепотом, тихо, громко). «Пароход гудит»-Ы-Ы-Ы(громко, тихо, шепотом)

в) Характеристика звука (Л)- губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним зубам. Это согласный звук, твёрдый.

б) Дыхательные упражнения(надувание щёк одновременно и поочерёдно).

5. Автоматизация звука (Л) в слогах и словах.

Летим над горами.Слайд №4

(произношение слоговых рядов: ла-ло-лу-лы; ал-ол-ул-ыл)

Каждый пилот должен хорошо слышать и узнавать звук лайнера.

Игра: «Регулировщик ».Если услышишь звук (Л), то подними сигнальчик. Л- зелёный сигнал, нет (Л)- красный сигнал.

Слова(лампа, штурвал, салон, пилот, ракета)

Какие слова запомнил?

Какие слова непонятны?

Какое слово лишнее?

Пролетаем над полями. Слайд №5. Игра «Самый внимательный ».

(ландыш,лук, белка, дятел,) запомни как они расположены. А теперь произнеси их в той же последовательности. Покажи цифрой место звука в слове.

Продолжим наше путешествие. Игра «Рассыпушки». Слайд №6 . На небе рассыпались звуки, собери рассыпанные звуки и получится слово.

(о л а б к о)- облако- произнеси слово ласково (облачко) а если их много – облака.)

(подбор слов- действия; признака).

Облако по небу что делает? (плывёт) ; облако по цвету какое (белое)

6. Автоматизация звука (Л) в предложении , небольшом тексте . Задание состав предложение из слов: (работа по карточке- облако, плывёт, белое, небу, по).- количество слов в предложении. Повтори предложение.

Нам пришла телеграмма .

Л: я прочту тебе телеграмму, а ты если услышишь звук (Л) «Поймай его рукой»

Л: повтори за м ной.

По небу голубому

На белом – белом облачке

Плывёт наш лайнер к дому,

Словно в мягкой лодочке.

Самостоятельное проговаривание.(2 раза)

7.Дом.зад.

8. Итог. Вот и завершилось наше путешествие. Какой звук нам помогал путешествовать?

Давай проверим твое настроение. «Смайлик».

Самоанализ логопедического занятия.

Тема занятия : Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях, тексте.

При подготовке занятия учитывалось: особенности учащегося: возраст; логопедическое заключение: нарушения звукопроизношения выраженное недостаточностью всех средств языка с преобладанием смысловой стороны речи по типу «Общее недоразвитие речи Ш уровень; здоровьесберегающий фактор.

На логопедическом занятии решались следующее

Цель : формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Задачи:

Коррекционно-образовательная :

Уточнять правильное произношение звука (Л) в слогах, словах, предложениях;

Коррекционно-развивающая :

Развивать фонематические процессы через упражнения в определении места звука в словах, закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Развитие грамматического строя речи;

Обогащение словарного запаса по теме «Транспорт»

Развивать мыслительные операции.

Коррекционно-воспитательная :

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов.

Тип занятия : закрепление и систематизация полученных знаний и умений.

Оборудование: Демонстрационное :компьютер; слайды.

Раздаточное : сигнальчики зелёного и красного цвета, карточки.

Словарная работа: активизировать в речи слова (лайнер, пилот )

Форма организации : индивидуальная.

Методы и приёмы : словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация; игровые упражнения.

Формы, способы и средства результативности обучения : устный ответ,

индивидуальный опрос, работа по карточке.

Педагогические технологии:

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии;

компьютерные технологии.

Характеристика ребёнка: учащийся 3 класса; возраст-10 лет обучается по программе МСКОШИ-8 вида. Логопедическое заключение: нарушения устной речи выраженное неполноценностью всех средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи по типу «Общее недоразвитие речи Ш уровень». (ст.ф.Дизартрии- нарушена была группа свистящих, шипящих- межзубное произношения; звук (Л)-отсутствовал в речи); прямой открытый прикус.

Логопедические занятия посещает с 1 класса

В работе прослеживалась комплексность и взаимосвязь поставленных задач с использованием разнообразных методов и современных технологий.

На занятии соблюдалась структура индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Работа над звукопроизношением (в слогах. словах, предложения, тексте)

Фонематическое восприятие

Психические процессы

На занятии для закрепления звука использовались различные анализаторы:

Зрительный;

Слуховой;

Тактильно-мышечный;

Мотивационный.

Считаю, что на занятии была установлена хорошая психологическая обстановка, т.к. наблюдалась организованное начало занятия. Прослеживалась связь содержания занятия с интересами ребёнка.

Коррекционная направленность занятия: подобраны специальные упражнения на развитие высших психических функций ребёнка. («Лишнее слово»; «Самый внимательный», «Рассыпушки»). Обогащение словаря существительными множественного числа, уменьшительно-ласкательным суффиксом; составление простого распространённого предложения; обогащение словаря по теме «Транспорт»; регулярное закрепление навыков чтения. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

Считаю, что реализовать поставленные задачи удалось.


Тема: «Автоматизация звука [Л] в предложении»

Цели:

  • развивать навык правильного произнесения звука [Л];
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать навык составления предложений;
  • развивать навык звукового анализа;
  • развивать артикуляционную моторику.

Ход занятия

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика по схеме-подсказке:

  • иголочка
  • качели
  • лошадка
  • змейка
  • молоточек
  • пароходик
  • вкусное варенье

Ребенок по схеме называет упрежнение и выполняет его у зеркала.

II. Основной этап

. Игра «Найди пару».

Логопед предлагает ребенку познакомиться с героем занятия, девочкой, которую зовут Мила.
Логопед просит ребенка найти пары слов на картинке, назвать их и объяснить, по какому принципу он их объединил. Образец: Лошадь и лама - животные.



Молоток и пила - инструменты.
Стол и стул - мебель.
Без лампочки лампа не сможет освещать комнату.
Без весла на лодке нельзя плыть.

. Игра «Где спрятался звук [Л]?»

Используя это же пособие, логопед просит назвать слова, в которых звук [Л] стоит в начале слова, затем в конце, в середине.
Звук [Л] стоит в начале: лошадь, лама, лампочка, лампа, лодка.
Звук [Л] стоит в конце: стол, стул.
Звук [Л] стоит в середине: пила, молоток, весло.

Логопед предлагает ребенку помочь Миле сделать покупке в магазине одежды, выбрав только те слова, в которых есть звук [Л].
Ответ должен начинаться со слов: «Мила купила…»

Мила купила платок, футболку, блузку, платье, лосины, колготки.

После выполнения задания, логопед просит ребенка назвать одежду, которую Мила оденет летом, в теплую погоду. Затем, ребенку предлагается назвать более теплую одежду.

Логопед рассказывает ребенку, что у Милы много игрушек и ей нужно помочь придумать имя, каждой. Главное условие - в имени должен быть звук [Л]. Ответ должен начинаться со слов: «Мила назвала куклу…»


Мила назвала куклу Ланой, Аллой, Ладой.
Мила назвала гнома Володей, Павлом, Кириллом, Данилой.

После выполнения задания, логопед предлагает ребенку помочь Миле навести порядок в комнате и расставить игрушки по местам.
Пример: «Мила поставила куклу Аллу на полку, а гнома Володю посадила на стул»

. «Мини-текст по цепочке»

Логопед рассказывает ребенку историю про Милу, используя схему-подсказку.
Из-за облаков показалось солнышко. Мила взяла лопату, грабли и посадила фиалки. После этого Мила вымыла ладони мылом и вытерла их полотенцем. Девочка утомилась, села на стул отдохнуть.
После своего рассказа логопед задает ребенку вопросы:
- Какие цветы посадила Мила?
- Мила посадила фиалки.
- Какая погода была нас улицу?
- Выглянуло солнышко.
- Чем Мила вымыла ладони?
- Мила вымыла ладони мылом.
- Что потом сделала Мила?
- Мила села отдохнуть на стул.
После ответа на вопросы логопед просит ребенка самостоятельно рассказать историю про Милу, используя схему-подсказку.