Фонетические процессы и их развитие.

В потоке речи звуки взаимодействуют между собой, влияя друг на друга определенные фонетические изменения. Подвергаться влиянию могут согласные со стороны других согласных или гласные со стороны гласных, т.е. взаимодействуют артикуляционно однотипные звуки. Но возможно также и взаимодействие между разнотипными звуками, когда согласные влияют на гласные или, наоборот, гласные влияют на согласные.

Среди изменений выделяют комбинаторны е и позиционные изменения.

Комбинаторными (от лат. combinare «сочетать», «соединять») называются изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. Большинство таких изменений можно объяснить удобством произношения. В одних случаях легче произнести два одинаковых или два похожих звука, например, два глухих или два звонких согласных. В других случаях, наоборот, труднее произнести два одинаковых соседних звука, например, два смычных или две аффрикаты. Поэтому в зависимости от свойств взаимодействующих звуков между ними может происходить или сближение в произношении или расхождение.

Другой тип фонетических изменений – позиционные изменения (от лат. positio «положение»). В этом случае изменение фонем обусловлены их отношением к ударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.

К наиболее распространенным комбинаторным изменениям относятся: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация .

Рассмотрим их более подробно.

Ассимиляция (от лат. assimilatio «уподобление») – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. Другими словами – эти звуки становятся более похожими или одинаковыми. Ассимиляция характеризуется следующими признаками:

1. Контактная (от лат. contactus «соприкосновение») – взаимодействие двух рядом стоящих звуков и дистактная (от лат. dis «раз» и tangere , tactum «касаться») – взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками. Пример контактной ассимиляции ножк а [шк ], пример дистактной ба да .

2. Полная – два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, отд ать [дд]. При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, по типу артикуляции и т.д.). Неполная ассимиляция – два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сд оба [зд ]. При неполной ассимиляции уподобление происходит по части названных признаков. В слове сдоба происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.

3. Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») – влияние предыдущего звука на последующий (ванькя ) и регрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) – влияние последующего звука на предыдущий, например, косьб а [зьб].

Разновидностью прогрессивной ассимиляции является сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia «связь», «созвучие»), гармония гласных в тюркских языках, когда гласным корня обусловливается соответствующий же гласный в последующей морфеме: турецк. oda – комната, odalar – комнаты; ev – дом, evler – дома .

Диссимиляция (от лат. dissimilatio «расподобление») – фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своим результатам это процесс, обратный ассимиляции. Поэтому диссимиляция характеризуется теми же понятиями, что и ассимиляция. Прогрессивная (февраль из феврарь ), регрессивная (секлетарь из секретарь ), контактная (хто, дохтор ), дистактная (февраль из феврарь ).

Возможны случаи, когда один и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чего происходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко) отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способу образования.

Аккомодация (от лат. accomodatio «приспособление») – фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки – гласные и согласные. Влияние согласных на гласные определяется двумя направлениями:

1. после мягких согласных гласные а, о, у становятся более передними: мал – мял, вол – вёл, лук – люк . В этом случае мы наблюдаем прогрессивную аккомодацию.

2. перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими, закрытыми: дал – даль, год – голь, струн – струй . Здесь налицо регрессивная аккомодация.

Гласные влияют на согласные только в одном направлении – регрессивно: перед гласными и, э согласные становятся тоже более передними – мягкими: книга – книге, книги .

Кроме названных фонетических изменений, в словах могут происходить и другие процессы:

1. Диэреза (выкидка) (от греч. Diairesis «разрыв», «разделение»), например: солнце, окрестности. Разновидностью диэрезы являются также процессы: синкопа (сокращение), например: первяжи (перевяжи), передену (переодену), синицеза (слияние), например: вобще (вообще), вображать (воображать) и гаплология – выкидка слога, например: знаменосец (знаменоносец).

2. Эпентеза (вставка) (от греч. Epenthesis ) противоположное явление диэрезе: нд рав (нрав), радив о (радио), шпии он (шпион).

3. Метатеза (перестановка фонем) (от греч. metathesis ) – ведмедь из медведь, тарелка (из нем. Teller ), Фрол (из лат. flor ), ладонь из долонь, футляр (из нем. Futteral ).

4. Фузия – слияние согласных: моетс я – мое(ц )а, мытьс я – мы(ц )а.

5. Субституция (приспособление) (от греч. Substitutio ) – замена одной фонемы другой: Николай – Микола , Арина – Орина , Никифор – Микишка .

При определении фонетических изменений необходимо различать исходную (первичную) форму и производную (вторичную). От этого зависит правильное определение типа фонетического изменения. В силу того, что письмо, как правило, отражает более древнее состояние языка, исходной формой произнесенного слова следует считать его письменную форму, его написание; для просторечного слова – форму, которая представлена в литературном языке; для литературного слова – слово языка-источника.

Явление протезы (гр. prothesis – подстановка), или надставки начала слова, можно наблюдать в следующих словах: в осемь (из осемь), е роплан (аэроплан), в острый (острый).

Редукция - сокращение долготы фонемы (лат. reductio «отведение назад»). Редукцию понимают еще как ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении). Редукция бывает качественной и количественной.

Редукция качественная – ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, например, го лова [ъ]. Редукция количественная – уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра. Например, редукция гласного [у] в первом и втором безударных слогах (ср. су дно, су да, су довой).


Т.к. звуки речи произносятся в звук.цепи связн.речи, то звуки 1)могут влиять друг на друга, особ-но соседние (когда рекурсия предыдущ. звука взаимод-т с экскурсия последующ.), 2)могут испыт-ть влияние общ.усл-й произнош-я (влияние нач./конца слова, характера слога, полож-я под уд-м). Влияние звуков друг на др. вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фон. процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии и т.д. Влияние общ. усл-й произнош-я вызывает позиционные изменения (возникновение протез в нач. слова, оглушение звонких согл-х в конце слова, редукция безуд. гласных и т.п.)

Комбинаторный процесс – артикуляционное изменение звука в потоке речи под воздействием соседствующих звуков.(Ассимиляция, диссимиляция, аккомодация.)

I Ассимиляция - уподобление звуков друг другу. Происходит между звуками только одного типа (гласн.-гласн.; согласн.-согласн.). Различают полную и неполную ассимиляции 2 разн. звука могут уподобиться нацело и стать одинаковыми.

1. Полная – когда один звук поглощает другой. Пр: сшить- [шыт"], из шерсти-звук [з] поглощается звуком[ш]

2. Частичная -один звук уподобляется другому частично (по звонкости-глухостн, твердости-мягкости и т. д.)Пр: Водка (воткъ) - оглушенне звонкого согласного. Просьба (проз’бъ) -озвончение глухого согласного. Снёс (c’н’oc) -смягчение согласного.

Ассимиляция бывает прогрессивной и регрессивной .

1. Регрессивная ассимиляция возникает в том случае, если последующий звук воздействует на предшествующий звук. Пр: Сдать (здат’) - озвончение (с) под влиянием последующего (д); Лодка (лоткъ) - оглушение (д) под влиянием последующего (к).

2. Прогрессивная ассимиляция возникает в том случае, если предшествующий звук воздействует на последующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр., диалектное произношение слова «Ванька» как «Ванькя» . Часто встречается в нем. и анг. языках. guns - звонкий [n] влияет на s и она произносится как звук [z].

3. Прогрессивно-регрессивная (взаимная) - когда первый звук влияет на второй, а второй, в свою очередь, влияет на первый. Например, twins - - глухой [t] частично оглушает сонант [w], в то же время огубленный [w] делает огубленным [t].

Также есть контактная и дистактная (встреч-ся редко) ассимиляции:

1. Дистактная - один звук влияет на другой на расстоянии, хотя они отделены друг от друга другими звуками. Рус. хулиган - хулюган (просторечие), англ. foot «нога» - feet «ноги», goose «гусь» - geese «гуси».

2. При контактной ассимиляции взаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте. Пр: сказка- ска[ск]а.

II Диссимиляция - явление обратное ассимиляции. Представляет собой расподобление звуков. Возникает между звуками одного типа (одинаковыми или подобными - гл-ми или согл-ми). Из 2-х одинаковых или подобных звуков получается 2 различных или менее подобных звука. Диссимиляции могут касаться гл-х; контактные (у соседних зв-в) и дистактные (у зв-в, разделенных др. звуками), регрессивные и прогрессивные; из одинаковых или из подобных зв-в; по разн. признакам: для согл-х – по месту и спос., для гл-х – по подъему.

Феврарь перешло в февраль (ср. англ. February, нем. Februar, фр. fevrier), коридор - колидор - примеры дистактной диссимиляции. Контактная диссимиляция наблюдается в словах легко [лехко], скучно [скушно].

(Ассимиляции не так меняют фонетич. облик яз-а, поэтому шире допускаются ЛЯ-м; диссим-ии более резко меняют фон. облик яз-а и потому чаще встреч-ся в ненормированной речи (диалекты, просторечие. детская речь).

III Аккомодация (приспособление) – частичное изменение в артикуляции, ассимиляция между звуками разных классов (гл.+ согл; согл. +гл.). Состоит в том что экскурсия последующего зв. приспособляется к рекурсии предыдущ. – это прогрессивная аккомодация, или же, наоборот, рекурсия предыдущ. звука приспособляется к экскурсии последующего – это регрессивн. акком-я; при этом могут возникнуть скользящие переходные звуки – глайды (н-р, если вслушаться в слово воля, то можно расслышать между в и о очень коротенькое «у»)

Экскурсия - начало артикуляции. Рекурсия - конец артикуляции. Одни процессы проявляются в приспособлении гласного к согласному, другие - наоборот. Например, в русском гласные А, О, У в экскурсии после мягких согласных становятся более передними: пять, пес, люк, а перед лабиализованными гласными, наоборот, согласные приобретают огубленность: воз, вуз. В английском губные согласные требуют огубленности последующего гласного (what, was, quarrel).

Прочие звуковые процессы основываются либо на ассимилятивных тенденциях, либо на диссимилятивных.

Позиционный процесс – это изменения звуков, обусловленные их позицией в слове, вызванные наличием особых условий(позицией в конце слова или в безударном слоге.)

Редукция – ослабление звука, ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов. Качество редукции определяется ударением.

Количественная – сокращение длительности звучания. Гласный звук звучит короче и слабее в безударном положении, чем под ударением. В русском языке количественной редукции подвергаются гласные звуки и, ы, у: суп - супы; тыл- в тылу-тыловой.

Качественная - ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, например, голова [ъ]. Кач. редукции подвергаются гласные о, а, э.

В языках с долготным ударением - ред.количественная. В языках с силовым- качественная. В РЯ 2 ступени редукции: 1 ступ. – 1 ударн. слог/неприкрыт. безуд., 2 ступ. – все остальн.

Следствия фонетических процессов:

Гаплология - выпадение слога, поглощение зв-в: трагикокомедия – трагикомедия, знаменоносец-знаменосец.

Эпентеза (вставка) - вставка звука в середине слова: инциНдент , какаВо. Чаще на диссим. основе (н-р, вставка согл-х, н-р, между гл-ми в случ. «зияния»: ЛариВон, РадиВон, а ткж в в ок-х ед.ч. прил-х: хитрово)

Диэреза (выкидка) - выпадение звука при произношении слова: соЛнце, грусТный . Чаще имеют ассим. основу, н-р устранение йота между гласными (бывает), на диссим. основе – произнош-е шт-шн (что-што)

Метатеза (перестановка)– перестановка слогов: ведмедь – медведь , тварушка-ватрушка, тарелка – талерка (польск.-таллерз, нем.-теллер) . Когда слово из одного яз-а переходит в др., освоение детьми новых слов, при переходе слова из городск. ЛЯ в диалекты и т.д.

Протеза (надставка) – вставка звука в начале слова: осемь – в осемь, острый-вострый .

Субституция – замена звука: лож ка, Hitler-Гитлер (звука, соответствующего нем. «h» нет в русском языке). Как следствие ассим-ии, диссим-ии, редукции.

Б.12. Фонема и ее признаки.

Теория фонемы зародилась в сер.19в. благодаря Бодуэну де Куртэне (Казанская лингвистическая школа), последователем явл-ся Щерба и пр. Были разработаны основн. полож-я о фонемах как компонентах морфем, о многообразии зв-в, объединяемых в 1 морфему. Многообразие осн-х зв-в объедин-ся в кажд. яз-е в ограничен. кол-во осн-х звуковых ед-ц – фонем; звуки объедин-ся по функциональн. общности, т.е. если в зав-ти от усл-й произнош-я (хар-ра слога, соседства с теми/ин. зв-ми) звуки произн-ся по-разн., но вып-т ту же ф-ю (образ-т тот же корень, тот же грамм. эл-т слова (прист-ку, суф.) – это разновидности той же фонемы. Понятия «фонема» и «зв.речи» не совпад-т, т.к. может состоять не только из одного звука, но и из двух (н-р, о дифтонгах в англ.: хаус, флай, нем.-аезен(железо).

Фоне́ма (др.-греч. «звук») - (минимальная единица звукового строя языка, служащ. для складывания и различения значимых ед-ц яз-а: морфем, слов. Для выполнения дан. роли фонемы должны быть противопоставлены друг другу в сист. яз-а, так. противопост-я наз-ся оппозиции. Кажд. фонема противопоставлена нулю (т.е. отсутствию дан. фонемы), н-р, скот-кот, волок-волк (различ-е слов по наличию/отсутствию согл/гл.), стула-стул (различение ф-мы слов).

Фонемы – минимальн. ед-цы яз-а. т.к. разделить их дальше так, как можно делить, н-р, предл-е – нельзя (Пр-е – на слова, слова - на морфемы, морфемы – на фонемы и т.д.). Но фонема сложн. явл-е, т.к. состоит из ряда признаков, не существующих вне фонем. Не все признаки в сост. фонем одинаковы. Сущ-т дифференциальные (различительные)- признаки, по которым фонема отличается от других и недифференциальн/неразличит.. (интегральн.) признаки - общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем.

Реальное содерж-е фонем дан. яз-а совок-ть смыслоразличит. признаков в их составе, благодаря чему одинак. звуки разн. яз-в как фонемы различны. У одной и той же фонемы м.б. разн. реализации. (Прим. рус. и фр. в Реф-м –с.215-216)

Фонемы сущ-т в яз-е в составе тактов, слогов, фраз и так попадают в разн. произносит-е усл-я, распределение фонем по этим усл-м наз-ся дистрибуцией (в одних произносит. усл-х фонемы не меняют своего звуч-я, в др. – меняют, н-р, в рус. в нач. слова под уд-м – ива, после гласн.- наивный, но – под ивой (ы). в одних пу они меняют смысл. в др.-нет, н-р, в рус. под уд-м различ-ся – лес-лис, сом-сам, в безуд. же поз-ии – лисовод или лесовод?). Произносит. усл-я наз-ся позициями. Они бывают сильными (благоприятные для выполнения фонемой ее ф-ии) и слабыми (неблагопр., 1.позиции нейтрализации, 2.выпад-я фонем, остальн. поз-ии - сильные). Фонемы вып-т 2 ф-ии – перцептивную и сигнификативную, отсюда->в отнош-ии перцепт. ф-ии сильн.поз-я – та, в к-й фонема выступает в своем основн. виде, слаб. – в к-й ф меняет свое звучание в зав-ти от позиции и выступает в кач-ве оттенка или вариации фонемы .(примеры –Р, с.219). В отнош-ии сигнифик. ф-ии сильн. поз-я – та, в к-й фонемы сохр-т противопоставление, слаб. – в к-й противопост-е фонемы совпад-т в одинак. звуч-ии, перестают различаться и различать значим. ед-цы языка; тем самым противопост-е нейтрализуется, это неразличение может не совпадать с одной из противопоставл-х фонем, напр. глух и звонк. на конце слова в РЯ –лук-луг (подр-ее – 219). Вариации не затрагивают смысла и обычно не замечаются говорящими, а варианты прямо отражаются на понимании, благодаря совпадению звуч-я различн. ед-ц, приводящего к омофонии, тем самым варианты – звучания сигнификативно слабых позиций отлич-ся от вариаций – звучаний перцептивно слабых позиций.

Нейтрализация- это устранение различий между фонемами в определенных позиционных условиях.(например, фонемы <з> и <с> различаются в позиции перед гласным в словах козы и косы, но нейтрализуется на конце слова- ко[с], совпадая в одном звуке).

Звуки, выступающие как разновидности одной и той же фонемы, называются вариантами фонемы , или аллофонами. В рамках одной и той же морфемы, но в разных ее морфах отмечаются аллофонные чередования - разные [а] в "да-л" и "да-м" ([а]~[а~]).

Типы аллофонов:

вариации (или оттенки фонемы, по Л.В. Щербе), или "звуковые синонимы"- позиционные модификации фонем, которые не утрачивают своей различительной функции и являются тождественными основному виду фонемы; появляются в сильной

позиции фонемы;

варианты, или "звуковые омонимы"- такие модификации фонемы, которые не различаются с другой фонемой, совпадая с ней в своем качестве; теряют частично свою способность различать значения слов; появляются в слабой позиции фонемы.

(Архифонема – фонемав позиц. нейтрализации, только для слаб. поз-ии , синтагмофонема – фон., охарактериз-я с тчк. зр-я ее позицион. признаков , парадигмофонема – ряд признаков, позиционно чередующихся в одн. и той же фонеме (горы-гора, воды-вода) , гиперфонема – (в слове голова, та/опор).

Просодия – все, что не имеет своего участка (уд-е, долготы и т.д.). Эл-ты просодий – просодемы (уд-я в яз-х с разноместным типом; различие знач-й мУка-мукА). Интонация может придать слову разн. знач-е -> быть может это просодема… В РЯ эм-ии выраж-ся ударностью последн. слога, его выделением.ю удлинением.ю предударн. согл. (см. конспект!). Фонология – смыслоразличительные св-ва сегментных ед-ц, просодемные эл-ты (уд-я, долготы, способность выражать эм-ии).

Б.13. Историческая изменчивость фонетического строя языка. Маслов – гл.5,п.5, Реф. – п.90-…?

Меняется звуковой облик отдельных слов и морфем, их фонемный состав, их ударение: например, др.-русск. Феврарь превратилось ь февраль. Меняются правила дистрибуции фонем, что затрагивает уже не отдельные слова, а целые их классы; так, в древнерусском языке существовали сочетания гы, кы, хы, а в современном русском языке такие сочетания внутри слова не допускаются (за исключением некоторых недавно заимствованных слов вроде акын), хотя и фонемы /g/, /k/, /x/, и фонема /ы/ продолжают существовать в русском языке. Наблюдаются и более глубинные изменения: меняется набор фонем языка и система дифференциальных признаков, по которым фонемы противопоставляются друг другу. Так, в русском языке исчезли существовавшие в нем когда-то носовые гласные (и следовательно, ДП назальность у гласных), фонема, обозначавшаяся в древнерусских текстах буквой [ять], и некоторые другие гласные фонемы. Зато превратились в отдельные фонемы палатализованные согласные, бывшие первоначально комбинаторными вариантами (и, соответственно, признак палатализованности превратился в ДП, очень важный для системы в целом). Наконец, на протяжении длительных периодов меняются характер ударения и слоговая организация речевого потока и единиц языка. Так, от свободного словесного ударения общеславянской поры чешский и словацкий языки перешли к ударению, фиксированному на начальном, а польский - к ударению, фиксированному на предпоследнем слоге слова. Раннее развитие праславянского языка было связано с устранением закрытых слогов, унаследованных от общеиндоевропейской эпохи; все закрытые слоги тем или иным способом перестраивались в открытые, но в дальнейшем «закон открытого слога» стал нарушаться (уже в старославянском), и в современных славянских языках закрытый слог снова представляет собой нормальный (хотя и менее частотный) тип слога.

Звуковые изменения делятся: регулярные и спорадические . Спорадические изменения бывают представлены лишь в отдельных словах или морфемах и объясняются какими-либо особыми условиями их функционирования. Так, слова семантически мало «весомые» и вместе с тем широко употребительные (стандартные обращения, формулы вежливости, приветствия при встрече и прощании) подвергаются особенно сильному фонетическому разрушению: они часто произносятся скороговоркой, небрежно, поскольку содержание их и так понятно. Поэтому старая английская формула прощания God be with you! "Бог да будет с вами" превратилась в Good-bye "До свиданья" Гораздо важнее, конечно, изменения регулярные, проявляющиеся по отношению к определенной фонетической позиции или фонологической единице во всех или почти всех случаях, когда такая позиция или единица наличествует в языке, независимо от того, в каких конкретно словах и формах она встречается. Именно при наличии такого регулярного изменения и говорят о звуковом (фонетическом) законе. Так, замена упомянутых выше древнерусских сочетаний гы, кы, хы современными ги, ки, хи подходит под понятие звукового закона, поскольку она коснулась всех слов с такими сочетаниями, не оставив исключений. Вместо гыб(ь)нути, богыни, кыплти, Кыевъ, хитрость, хыщ(ь)никъ, ногы, рукы и т. д. мы везде имеемгибнуть, богиня, кипеть, Киев, хитрость, хищник, ноги, руки...

По Осипову: 1) Исторически измен-ся состав фонем: 1. Конвергенция фонем (объединение 2-х или неск-х фонем в одну); 2. Дивергенция фонем (распад 1 фонемы на неск-ко); 2) Измен-ся способы реализации фонем (тверд. фонемы перед /е/(передн. гласн.) были в мягк. и полумягк. позициях); 3) Изм-ся позиция фонем (для позиции /о/ была необходимаьзамена ее /е/ фонемой (поле-полем/польом)(см.конспект!).

Причины изменения м.б. внутр. (ассим-я, диссим-я, редукция) и внешн. (взаим-е с др. яз-ми).

Б. 14. Понятие об орфоэпии. Руформатск. п.41

Орфоэпия (буквально значит правильн. произнош-е, наука о правильн. произнош-ии слов) - это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение. Опираясь на знание фонетики дан. яз-а, т.е. на знание состава фонем и законов распределения их по позициям с получающимися в слаб. позициях вариациями и вариантами, орфрэпия дает индивид. нормы для разн. случаев и выбирает из существующих вариантов произнош-я то, что более соответствует принятым традициям, тенденциям развития языка и последовательности в системе.

Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в современном русском литературном языке фонем, их качество и изменения в определенных фонетических позициях. Кроме этого, в содержание орфоэпии входит произношение отдельных слов и групп слов, а также отдельных грамматических форм в тех случаях, когда произношение их не определяется фонетической системой, например произношение [шн] на месте сочетания чн (ску[ш]но) или [в] на месте г в окончании -ого - -его (того - то[в]о, его - е[в]о).

Произносительная система современного литературного языка в своих основных и определяющих чертах не отличается от произносительной системы дооктябрьской эпохи. Различия между первой и второй имеют частный характер. Возникшие в современном литературном произношении изменения и колебания касаются преимущественно произношения отдельных слов и групп их, а также отдельных грамматических форм. Так, например, произношение мягкого звука [с] в аффиксе -сь - -ся (мою[с"], мыл[с"ъ]) при старой норме (мою[с"] - мыл[с"ъ]) не вносит каких-либо изменений в систему согласных фонем современного русского языка. Укрепление нового произносительного варианта аффикса -сь - -ся (бою[с"]) в качестве современной орфоэпической нормы сближает произношение с написанием, чего не было при старом произносительном варианте (бою[с]), и потому вполне целесообразно.

К ведению орфоэпии относится и место ударения в словах и формах (Иначе или инАче, далекО или далЕко, в рЕку или в рекУ и т. п.). Вспомогательным разделом орфоэпии служат так наз-е произносительные указания к чтению букв и их сочетаний в тех случаях, когда письмо и язык не соответствуют друг другу, н-р, чтение ок-й прил-х –ого-ова/ава, ч в что, конечно, гречневый.

По Осипову: Фонетич. норма - > зачем??--- 1) един. стандарт необходим для обеспеч-я понимания (в РЯ произнош-е слов не сильно отличается, поэтому мы друг друга понимаем, но, н-р, у немцев много разн. говоров, поэтому доходит до того, что немцы из разн. местностей не понимают др.др.); 2) необх-ть, чтобы форма речи не отвлекала от содерж-я (чужд. произнош-е отвлекает от смысла речи; образцов. речь никого не удивляет, но дрю дело с местной речью).

Откуда берется норма ?--> чаще всего за образцов. произнош-е берется произнош-е культурного и историч. центра дан. народа. Речь России->Москва! (хоть и не всегда была центром рус.гос-ва, объединила рус. народ кул-но, ист-ки, «рус.говор»). В нач. сформир-ся московск. говор как норма ЛЯ, в Германии осн. говор – Берлина, Англия – Лондон, в Китае – пекинский говор. Компромиссный говор – объединение наиболее распространенного, компр-е черты разн. говоров.

Б.15. Понятие о значении и значимых элементах языка. Мас. – гл.3,п.1, гл.4,п.1, Реф. – п.7

Значение - ассоциативная связь между знаком и предметом обозначения; закрепленность какого-либо звукового комплекса за каким-либо образом какого-либо фрагмента действительности в нашем сознании. Значение – это сложившееся в дан. яз-е закрепленность опред. звукового комплекса за тем или иным образом действительности в нашем сознании; связь не с предметом, а с его образом. Заключенное в знаменательном слове указание на те или иные грамматические категории, называется грамматическим значением (данного слова или его отдельной формы). (в слове теплая (в дан. словоформе)грамм. значением является указание на род (женский), число (ед), падеж (им), а также (в любой словоформе - теплый, теплая, теплого и т. д.) на грамм. класс слов, т. е. часть речи (прилагательное). Грамматическими значениями занимается грамматика. Заключенное же в слове указание на известное содержание, свойственное только данному слову в отличие от всех других слов, называется лексическим значением .

ЛЗ обычно остается одним и тем же во всех грамматических формах слова. (ЛЗ слова теплый - это то знач-е, которым это слово отличается от всех других слов русского языка, прежде всего от соотносительных по смыслу (т. е. от холодный, горячий, прохладный, тепловатый), а далее и от всех ост-х. Исслед-м ЛЗ заним-ся лексикология и лексич. семасиология.

Ядро ЛЗ составляет у большинства знаменательных слов мыслительное отображение того или иного явления действительности, предмета(или класса предметов) в шир. смысле (включая действия, свойства, отношения и т. д.). Обозначаемый словом предмет называют д е н о т а т о м , или р е ф е р е н т о м, а отображение денотата (класса денотатов) - к о н ц е п т у а л ь н ы м з н а ч е н и е м слова, или д е с и г н а т о м. Кроме ядра в состав ЛЗ

входят так называемые к о н н о т а ц и и , или созначения - эмоциональные, экспрессивные, стилистические «добавки» к основному значению, придающие слову особую окраску. В кажд. яз-е есть знаменательные слова, для которых основным значением является выражение тех или иных эмоций (н-р, междометия вроде ого! тьфу/ или брр!) или же передача команд - побуждений к определенным действиям (стоп! прочь!брысь! на! в смысле "возьми" и т. и.).

(ЛЗ обеспечивает связь с действит-ю, оно индивидуально, принадлежит только дан. слову, ГЗ служит для связи слов между собой.)

В лексическом значении слова выделяются три стороны, или грани: 1) отношение к денотату - это так называемая предметная отнесенность слова; 2) отношение к категориям логики, и прежде всего к понятию,- понятийная отнесенность; 3) отношение к концептуальным и коннотативным значениям других слов в рамках соответствующей лексической системы - этот аспект значения иногда называют з н а ч и м о с т ь ю.

Значимость - отношение знака к другим знакам в рамках языковой системы. С точки зрения Ф. де Соссюра, предложившего понятие значимости, значимость определяется противопоставлением данного знака другим, их взаимоограничением.

Среди значимых ед-ц яз-а выдел-ся воспроизводимые эл-ты (морфемы, слова, устойчив. словосочетания) и производимые (своб. эл-ты: словосоч-е, предл-е, их иногда также наз-т единицами яз-а).

Современные представления о системе языка связаны, прежде всего, с учением о его уровнях, их единицах и отношениях. Уровни языка - это подсистемы (ярусы) общей языковой системы, каждая из которых обладает набором своих единиц и правил их функционирования. Традиционно выделяются следующие основные уровни языка: фонемный, морфемный, лексический, синтаксический.

Каждый из уровней языка обладает своими, качественно отличными единицами, имеющими разные назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка: фонемный уровень составляют фонемы, морфемный - морфемы, лексический - слова (лексемы), синтаксический - словосочетания и предложения.

В большинстве языков мира выделяются следующие единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.

Самая простая единица языка - это фонема , неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов).

Минимальная значимая единица - морфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Морфемы имеют какое-либо значение, но самостоятельно употребляться еще не могут.

Относительной самостоятельностью обладает слово - следующая по степени сложности и важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающая на них. Слова отличаются от морфем тем, что они не просто имеют какое-либо значение, но уже способны что-то называть, т. е. слово – это минимальная номинативная (назывная) единица языка. В структурном плане она состоит из морфем и представляет собой «строительный материал» для словосочетаний и предложений. Слово представляет собой двустороннюю единицу: оно имеет внешнюю форму (звук или комплекс звуков) и внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение - закреплённая в сознании носителей данного языка соотнесённость слова с определённым явлением действительности.

Словосочетание - грамматически организованная группа слов, которая при определенных условиях может быть предложением. Оно состоит из главного и зависимого слов. Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Наиболее сложной и самостоятельной единицей языка, с помощью которой можно уже не только назвать какой-то предмет, но и что-то сообщить о нем, является предложение - основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Важнейшим формальным признаком предложения является его смысловая оформленность и законченность. Ком.еднициа.

Высказывание - речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).

В высказывании различают две стороны: План выражения - это звуковая, материальная сторона высказывания, воспринимаемая слухом (а при письменной передаче высказывания - материальная последовательность начертаний, воспринимаемая зрением). План содержания - это выраженная в высказывании мысль, содержащаяся в нем информация, те или иные сопровождающие эту информацию эмоциональные моменты. План выражения и план содержания изучаются в языковедении в тесной связи друг с другом.

Ведина – с.121 и конспект!

Б.16. Морфема как мельчайшая значимая единица языка. Типы морфем. Мас. – с.131… +конспект

Морфемика - раздел языкознания, изучающий систему морфем и правил их функционирования в составе слова. Это понятие означает также морфемный строй языка, т. е. совокупность и типы его морфем.

Морфема – минимально значимая единица языка. Эта единиц иногда имеет и знаковую и значимую сторону. Морфема способна передавать как лексическое(корневая), так и грамматическое значение(аффиксальная). Понятие морфемы ввел И. А. Бодуэн де Куртенэ как объединяющее для понятий корня, приставки, суффикса, окончания, т. е. как понятие минимальной значащей части слова, линейно выделимой в виде некоторого «звукового сегмента» (отрезка) при морфологическом анализе. Характерной чертой морфем является их повторяемость в структуре разных слов (дом, домашний, домовой или учитель, писатель, читатель и т. д.), что позволяет выявлять значение морфемы, так как оно определяется лишь в ряду слов, содержащих данную морфему. Наряду с сегментными морфемами - частями слов - выделяются сегментные морфемы, функционирующие в качестве целого слова - служебного (н-р, наши предлоги к, на, союзы и, но) или знаменательного (здесь , увы, метро, рагу). Очень многие морфемы выступают в виде ряда (на-

бора) языковых вариантов - алломорфем (или алломорфов). В тексте, в потоке речи морфема представлена своими конкретными речевыми экземплярами - морфами. Поскольку морфема - единица двусторонняя, ее языковое варьирование оказывается двояким. Это может быть варьирование в плане выражения, т. е. варьирование экспонента , либо варьирование в плане содержания, т. е. полисемия морфемы, аналогичная полисемии слова. (Пример э к с п о н е н т н о г о в а р ь и р о в а н и я: глагольный префикс над- в русском языке выступает в вариантах /nad/, /nat/,/nado/,/nada/ (ср., надстрою, надорван, надорву). Пример с о д е р ж а т е л ь н о г о в а р ь и р о в а н и я: тот же префикс вносит в глагол либо значение прибавления сверху к чему-то, уже имеющемуся (подрисую, надстрою, надошью), либо значение проникновения на малую глубину, на небольшое расстояние от поверхности предмета (надрежу, надкушу, надорву).

Парадигма слова это все формы этого слова. Существуют нулевые морфемы, у кот-х нет видимого плана выраж-я, выступающие, например, в формах им. и. ед. ч. дом, стол или род. п. мн. ч. мест, дел (нулевые окончания).

Значения, передаваемые морфемой:

Лексическое - носителем его является корневая морфема, выражающая наиболее семантически насыщенную часть значения слова, поскольку именно корень отсылает к понятию, лежащему в основе лексического значения слова;

Грамматическое - носителем его являются служебные морфемы: флективные морфемы -и, -ите, передающие значение повелительного наклонения;

Словообразовательное (если слово производное), уточняющее значение корня - оно вносится аффиксом: значение "слабая степень проявления признака", передаваемого суффиксом -оват в словах зеленоватый, желтоватый и т. д.).

Типы морфем:

I )корневые и аффиксальные морфемы. Сегментные морфемы - части слов (части простых, синте-

тических словоформ) - разделяются на два больших класса: 1) корни и 2) некорни, или аффиксы 1. Эти классы противопоставлены друг другу прежде всего по характеру выражаемого значения и по своей функции в составе слова.

Корневая морфема (корень) является обязательной в слове (за исключением неск. глаголов), без неё не существует самого слова. Корневая морфем несет в себе лексическое значение.

Аффикс – это служебная морфема, видоизменяющая значение корня или отношения между словами в предложениях. Аффиксальная морфема несет в себе грамматическое и словообразовательное значения. В отличие от корня, либо уточняет ЛЗ, к-я выраж-ся корнем, дополняет оттенками слова или выражает ГЗ слова.

Среди аффиксов выделяют

1 ) Префиксы – морфемы стоящие перед корнем (приставки). Аффикс. осложняющий корень в предпозиции (наиболее характерно для глагола).

2 ) Постфиксы – морфемы стоящие после корня (суффиксы и флексия). Аффикс, осложняющий корень в постпозиции. Постфиксы -> 1. суффикс, 2. флексия (она не всегда на конце)

Падежная флексия – это флексия соответствующая, какому либо падежу. Флексия не проходит через парадигму в отличии от суффикса (то есть окончания при склонении слова меняются, а суффиксы нет). (суф. –ть- в неопр. ф-ме глаг., т.к. не измен-ся, у них нет парадигмы; суф –ат-, -онок- проходит ч/з всю парадигму??)

3 )Конфикс – это двучленная морфема. Аффикс, осложненная суффиксом в препозиции и постпозиции.

4 )Инфикс – это морфема, вставляемая в середину слова. Инфиксы используются в ряде глагольных форм древних и некоторых современных индоевропейских языков (древнегреческого, латыни, литовского), в тагальском (на

Филиппинских островах) и в некоторых других языках.

5 )Интерфикс – это морфема, находящаяся между двумя другими морфемами; соединительная морфема.

6 )Трансфикс – это морфема, части которой смешиваются с другими частями корня. В РЯ отсутствуют, характерны для арабск. яз-а.

Так же существует нулевая морфема – морфема, которой не существует материально, но обладает грамматическим значением. Например Дом [_ ] – дом[а]

Морф - это разновидность морфемы. Например-[dom ][dom’ ik][dam’ ishke]

Алломорф – это равные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе.

Варианты – это морфы, равные по значению и позиции. Например, водОЙ – водОЮ.

Б. 17. Слово как предмет лексикологии. Его номинативная функция. Когнитивная роль слова. Реф. – гл.2, п.7, Мас. – с.87-….

Лексикология – это «слово о слове», или наука о словах. Слово – наиболее конкретная единица языка. Язык как орудие общения – это прежде всего «словесное орудие», это «язык слов». Слово – это значимая самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинация (называние); в отличие от морфем, минимальных значимых единиц языка, слово самостоятельно (хотя может состоять из одной морфемы: вдруг, кенгуру), грамматически оформлено по законам данного языка, и оно обладает не только вещественным, но и лексическим значением; в отличие от предложения, обладающего свойством законченной коммуникации, слово, как таковое, не коммуникативно (хотя и может выступать в роли предложения: Светает. Нет.), но именно из слов строятся предложения для осуществления коммуникации; при этом слово всегда связано с материальной природой знака, посредством чего слова различаются, образуя отдельные единства смысла и звукового (или графического) выражения. (Лексикология -это наука, изучающая слово и словарный состав языка в целом.слово - минимальная единица, обладающая позиционной самостоятельностью. Для лексикологии важно прежде всего значение слова, его отношение к другим словам, имеющим то же значение, стилистическая окрашенность (является ли оно нейтральным или стилистически маркированным), происхождение этого слова (является ли оно исконным или заимствованным), сфера его употребления и т.д.)

П о з и ц и о н н а я с а м о с т о я т е л ь н о с т ь заключается в отсутствии у слова жесткой линейной связи со словами, соседними в речевой цепи, в возможности в большинстве случаев отделить его от «соседей» вставкой другого или других слов, в широкой подвижности, перемещаемости слова в предложении. Ср. хотя бы следующие простые примеры: Сегодня теплая погода. Сегодня очень теплая и сухая погода. Погода сегодня теплая. Теплая сегодня погода.

Более высокая ступень самостоятельности слова - с и н т а к с и ч е с к а я самостоятельность - заключается в его способности получать синтаксическую функцию, выступая в качестве отдельного однословного предложения или же члена предложения (подлежащего, сказуемого, дополнения и т. д.). Синтаксическая самостоятельность свойственна не всем словам. Предлоги, н-р, не могут быть ни отдельными предложениями (исключения вроде Без! как ответ на

вопрос Вам с сахаром или без? единичны), ни сами но себе (без знаменательного слова) членами предложения 1. То же самое можно сказать и о союзах, артиклях, частицах и т. д.

Фонетические процессы русского языка

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Фонетические процессы русского языка
Рубрика (тематическая категория) Образование

Фонетика – (греч. фоне – звук) – учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию). Особый раздел фонетики – орфоэпия описывает совокупность норм литературного произношения. Орфоэпия занимает особое место среди лингвистических дисциплин. Она изучает те единицы языка, которые не имеют значения, но они обусловливают существование значимых единиц языка.

Фонетические законы (звуковые законы) - законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, ᴛ.ᴇ. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. По этой причине, в случае если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков принято называть регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"иес"ти - в"иес"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"ием"ешку - фп"ьр"ием"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая состоит в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не всœе согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не всœе мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср.
Размещено на реф.рф
конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср.
Размещено на реф.рф
[Λ т ор]) и перед частицей ([рос-л"и]; ср.
Размещено на реф.рф
[рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"êс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка с"ь], [казн"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ъез"-н"иево), [б"иес"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"êр], [д"в"êр|, [т"в"êр], [с"п"êт"], [с"-н"им], [ис"-пêч"], [рΛз"д"êт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"êн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мъллт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и состоит в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат"], [рΛ ж ат"] (сжать, разжать); [ ш ыт"], [рΛ ш ыт"] (сшить, расшить); [ ш"от], [рΛ ш"от] (счет, расчет); [рΛзно ш"ик], [изво ш"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [биэс-ж аръ], [биэс-ш аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всœегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по ж"] (позже), (езжу); [во ж"и], [дрож"и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], благодаря чему получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч"от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш"иесливы ], [г"иганск"и ], [ч"уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор"ит"] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).

К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.

Редукция - это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] - [д^ма] - [дъь^вои].

Оглушение - процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка - кни[ш]ка; дуб - ду[п].

Озвончение - процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з"]делать; отбор - о[д]бор.

Смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.

Уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий (к примеру, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш"], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш"]ина, [т"]астъе, ичи[ц]а. Упрощение групп согласных - процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая данный звук: сердце - [с"э"рцъ], солнце - [сонцъ].

8. Редукция гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении принято называть редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [биэда] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърʌвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"иэ на] (пелœена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

Синхрония - (от греч. sýnchronós - одновременный), рассмотрение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени. К примеру, форма именительного падежа единственного числа ʼʼстолʼʼ в синхронии имеет нулевое окончание, в отличие от родительного падежа ʼʼстол-аʼʼ.

Выявление динамики развития в синхронии возможно также и благодаря сравнению нескольких одновременно функционирующих стилей (выбор которых определяется условиями общения) - более торжественного (высокого), сохраняющего старые черты, и более разговорного (низкого), в котором угадывается направление развития языка (к примеру, сокращённая форма [чиэк] вместо ʼʼчеловекʼʼ).

Изучение фонетических явлений в плане синхронии - это исследование фонетики определœенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Фонетические процессы русского языка - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Фонетические процессы русского языка" 2017, 2018.

Фонетический процесс, происходящий в слове, во многом объясняет его правописание и произношение. Это языковое явление следует учитывать и при выполнении звукового разбора на уроках русского языка. Особое внимание уделяется здесь положению того или иного звука. Так называемые позиционные фонетические процессы характерны для большинства языков. Интересно, что многие изменения в звуковом оформлении слова зависят от местности проживания носителей. Кто-то округляет гласные, кто-то смягчает согласные. Различия между московским було[ш]ная и петербургским було[чн]ая стали уже хрестоматийными.

Определение понятия

Что же такое фонетический процесс? Это особые изменения в звуковой выраженности букв под воздействием всевозможных факторов. От этих факторов и зависит тип данного процесса. Если они не продиктованы самой лексической составляющей языка, общим произношением слова (например, ударением) - такое явление будет называться позиционным. Сюда относятся всевозможные редуцированные согласные и гласные, а также оглушение в конце слова.

Редукция гласных

Для начала разберем явление редукции. Стоит сказать, что она характерна как для гласных, так и для согласных. Что касается первых, то этот фонетический процесс полностью подчиняется ударению в слове.

Для начала следует сказать, что все гласные в словах разделяются в зависимости от отношения к ударному слогу. Влево от него идут предударные, вправо - заударные. К примеру, слово "телевизор". Ударный слог -ви-. Соответственно, первый предударный -ле-, второй предударный -те-. А заударный -зор-.

Вообще редукция гласных подразделяется на два типа: количественную и качественную. Первая определяется не изменением звукового оформления, а лишь интенсивностью и длительностью. Этот фонетический процесс касается лишь одного гласного, [у]. Для примера достаточно четко произнести слово "будуар". Ударение здесь падает на последний слог, и если в первом предударном "у" слышится четко и более-менее громко, то во втором предударном она слышится гораздо слабее.

Соврем другое дело - качественная редукция. Она предполагает не только изменение по силе и слабости звучания, но и по различной тембровой окраске. Таким образом, меняется артикуляционное оформление звуков.

К примеру, [о] и [а] в сильной позиции (т. е. под ударением) всегда слышатся отчетливо, перепутать их невозможно. Разберем для примера слово "самовар". В первом предударном слоге (-мо-) буква "о" слышится достаточно отчетливо, но до конца не оформившись. Для нее в транскрипции есть свое обозначение [^]. Во втором предударном слоге -са- гласный оформлен еще более нечетко, сильно редуцирован. Для него также есть свое обозначение [ъ]. Таким образом, транскрипция будет выглядеть так: [съм^вар].

Гласные, перед которыми стоят мягкие согласные, также весьма интересны. Опять же, в сильной позиции они слышатся отчетливо. Что же происходит в безударных слогах? Разберем слово "веретено". Ударный слог - последний. В первом предударном гласный редуцирован слабо, его в транскрипции обозначают как [и э ] - и с призвуком э. Второй же и третий предударные полностью редуцировались. Такие звуки обозначают [ь]. Таким образом, транскрипция следующая: [в’ьрьти э но].

Хорошо известна схема лингвиста Потебни. Он вывел, что первый предударный слог - самый четкий из всех безударных. Все остальные по силе уступают ему. Если гласный в сильной позиции принимать за 3, а самую слабую редукцию за 2, получится следующая схема: 12311 (слово "грамматический").

Нередки явления (часто в разговорной речи), когда редукция нулевая, т. е. гласный вообще не произносится. Встречается подобный фонетический процесс как в середине, так и в конце слова. К примеру, в слове "проволока" мы редко произносим гласный во втором заударном слоге: [провълкъ], а в слове "чтобы" до нуля редуцирован гласный в заударном слоге [штоб]

Редукция согласных

Также в современном языке существует фонетический процесс, называемый редукцией согласных. Он заключается в том, что такой звук в конце слова практически исчезает (нередко встречается нулевая редукция).

Это связано с физиологией произношения слов: мы их произносим на выдохе, и воздушного потока порой недостаточно, чтобы хорошо проартикулировать последний звук. Зависит это и от субъективных факторов: темпа речи, а также особенностей произношения (например, диалектных).

Это явление можно встретить, например, в словах "болезнь", "жизнь" (некоторые диалекты не произносят последние согласные). Также иногда редуцируется j: слово "мои" мы произносим без него, хотя, по правилам, он быть должен, т. к. "и" стоит перед гласной.

Оглушение

Отдельным процессом редукции является оглушение, когда звонкие согласные меняются под воздействием глухих или в абсолютном конце слова.

Для примера возьмем слово "варежка". Здесь звонкий [ж] под воздействием глухого [к], стоящего позади, оглушается. В итоге слышится сочетание [шк].

Другой пример - абсолютный конец слова "дуб". Здесь звонкий [б] оглушается до [п].

Всегда звонкие согласные (или сонорные) также подвержены этому процессу, хоть и очень слабо. Если сравнить произношение слова "елка", где [л] стоит после гласного, и "вол", где этот же звук в конце, легко заметить разницу. Во втором случае сонорный звучит короче и слабее.

Озвончение

Совершенно обратный процесс - озвончение. Он относится уже к комбинаторным, т. е. зависящим от определенных звуков, стоящих рядом. Как правило, это касается глухих согласных, которые расположены перед звонкими.

К примеру, такие слова, как "сдвиг", "сделать" - здесь озвончение произошло на стыке приставки и корня. Наблюдается это явление и в середине слова: ко[з‘]ба, про[з‘]ба. Также процесс может проходить на границе слова и предлога: к бабушке, "с деревни".

Смягчение

Еще один закон фонетики заключается в том, что твердые звуки смягчаются, если после них идут мягкие согласные.

Существует несколько закономерностей:

  1. Звук [н] становится мягким, если стоит перед [ч] или [щ]: ба[н’]щик, карма[н’]чик, бараба[н’]щик.
  2. Звук [с] смягчается в позиции перед мягкими [т’], [н’], а [з], перед [д’] и [н’]: го[с’]ть, [с’]нег, [з’]десь, во[з’]ня.

Эти два правила касаются всех носителей академического языка, однако есть диалекты, где смягчение также происходит. К примеру, может произноситься [д‘]верь или [с’]ъем.

Ассимиляция

Определить фонетический процесс ассимиляции можно как уподобление. Другими словами, звуки, сложно произносимые, как бы уподобляются рядом стоящим. Это касается таких сочетаний, как "сч", "зч", также "шч", "здч" и "стч". Вместо них произносится [щ]. Счастье - [щ]астье; мужчина - му[щ]ина.

Также ассимилируются глагольные сочетания -тся и -ться, вместо них слышится [ц]: венча[ц]а, боя[ц]а, слыши[ц]а.

Сюда же относится и упрощение. Когда группа согласных теряет один из них: со[н]це, извес[н]як.

Фонетический процесс, происходящий в слове, во многом объясняет его правописание и произношение. Это следует учитывать и при выполнении на уроках русского языка. Особое внимание уделяется здесь положению того или иного звука. Так называемые позиционные фонетические процессы характерны для большинства языков. Интересно, что многие изменения в звуковом оформлении слова зависят от местности проживания носителей. Кто-то округляет гласные, кто-то смягчает согласные. Различия между московским було[ш]ная и петербургским було[чн]ая стали уже хрестоматийными.

Определение понятия

Что же такое фонетический процесс? Это особые изменения в звуковой выраженности букв под воздействием всевозможных факторов. От этих факторов и зависит тип данного процесса. Если они не продиктованы самой лексической составляющей языка, общим произношением слова (например, ударением) - такое явление будет называться позиционным. Сюда относятся всевозможные редуцированные согласные и гласные, а также оглушение в конце слова.

Другое дело - те фонетические процессы в языке, которые дают стечения различных звуков в словах. Они будут называться комбинаторными (т. е. зависят от определенной комбинации звуков). Прежде всего сюда относят ассимиляцию, озвончение и смягчение. Причем оказывать влияние может как последующий звук (регрессивный процесс), так и предыдущий (прогрессивный).

Редукция гласных

Для начала разберем явление редукции. Стоит сказать, что она характерна как для гласных, так и для согласных. Что касается первых, то этот фонетический процесс полностью подчиняется ударению в слове.

Для начала следует сказать, что все гласные в словах разделяются в зависимости от отношения к ударному слогу. Влево от него идут предударные, вправо - заударные. К примеру, слово "телевизор". Ударный слог -ви-. Соответственно, первый предударный -ле-, второй предударный -те-. А заударный -зор-.

Вообще редукция гласных подразделяется на два типа: количественную и качественную. Первая определяется не изменением звукового оформления, а лишь интенсивностью и длительностью. Этот фонетический процесс касается лишь одного гласного, [у]. Для примера достаточно четко произнести слово "будуар". Ударение здесь падает на последний слог, и если в первом предударном "у" слышится четко и более-менее громко, то во втором предударном она слышится гораздо слабее.

Соврем другое дело - качественная редукция. Она предполагает не только изменение по силе и слабости звучания, но и по различной тембровой окраске. Таким образом, меняется артикуляционное оформление звуков.

К примеру, [о] и [а] в сильной позиции (т. е. под ударением) всегда слышатся отчетливо, перепутать их невозможно. Разберем для примера слово "самовар". В первом предударном слоге (-мо-) буква "о" слышится достаточно отчетливо, но до конца не оформившись. Для нее в транскрипции есть свое обозначение [^]. Во втором предударном слоге -са- гласный оформлен еще более нечетко, сильно редуцирован. Для него также есть свое обозначение [ъ]. Таким образом, транскрипция будет выглядеть так: [съм^вар].

Гласные, перед которыми стоят мягкие согласные, также весьма интересны. Опять же, в сильной позиции они слышатся отчетливо. Что же происходит в безударных слогах? Разберем слово "веретено". Ударный слог - последний. В первом предударном гласный редуцирован слабо, его в транскрипции обозначают как [и э ] - и с призвуком э. Второй же и третий предударные полностью редуцировались. Такие звуки обозначают [ь]. Таким образом, транскрипция следующая: [в’ьрьти э но].

Хорошо известна схема лингвиста Потебни. Он вывел, что первый предударный слог - самый четкий из всех безударных. Все остальные по силе уступают ему. Если гласный в сильной позиции принимать за 3, а самую слабую редукцию за 2, получится следующая схема: 12311 (слово "грамматический").

Нередки явления (часто в разговорной речи), когда редукция нулевая, т. е. гласный вообще не произносится. Встречается подобный фонетический процесс как в середине, так и в конце слова. К примеру, в слове "проволока" мы редко произносим гласный во втором заударном слоге: [провълкъ], а в слове "чтобы" до нуля редуцирован гласный в заударном слоге [штоб]

Редукция согласных

Также в современном языке существует фонетический процесс, называемый редукцией согласных. Он заключается в том, в конце слова практически исчезает (нередко встречается нулевая редукция).

Это связано с физиологией произношения слов: мы их произносим на выдохе, и воздушного потока порой недостаточно, чтобы хорошо проартикулировать последний звук. Зависит это и от субъективных факторов: темпа речи, а также особенностей произношения (например, диалектных).

Это явление можно встретить, например, в словах "болезнь", "жизнь" (некоторые диалекты не произносят последние согласные). Также иногда редуцируется j: слово "мои" мы произносим без него, хотя, по правилам, он быть должен, т. к. "и" стоит перед гласной.

Оглушение

Отдельным процессом редукции является оглушение, когда звонкие согласные меняются под воздействием глухих или в абсолютном конце слова.

Для примера возьмем слово "варежка". Здесь звонкий [ж] под воздействием глухого [к], стоящего позади, оглушается. В итоге слышится сочетание [шк].

Другой пример - абсолютный конец слова "дуб". Здесь звонкий [б] оглушается до [п].

Всегда звонкие согласные (или сонорные) также подвержены этому процессу, хоть и очень слабо. Если сравнить произношение слова "елка", где [л] стоит после гласного, и "вол", где этот же звук в конце, легко заметить разницу. Во втором случае сонорный звучит короче и слабее.

Озвончение

Совершенно обратный процесс - озвончение. Он относится уже к комбинаторным, т. е. зависящим от определенных звуков, стоящих рядом. Как правило, это касается глухих согласных, которые расположены перед звонкими.

К примеру, такие слова, как "сдвиг", "сделать" - здесь озвончение произошло на стыке приставки и корня. Наблюдается это явление и в середине слова: ко[з‘]ба, про[з‘]ба. Также процесс может проходить на границе слова и предлога: к бабушке, "с деревни".

Смягчение

Еще один закон фонетики заключается в том, что твердые звуки смягчаются, если после них идут мягкие согласные.

Существует несколько закономерностей:

  1. Звук [н] становится мягким, если стоит перед [ч] или [щ]: ба[н’]щик, карма[н’]чик, бараба[н’]щик.
  2. Звук [с] смягчается в позиции перед мягкими [т’], [н’], а [з], перед [д’] и [н’]: го[с’]ть, [с’]нег, [з’]десь, во[з’]ня.

Эти два правила касаются всех носителей академического языка, однако есть диалекты, где смягчение также происходит. К примеру, может произноситься [д‘]верь или [с’]ъем.

Ассимиляция

Определить фонетический процесс ассимиляции можно как уподобление. Другими словами, звуки, сложно произносимые, как бы уподобляются рядом стоящим. Это касается таких сочетаний, как "сч", "зч", также "шч", "здч" и "стч". Вместо них произносится [щ]. Счастье - [щ]астье; мужчина - му[щ]ина.

Также ассимилируются глагольные сочетания -тся и -ться, вместо них слышится [ц]: венча[ц]а, боя[ц]а, слыши[ц]а.

Сюда же относится и упрощение. Когда группа согласных теряет один из них: со[н]це, извес[н]як.