Дж буш старший внутренняя политика. Другие военные операции во время президентства Джорджа Буша-старшего

Президентские выборы в США 1988 года проходили 8 ноября. Несмотря на огромную популярность Рональд Рейган в соответствии с 22-й поправкой к Конституции не мог выдвигаться на третий срок, поэтому республиканцы номинировали вице-президента Джорджа Буша-старшего. Демократы выдвинули губернатора Массачусетса Майкла Дукакиса. В то время как Буш умело использовал в свою пользу популярность Рейгана, предвыборная кампания Дукакиса была отмечена рядом провалов и резкой критикой с республиканской стороны (в основном, впрочем, лживой, например, настоятельное требование открыть медицинскую историю Дукакиса и намеки на его некое психиатрическое заболевание). Серьезное начальное превалирование Дукакиса в опросах общественного мнения (около 17% в его пользу) быстро испарилось и в результате Буш одержал убедительную победу. Это стало третьим подряд оглушительным поражением демократического кандидата.

Президент Джордж Буш-старший быстро сформировал команду сподвижников, с которыми он сотрудничал ряд лет в администрации Рейгана. Буш был сторонником коллективных действий в правительстве. Он с молодости умел играть ведущую роль в командах спортсменов, в командах военных и политиков. Он работал раньше с такими видными политическими деятелями, как Джеймс Бэйкер, Брент Скаукрофт (с ними его связывали многолетняя дружба и деловые отношения).

Бэйкер стал в новом правительстве Государственным Секретарем, а генерал Б.Скаукрофт – главным советником по вопросам национальной безопасности. В ведущую группу входил также вице-президент Дэн Куэйл. Президент включил в свою команду также Ричарда Чейни, который стал военным министром и Ника Брэдли – министра финансов. В эту группу входили также генерал К.Пауэлл, один из руководителей разведки Роберт Гейтс. Политическими советниками были Карл Роув и К. Райс.

К этому времени социалистические режимы в странах Варшавского договора начали разваливаться. Падение Берлинской стены в 1989 г. стало символом окончания холодной войны и объединения Европы, со времен Второй мировой войны расколотой между двумя противостоящими военными блоками. Потепление международных отношений во многом было определено подписанием в 1987 г. нового Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности между США и СССР, выводом советских войск из Афганистана и кубинских – из Анголы.

Потепление международных отношений позволило США отказаться от поддержки репрессивных режимов в Чили, Южной Корее и ряде других стран, а вместо этого поддержать новые демократии в Восточной Европе. Кроме того, стала ненужной программа звездных войн, и президент Буш мог бы сократить расходы федерального бюджета на вооружения. Однако накануне Войны в Персидском заливе он предпочел переориентировать вооруженные силы и военные приготовления Америки на новые цели: борьбу с терроризмом и обеспечение гегемонии США в третьем мире. В 1989 г. Буш послал американские войска в Панаму, президент которой Мануэль Норьега за поощрение терроризма и торговлю наркотиками был осужден американским судом на длительное тюремное заключение и отбывал наказание до 2010 г. в США, а затем был экстрадирован во Францию, где был также осужден французским судом за аналогичные преступления.

К 1991 г. пятнадцать республик, составлявших Советский Союз, объявили о своей независимости. СССР фактически распался и к концу года официально был ликвидирован. Порожденный его распадом вакуум власти выразился в коллапсе правительств и в некоторых других странах, таких как Югославия и Сомали, десятилетиями державшихся на авторитарной центральной власти. Для западных правительств и общественного мнения участие в возникших там локальных конфликтах стало почвой для пересмотра своей внешней политики в отсутствие прежней коммунистической угрозы. Как заявлял позднее президент Клинтон, новый мировой порядок стал более свободным, но менее стабильным, и эта нестабильность стала новым вызовом для западных государств.

В мировой экономике США стремились проводить глобальные реформы, опираясь на институты, созданные еще во времена холодной войны: Международный валютный фонд и Всемирный банк. Следуя традиции неолиберализма, в Северной Америке США создали зону свободной торговли, а сформулированные к концу ХХ века принципы Вашингтонского консенсуса рекомендовали либерализацию торговли во всем мире.

27 июля 1990 года президент США Джордж Буш-старший выступил с так называемой «инициативой для Америк», предложив создать панамериканское сообщество свободной торговли.

17 декабря 1992 года было подписано соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли между США, Канадой и Мексикой, которое вступило в силу 1 января 1994 года. Создание такого рынка не только устранило торговые преграды, но и привело к последующей либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы и другим изменениям, которые обеспечили «прозрачность» границ между США, Канадой и Мексикой. Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свободной торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуренции и передвижения деловых людей через границы.

США постоянно стремились расширить круг участников зоны свободной торговли. В 1990-х годах в Майами (1994) и в Сантьяго (1998) прошли два важных саммита, на котором главы 34 стран Западного полушария обсуждали также вопрос о создании Всеамериканской зоны свободной торговли.

НАТО по окончании холодной войны не прекратила свое существование, а напротив, расширилась на восток, включив в свою орбиту Венгрию, Чехию, Польшу и планируя дальнейшее расширение в этом геополитическом направлении. Экономические санкции США теперь принимали преимущественно против стран третьего мира, обвиняемых в поддержке международного терроризма, попытках создания оружия массового поражения или нарушении прав человека. Иногда к этим санкциям присоединялись и другие западные страны, как это было, например, при объявлении эмбарго на поставки вооружений в КНР после известных событий на площади Тяньаньмэнь 1989 года или в Ирак после его вторжения в Кувейт. Меньшей международной поддержкой пользовались санкции против Кубы и Ирана, вследствие чего Конгресс принимал меры против транснациональных корпораций, нарушавших американское эмбарго.

Уже в середине 1980-х годов ряд влиятельных американских экономистов выразили беспокойство по поводу состояния в стране государственной социально-экономической инфраструктуры. За время пребывания у власти рейганистов в США образовался «третий» (после внешнеторгового и бюджетного) дефицит – дефицит вложений в человека, в состояние окружающей среды, в развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок гражданского назначения. На фоне обнаружившегося в то время (еще до ухода Р. Рейгана) смещения общественного мнения от консерватизма к центру все резче звучали требования преодолеть эти дефициты, сбалансировать государственный бюджет и переориентировать бюджетную стратегию в пользу «человеческих» ценностей (инвестиции в человека). Идеи более милосердного правительства снова стали входить в моду.

Отход от консервативной концепции социально-экономического государственного регулирования произошел с приходом в 1989 г. в Белый дом республиканца Дж. Буша. Заявив в бюджетном послании конгрессу в начале 1991 г. о желании правительства взять на себя большую ответственность за развитие экономики и социальной сферы, администрация акцентировала переориентацию бюджета на обеспечение долгосрочного экономического роста, выдвинув в качестве приоритетной задачу «капиталовложений в будущее Америки, что предполагало сдвиг приоритетов от военных к гражданским программам, а в рамках последних – от трансфертных выплат к прямым инвестициям.

Правительство отказалось от последовательного курса на ослабление регулирования бизнеса, которым следовала рейгановская администрация, в пользу «разумного» регламентирования. Руководство республиканцев признавало за федеральными властями ряд важных социально-экономических функций, отвергнув при этом их кейнсианскую трактовку. Дж. Буш победил на президентских выборах 1988 г. в немалой степени потому, что сумел предстать перед избирателями в образе «президента-образование» (или «президента-просвещение»). Уже на 1991 финансовый год были запланированы рекордные бюджетные ассигнования на нужды образования, особенно на программы, ориентированные на молодежь (поддержка молодежи из малообеспеченных семей в получении среднего образования, детям-инвалидам – в получении начального и среднего образования, программа «Неограниченные возможности для молодежи», нацеленная на помощь «трудным» подросткам из бедных семей). Кроме того, предусматривалось выделение крупных средств не только на общее, но и на профессиональное образование молодежи, на борьбу с употреблением наркотиков, на материальное поощрение лучших школ и учителей, финансирование «негритянских» колледжей и др. Одновременно администрация Дж. Буша предприняла шаги по преодолению тенденции сокращения федеральных ассигнований на гражданские научные программы. Началось финансирование многолетней программы помощи малообеспеченным семьям в приобретении собственного жилья.

В целом концепция «капиталовложения в будущее» (которая поддерживалась и администрацией демократа Б. Клинтона) определяла в качестве основной задачи государства долгосрочные инвестиции по трем направлениям: 1) непосредственно в производительный (физический) капитал, 2) в технологическое развитие и научно-технические разработки и 3) в человеческий капитал. Общая цель такого курса состояла в том, чтобы с помощью мер налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики создать условия для долгосрочного экономического роста в качестве ключевого фактора для «устранения неопределенности в будущем». Однако самого по себе экономического роста недостаточно для борьбы с социальной необеспеченностью. Поэтому кроме перечисленных выше государственных социальных программ, ориентированных на молодежь, было начато финансирование программы профессиональной подготовки и содействия в трудоустройстве для всех получателей пособий из числа бедных семей с несовершеннолетними детьми и для инвалидов. Кроме того, с 1990 г. до 4,25 долл. в час был увеличен федеральный минимум зарплаты как одно из средств помощи 6 млн глав семейств – так называемым работающим беднякам. В рамках объединенного федерального бюджета был также создан целевой интегрированный фонд социального страхования (с запрещением использования его средств для финансирования любых государственных программ, кроме страховых). В качестве дополнения к государственным и фирменным пенсионным системам тогда же были введены льготные программы индивидуальных сбережений, согласно которым взносы на индивидуальные пенсионные счета освобождались от налогообложения.

Таким образом, еще до прихода к власти администрации демократа Б. Клинтона в 1993 г. в США произошел поворот государственной социальной политики от практики «рейганомики» в сторону большей социальной ответственности государства. В период президентства Дж. Буша были предприняты меры по преодолению наиболее одиозных сторон консервативной социально-экономической политики – и то лишь за счет повышения налогов и дальнейшего роста бюджетного дефицита.

Президенты Джордж Буш-старший и Билл Клинтон к теме нефти практически не обращались. Хотя в президентство Буша (в 1990 году) Ирак захватил Кувейт. Тогда мировые цены на нефть выросли вдвое. За период с конца июля до конца августа мировые цены на нефть поднялись с $16 за баррель до $28. В сентябре они достигли $36. Однако после разгрома Ирака, цены вновь упали. Буш, который принял решение о силовом противостоянии Саддаму Хусейну, упоминал об этом факте, как о доказательстве верности проводимой им политики. В бытность его президентом, произошло еще одно знаковое событие: в 1993 году впервые в истории США импортировали больше нефти, чем добыли ее.

Президенство Буша проходило в условиях экономического кризиса 1989-1993 гг. Сопряжен он был с повышением цен на нефть в 4 раза со стороны стран ОПЕК. К 1989 году в структуре топливно-энергетического баланса (ТЭБ) США доля нефти составляла 65%. Помимо этого для отраслей экономики США использовали дополнительно еще 15% нефтепродуктов. То есть в общем, три ведущие отраслей промышленности, – химия, энергетика и машиностроение – поглощали в составе сырья 80% нефтепродуктов. Сами США могли полностью покрыть потребности внутренней экономики. Но в 1947 году был принят национальный закон, на основании которого США перешли к бережному использованию природного сырья. И они установили нормы добычи полезных ископаемых на уровне 1947 года. Кроме угля по всем остальным видам: цветные металлы, нефть, газ – только уровень 1947 года. Ввиду этого США выступали на мировом рынке как крупный импортер, где они закупали 58% из общего объема внутренней потребности нефти. Страны западной Европы были привязаны к рынку нефти намного сильнее. Если США экспортировали часть своего национального продукта, то страны западной Европы ничего не экспортировали – они только импортировали. На их долю импорта приходилось 68% потребления нефти. Именно поэтому страны западной Европы ощутили на себе очень сильное негативное воздействие от повышения цен на нефть. В этом и состояла первая причина наступления экономического кризиса.

Вторая причина. Разразившийся кризис в США потребовал максимального увеличения капиталовложений на покупку нефти, поэтому США резко сокращают импорт из зарубежных стран. Началось затоваривание национального рынка. То есть такой процесс, с которым США сталкивались в период кризиса 1929-1933гг. Такие же явления проходят на территории стран западной Европы. Но в данном случае затоваривание идет из-за отсутствия рынка сбыта товара.

Третья причина кризиса. Товарная продукция стран западной Европы формировалась на основе группы отраслей, в составе которых преобладали новые отрасли, но не новейшие. То есть страны западной Европы имели электротехническую, радиотехническую промышленности, точное машиностроение, оптику, но у них пока еще не достаточно была отработана база таких отраслей как вычислительная техника, электроника, затем производство современной бытовой техники, компьютерной техники, которая находила массовый спрос. Эти отрасли пока были недостаточно развиты. Поэтому вновь возникла проблема необходимости структурной перестройки.

Четвертая причина кризиса. Автомобильная промышленность и железнодорожный транспорт максимально использовали металл. В то же время Япония и США перешли на использование твердых высокопрочных пластиков (твердых пластических масс). Они использовали пластик на изготовление кузова автомашины, деталей внутренней отделки автомашины, помимо этого широко использовали вместо натуральных тканей искусственное и синтетическое волокно. Таким образом, продукция химической промышленности стала использоваться шире. При этом продукция стран западной Европы из-за повсеместного использования металла в начале 90х годов была дороже. Впервые страны западной Европы перешли к использованию пластика только в 1992 году. Отсюда кризис 1989-1993 годов выступает не только как сырьевой, но и как системный кризис, поскольку сюда привязывается большая группа проблем. Это и структурная перестройка, это и технология, это и новые методы использования материала – все вместе взятое.

Вообще, экономическая политика и экономическое развитие стали ахиллесовой пятой администрации Дж. Буша-старшего, что стоило ему в конечном счете переизбрания: экономический рост и индивидуальный реальный доход переживали застой, внешнеторговый дефицит, прежде всего с Японией, продолжал расти и число безработных выросло на 3 миллиона. Незадолго до дня выборов 1992 года это недовольство нашло свое отражение в опросе общественного мнения: 80% опрошенных считали, что правительство ведет не в нужном направлении и что экономическое благосостояние страны находится под угрозой; распространялись пессимизм и упадническое настроение.

Буш Джордж Герберт Уокер (Bush) (р. 1924), президент США в 1989 - 1993 годах, от Республиканской партии. В 1967-70 член палаты представителей. В 1971-75 на различных дипломатических постах. В 1976 - 1977 директор Центрального разведывательного управления. В 1981-89 вице-президент США. С 6 января 1945 года женат на Барбаре Пирс.

Буш, Джордж Герберт Уокер(Bush, George Herbert Walker) (р. 1924), 41-й президент США , родился 12 июня 1924 в Милтоне (шт. Массачусетс), вырос в Гринвиче (шт. Коннектикут). Его отец, Прескотт Буш, был совладельцем известной фирмы на Уолл-стрит, избирался сенатором от штата Коннектикут с 1952 по 1963. Во время пребывания в Сенате придерживался умеренных республиканских позиций, был сторонником Эйзенхауэра.

Буш обучался в частных школах в Новой Англии. После окончания Академии Филлипса в Андовере (шт. Массачусетс) служил в 1942–1944 в морской авиации. В 1945 поступил в Йельский университет. Специализировался в области экономики и успешно завершил обучение в 1948. Отказавшись от работы в отцовской фирме, переехал в Техас и занялся нефтяным бизнесом. В 1953 стал одним из основателей «Запата петролеум корпорейшн», а затем президентом «Запата офшор компани», занимавшейся производством нефтяного оборудования.

В 1964 Буш баллотировался в Сенат, но потерпел поражение от либерального демократа Р.Ярборо. Однако в 1966 он был избран в палату представителей от избирательного округа Хьюстона и переизбран в 1968. В Конгрессе, подобно своему отцу, принадлежал к числу умеренных республиканцев. В 1970 был вновь выдвинут кандидатом в сенаторы. Получил весомую поддержку от президента Р.Никсона, но проиграл консервативному бизнесмену Л.Бентсену. Буш получал один за другим важные и ответственные посты в администрациях Никсона и Форда. Был представителем США в ООН в 1971–1973, председателем национального комитета Республиканской партии в 1973–1974, послом в Китае в 1974–1975, директором ЦРУ в 1976–1977.

В 1979 Буш начал кампанию за выдвижение кандидатом Республиканской партии на пост президента. Он продержался дольше всех в предварительных выборах, за исключением Р.Рейгана, который и был выдвинут кандидатом. В стремлении успокоить умеренных республиканцев и удовлетворить консервативных демократов Рейган попытался уговорить бывшего президента Дж.Форда баллотироваться на пост вице-президента. Потерпев неудачу, он остановил свой выбор на Буше.

Исход выборов 1980 зависел во многом от того, удастся ли президенту Картеру добиться освобождения американских заложников в Тегеране. Буш был вовлечен в планирование действий республиканцев на случай «октябрьского сюрприза» (освобождения заложников до выборов). Согласно хорошо подтвержденным свидетельствам, У.Кейси, руководитель избирательной кампании Рейгана – Буша, договорился с иранцами о невыдаче заложников до инаугурации Рейгана в обмен на поставки американского оружия через Израиль. «Октябрьского сюрприза» не последовало, и Рейган с Бушем были избраны.

Как и было обещано, новая администрация уменьшила налоговые ставки, особенно на высокие доходы, и вместе с тем предприняла самое крупное в мирное время увеличение военных расходов. Вырос бюджетный дефицит, не покрываемый экономическим ростом и связанным с ним увеличением общей суммы налоговых поступлений. В качестве вице-президента Буш играл гораздо более важную роль, чем кто-либо из его предшественников. Он руководил правительством, когда Рейган оказался в больнице после покушения 1981, возглавил программу по отмене государственного контроля над предпринимательской деятельностью в важнейших отраслях экономики, особенно в сфере транспорта и финансов

. На него была возложена ответственность за координацию правительственных мер по изъятию из продажи запрещенных наркотических веществ.

Буш баллотировался на пост президента США в 1988 как лояльный вице-президент, законный наследник Р.Рейгана и в борьбе за номинацию победил лидера сенатских республиканцев Р.Доула и телевизионного проповедника

правого толка П.Робертсона. Бушу удалось заручиться поддержкой основных политических групп республиканцев. Одна из этих групп, представлявшая высшие слои среднего класса и состоятельных людей, стремилась сохранить экономические выгоды, полученные в результате рейгановской «революции», – снижения налоговых ставок и ликвидации государственного контроля над предпринимательской деятельностью. Вторая группа, включавшая в первую очередь традиционалистов-католиков и фундаменталистов-протестантов, была особенно восприимчива к патриотической риторике и обещаниям покончить со «вседозволенностью» путем ужесточения цензуры и контроля за наркотиками, запрещения абортов, введения молитв в школах и запрещения гомосексуализма. Буш оказался приемлемым для обеих групп. Он выбрал себе в напарники сенатора Дж.Куэйла из Индианы, молодого политического деятеля правого толка. В выборах 8 ноября приняли участие лишь около половины избирателей, однако Буш получил 54% голосов, а его соперник Дукакис – 46%. Буша поддержали шесть из десяти белых и всего один из десяти афроамериканцев. Он одержал победу в 40 штатах. Однако демократы сохранили большинство в палате представителей и Сенате. На посту президента Буш продолжал политический курс администрации Рейгана. Он выдвинул условие, чтобы все ключевые должности в министерстве здравоохранения и социальных службах занимали противники аборта, применил право вето, чтобы запретить округу Колумбия выделять субсидии на оплату абортов для бедных женщин и отвергнуть законопроект, который гарантировал неоплачиваемый отпуск родителям новорожденных детей. Однако президенту не удалось обеспечить принятие двух основных его предложений, касавшихся внутренних проблем страны, – уменьшения налоговой ставки на прибыль от прироста капитала и конституционной поправки, запрещающей сжигать государственный флаг. Несмотря на распад советского блока, Буш внес предложение об увеличении расходов на стратегические вооружения, включая программу «звездных войн», и отказался прекратить испытания ядерного оружия даже после отказа от них СССР .

Спустя год Буш нарушил свое основное предвыборное обещание – не вводить новых налогов. 1 января 1990 был установлен новый налог на заработную плату, дававший бюджету 4 млрд. долл. в год. К середине года он стал призывать к повышению налогов, которое называл «повышением доходности». После двухпартийного «бюджетного саммита» произошло второе повышение налогов. Страхование депозитов разорявшихся ссудо-сберегательных банков увеличило запланированный бюджетный дефицит почти до 200 млрд. долл. (к 1991 ок. 300 млрд. долл.). К 1989 экономика страны вошла в период стагнации, а в середине 1990 начался экономический спад. Однако улучшение отношений с СССР и решительное использование Бушем американской военной мощи сохранили его высокий рейтинг в опросах общественного мнения. В декабре 1989 он направил 24 тыс. солдат в Панаму для смещения ее правительства, а в 1990–1991 – 400 тыс. в Саудовскую Аравию для участия в коллективной военной акции против Ирака.

Добившись согласия демократического руководства Конгресса США и Совета безопасности ООН, Буш 16 января 1991 отдал распоряжение о массированной воздушной бомбардировке Ирака. В течение пяти недель основная инфраструктура Ирака была разрушена, а иракская армия изгнана из Кувейта. Рейтинг Буша в опросах общественного мнения достиг рекордных высот. Однако экономический спад продолжался вплоть до середины 1991, к осени появились лишь слабые признаки оживления. Явное отсутствие у президента внимания к последствиям спада нанесло серьезный удар по его популярности. К ноябрю 1991 его положение стало настолько уязвимым, что телевизионный комментатор П.Бьюкенен решился бросить ему вызов в ходе республиканских предварительных выборов. Буш отреагировал избирательной кампанией, ориентированной на правые круги, в ходе которой подчеркивал свое неприятие аборта и даже извинялся за повышение налогов. Он успешно отбил атаки Бьюкенена, однако конвент Республиканской партии, собравшийся в августе 1992, имел резко выраженный правый уклон, что оттолкнуло от республиканцев многих избирателей умеренной ориентации, особенно среди женщин.

На очередных президентских выборах соперниками Буша были демократ Б.Клинтон (губернатор штата Арканзас) и независимый кандидат Р.Перо. 3 ноября 1992 Клинтон получил 43% голосов избирателей против 37% голосов избирателей у Буша и 19% у Перо.


Замечен в связях с диктаторами Ближнего Востока и Центральной Америки, в финансировании экстремистов. При президенте Картере поддерживал панамского диктатора Норьегу. А при Рейгане был вице-президентом, и вместе с ним негласно поддерживал главу Ирака Хусейна, поставляя ему вооружение и информацию об Иране. В 2015 году Джордж Буш-старший работает в The Carlyle group. Эта компания является экономическим советником саудовского клана Бен Ладенов.

Его сын, Джордж Уокер Буш-младший (внук Прескотта), — губернатор Техаса и 43 президент США. Родился в 1946 году. Как дед и отец, окончил Йельский университет. При его президентстве, 11 сентября 2001 года, произошли теракты в Нью-Йорке. Буш-младший сразу объявил войну терроризму: США ввели войска в Афганистан и Ирак. А в США были снижены налоги и проведены реформы.

Крайне интересный персонаж. Очень талантливый человек, несмотря на образ «дурачка», сложившегося в СМИ. Сумел разбогатеть без денег семьи, сколотил политический капитал, который уже умножал с помощью семьи.

Его младший брат — Джеб Эллис Буш – губернатор Флориды. Баллотируется в , несмотря на то, что по мнению некоторых СМИ был замечен в отмывании денег и сотрудничестве с сомнительными дельцами из Латинской Америки и с представителями кубинской наркомафии.

Причины успеха

Есть несколько причин «непотопляемости» и процветания клана Бушей.

Первая из них – прочный «фундамент», заложенный Сэмюэлем и Прескоттом в бизнесе и политике. Ведь даже в стране равных возможностей начинать не «с нуля» проще, имея полезные связи, наработанные предками, приёмы ведения бизнеса и продвижения на политическом Олимпе.

Способность получать выгоду, не гнушаясь никаких средств, не боясь запятнать репутацию, тоже всегда помогала Бушам. Например, финансирование фашистской Германии, негласная поддержка исламистов, которые позже организовали теракты в Нью-Йорке.

Не последнюю роль в успехе клана сыграли и личные качества Бушей: общительность, лидерские способности, предприимчивость. Например, ещё во время учёбы в Йельском университете, и дед, и отец, и сам Джордж Буш-младший были президентами братства Delta Kappa Epsilon и членами секретного общества «Череп и кости». Ещё там они завязывали приятельские отношения с будущими партнёрами по политике и бизнесу. Такие приятели часто заминали скандалы, в которых фигурировал кто-то из Бушей.

Ещё одна причина успеха — использование возможностей родственников. Например, Джордж Буш-старший в 1993 году вернулся из политики в бизнес, и использовал положение сына-президента для получения миллионных заработков.

В городе Милтон (штат Массачусетс).

Отец — Прескотт Шелдон Буш — влиятельный деятель Республиканской партии, был партнером нью-йоркской фирмы "Браун, Бразерс, Гарриман энд компани", а с 1952 по 1963 год — сенатором от штата Коннектикут. Мать — Дороти Уокер — из нью-йоркского банковского клана Уокеров.

Детство Джордж Буш провел в Гринвиче (штат Коннектикут).

В 1936 году поступил в престижное военное училище — Академию Филлипса в Андовере (Массачусетс). По его окончании в июне 1942 года, через полгода после вступления США во Вторую мировую войну, был зачислен в военно-морской флот.

Пройдя десятимесячный курс летной подготовки, 9 июня 1943 года Буш получил младший офицерский чин и стал самым молодым летчиком военно-морской авиации.

Джордж Буш совершил 58 боевых вылетов в зоне военных действий в юго-западной части Тихого океана. 2 сентября 1944 года самолет Буша был подбит огнем японских зениток, и он, приказав экипажу покинуть самолет, сам прыгнул с парашютом. Спаслись все члены экипажа, кроме одного. На воде летчиков подобрали моряки с американской подводной лодки. За участие в боевых действиях Джордж Буш награжден офицерским крестом ВМС и тремя боевыми медалями.

Джордж Буш-старший завел аккаунт в популярной социальной сети Twitter.

Первое сообщение, которое бывший американский лидер оставил в сервисе микроблогов, касалось прошедшей в ЮАР панихиде по экс-президенту этой страны Нельсону Манделе.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Джордж Герберт Уолкер Буш родился 12 июня 1924 года в Милтоне, Массачусетс, и вырос в Новой Англии. Его отец Прекотт Буш был глубоко уважаемым банкиром на Уолл-Стритте, входил в наблюдательные советы больших предприятий и представлял с 1952 по 1963 год штат Коннектикут в сенате в Вашингтоне. Джордж Буш школьником посещал академию Филиппса в Андовере, Массачусетс, один из самых престижных интернатов на восточном побережье. После окончания школы в 1942 году последовали Згода службы морским летчиком, потом 2 с половиной года учебы в известном Йельском университете в Коннектикуте. Еще во время войны Буш женился 6 января 1945 года на Барбаре Пирс, с которой познакомился за три года до этого. В 1948 году они переселились в Техас, Буш стал менеджером и предпринимателем в нефтяной промышленности. Вышедший из истеблишмента восточного побережья и социализировавшийся в Новой Англии Буш сразу же надел ковбойскую шляпу и в своей политической карьере вел себя по необходимости то как тори с восточного побережья, то как техасский предприниматель. Из Техаса начался поход по всем политическим институтам, постепенный подъем на пост президента: председатель республиканской партии в Хьюстоне, Техас; представитель США в Объединенных Нациях и Китайской Народной Республике; директор ЦРУ; после неудавшейся попытки стать кандидатом в президенты, вице-президент при Рейгане. Буш не только познакомился с политической системой США с различных точек зрения, но и стал постепенно мастерски вести переговоры, заключать компромиссы и создавать консенсусы, короче говоря: он был дипломатом, опытным в партийной, внутренней и внешней политике.

На этом богатстве опыта базировалось его президентство. В администрации Буша политика делалась знатоками, в министерстве иностранных дел и в министерстве финансов наряду с Джеймсом Бейкером и Николасом Брейди сидели близкие личные доверенные лица, которые были очень опытны в политическом отношении. Кадровая политика Буша резко отличалась от кадровой политики Рейгана: были привлечены опытные, прагматичные, неидеологизированные, ориентирующиеся на основное политическое течение политики и бюрократы. В отдельных учреждениях сознательно было оставлено не более 20% назначенных Рейганом политических чиновников. Также в отличие от Рейгана Буш был втянут в рутинные дела Белого дома и в процедуру законодательства. При этом приоритет он явно отдавал внешней политике. Достаточно рано стали различать два президентства Буша, а именно, относительно успешное во внешней политике и безуспешное во внутренней. Правда, Буша считали консервативным, однако его президентство не подчинялось какой-либо программатике, у него были проблемы, как он сам сказал, с "очевидными вещами". Нельзя было не увидеть риторического дефицита Буша, ему не хватало способности электризовать, мобилизовать общественность или тем более манипулировать ею. В этих условиях "плюсом" являлась его жена Барбара, с которой он вел гармоничную семейную жизнь и которая, благодаря своему материнскому нраву, завоевала симпатии многих соотечественников.

За четыре года президентства Буша во внутренней политике царило радиомолчание. Много энергии, однако, требовалось на то, чтобы взять в руки тяжелое наследство администрации Рейгана: дефицит государственного бюджета, государственные долги и крушение многих сберкасс, которые разорились на спекуляциях в годы бума цен на землю и дома. При этом дефицит государственного бюджета был обоюдоострым мечом. Он узко ограничил бы пространство политических действий любого президента. Одновременно он мог быть использован как оправдание президента, который и так не собирался проявлять инициативу во внутренней политике. Скудный внутриполитический результат администрации Буша состоял в издании закона об инвалидах и охране воздуха. От притязания вновь избранного президента войти в историю как президент образования или защиты окружающей среды в последующие годы не осталось никаких признаков. При этом он мог бы приобрести поддержку Конгресса, с которым поддерживал кооперативные отношения и с членами которого имел превосходные личные отношения. Буш также не смог использовать свою большую популярность после выигранной войны в Заливе, чтобы осуществить обширную внутриполитическую программу. Вопреки совету своих сотрудников он провозгласил минималистскую концепцию, в которой речь шла лишь о борьбе с преступностью и о транспортной политике. Экономически-политическим несчастьем, которое имело больший вес, чем скудные результаты внутренней политики, стало заявление Буша о том, что он, несмотря на собственные многократные обещания, повысит налоги из-за дефицита государственного бюджета. Вообще, экономическая политика и экономическое развитие стали ахиллесовой пятой его администрации, что стоило ему в конечном счете переизбрания: экономический рост и индивидуальный реальный доход переживали застой, внешнеторговый дефицит, прежде всего с Японией, продолжал расти и число безработных выросло на 3 миллиона. Незадолго до дня выборов 1992 года это недовольство нашло свое отражение в опросе общественного мнения: 80% опрошенных считали, что правительство ведет не в нужном направлении и что экономическое благосостояние страны находится под угрозой; распространялись пессимизм и упадническое настроение.

Во внешней политике Буш имел успехи: в 1989 году начал интервенцию в Панаме, чтобы арестовать тамошнего диктатора Норьегу, который был замешан в международной торговле наркотиками; он приспособился к быстро изменяющимся отношениям между Востоком и Западом, начав раньше и энергичнее, чем другие партнеры ФРГ по НАТО, поддерживать немецкий процесс объединения; вместе с министром иностранных дел Джеймсом Бейкером он обезопасил долговой кризис в Латинской Америке и снова привел в движение мирный процесс между Израилем и его арабскими соседями. В первую очередь, однако, ему удалось впечатляюще продемонстрировать военную силу, когда в 1990-91 годах он отправил 540 000 американских солдат (из них 10% женщин) в Персидский залив, чтобы по поручению Объединенных Наций прекратить иракскую оккупацию Кувейта. Операция "Буря в пустыне", в которой вооруженные силы созданной Бушем международной коалиции сломили сопротивление иракцев в течение 42 дней, вызвала у американской общественности, которая надеялась, что благодаря этому преодолела "травму Вьетнама", кратковременную эйфорию. Однако вскоре стало ясно, что Буш и во внешней политике не располагает долгосрочной концепцией. Что он понимал под провозглашенным им "новым миропорядком", осталось неясным. Его решения, очевидно, принимались интуитивно, но исполнялись командой таких блестящих политиков, как Джеймс Бейкер, Дик Ченни, Брент Скаукрофт и Колин Пауэлл. Это были те люди, которые ввели США как единственную оставшуюся "супердержаву" в новую формирующуюся международную систему.

Так, Буш входит в ряд президентов XX века, правивших только один срок и которым было отказано в переизбрании: Уильям Хоуард Тафт, Герберт Гувер и Джимми Картер. Хотя (или, возможно, именно потому, что) Джордж Буш был президентом в период национального и международного перелома, он практически не оставил после себя заметных следов и его можно рассматривать как переходного президента.