Что такое алхимия.

Прежде чем охарактеризовать историю и сущность такого явления как Алхимия в Европейской и мировой культуре, необходимо разобраться с этимологией термина алхимия, понять, что вообще понимается под термином алхимия и какое происхождение имеет это слово.

Итак - Алхимия (от лат. alchemia, alchimia, alchymia) это своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху средневековья. В первую очередь под алхимией понимают магико-эзотерическое учение, основной идеей которого является представление о трансмутации, то есть превращении неблагородных элементов в благородные с целью обретения совершенства и богатства, а также обретения бессмертия.

Например, в Толковом словаре С.В. Ожегова дается такое определение алхимии - "Донаучное направление в химии: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи философского камня, поиски эликсира долголетия" .

Интересно также определение алхимии, которое давали сами представители данного учения, например францисканский монах 13 века Роджер Бэкон давал такое определение алхимии - "Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путём естественного соединения превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения" .

Существует несколько толкований происхождения самого слова "Алхимия". Согласно одному из них, корень слова алхимия - "khem" или "khаme", "chemi" или "сhuma", означает - черную страну, что означало название Древнего Египта, с которым связывают деятельность древних жрецов и магов.

Согласно другой интерпретации слово алхимия происходит от chymeia - наливание, настаивание. Несколько похожих слов можно найти и в древнегреческом языке: хюмос - сок, хюма - литье или поток, химевсис - смешивание, что имеет соотношение с деятельностью алхимиков.

Также в древнекитайском языке иероглиф " ким" означает золото. Что находит корреляцию с основным занятием и целью всех алхимиков - производством золота. Именно это значение и закрепилось за алхимией как основное.

Остается лишь непереводимая частица "ал" , которая имеет, скорее всего, арабское происхождение и перекочевавшая в европейские языки через страны арабского востока.

Теперь разобравшись с определением и происхождением термина алхимия, необходимо затронуть краткую историю алхимии.

История Алхимии

Несмотря на всю неоднородность и многоликость такого явления в истории культуры и науки как алхимия можно выделить несколько последовательных этапов ее существования и развития на протяжении ее более чем двухтысячелетней истории. В истории алхимии различают несколько этапов, каждый из которых характеризуется своим особым мировоззрением и влиянием, а также географической привязкой.

Традиционно сами алхимики считали, что основателем их традиции был бог Гермес (египетский Тот) или Гермес-Трисмегист, который, как считалось, передал знание об алхимии в числе прочих оккультных герметических наук таких как астрология. Гермес-Трисмегист, легендарный основатель тайного алхимического искусства, якобы оставил тринадцать заповедей "Изумрудные скрижали". Эти заповеди были "Библией" алхимиков, опираясь на которые алхимики много веков строили свое мироздание.

По поводу страны, в которой впервые зародилось учение впоследствии ставшее называть себя алхимией, традиционно указывают Египет. "Родина алхимии, как и многих других наук, - Египет, где знания находились в руках жрецов и посвященных, производивших опыты в величайшей тайне, в тишине святилища. Когда римляне завоевали Египет, тайны Изиды перешли к неоплатоникам и гностикам. Эту эпоху (II и III века христианства) можно считать временем зарождения алхимии" .

В Алхимии можно выделить несколько исторических этапов ее существования и развития;

1) Античная алхимия (Греко-Египетская алхимия) она складывается примерно в II - VI веках новой эры. Алхимия складывается в эпоху поздней в александрийской культурной традиции и представляла собой форму ритуального герметического культа. В большой степени алхимия в данный период базируется на учении античных философов, а именно на учении Аристотеля "О четырех первоэлементах". Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы.

В александрийский период сформировалась традиционная металло-планетарная символика алхимии. Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.

"Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить: Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Книга Болоса "Физика и мистика" (ок. 200 до н.э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идею трансмутации металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал "тетрасомату" - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства" .

2) Арабская Алхимия - после падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов. Центром арабской алхимии стал Багдад.

Из выдающихся представителей данного периода можно отметить труды персидского алхимика 8 века Джабира ибн Хайяна (ок.721 г. - ок.815 г.), которого традиционно отождествляют с Гебером, основные его книги "Сумма совершенства", "Книга о ядах" и труды Абу Ар Рази жившего в 9 веке.

Гебер "развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё два: свойство горючести и "металличности". Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец - холодный и сухой, золото - теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а "металличность" с ртутью" .

Таким образом, Гебер заложил основы ртутно-серной теории в алхимии. Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов и обосновывали возможность их трансмутации.

Также с именем Гебера связывают происхождение идей о философском камне. Он развил идеи о философском камне как о "некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие" .

Таким образом, Арабские алхимики внесли огромный вклад в развитие алхимических исследований, в трудах Арабских алхимиков четко обозначились идеи ртутно-серной теории в алхимии и философского камня ставшие ключевыми в последующей европейской алхимии.

3) Европейская алхимия: В результате крестовых походов и захвата части арабских земель европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Таким способом древнегреческие алхимические представления проникли обратно в Европу, и изучение античных трудов и работ арабских авторов позволило алхимии распространиться в Европе.

Из важнейших алхимиков этого периода можно отметить Альберта Великого убежденного в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Роджера Бэкона (1214-1294), Раймонда Луллия (1235-1313), Джорджа Рипли (15 в.), Василия Валентина монаха 15-16 веков.

Первым европейским алхимиком стал францисканский монах Роджер Бэкон (1214-1294) его важнейшие алхимические трактаты "Зеркало алхимии" и "О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии".

Но расцвет алхимии в средневековье был непродолжителен, уже в 14 веке указом папы римского Иоанна XXII алхимия была запрещена и начался период преследования алхимиков как еретиков.

4) Алхимия в Эпоху Возрождения: Новый виток интереса к алхимии происходит в Эпоху Возрождения в 14 - 16 веках алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины. Из наиболее значимых алхимиков этого периода необходимо отметить Парацельса.

"Парацельс отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине" .

Кроме того, данный период характеризуется тенденцией к тому, что многие алхимики стали пользоваться поддержкой властей. Набирает обороты так называемая придворная алхимия.

Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII, Рудольф II) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота. Но так как по объективным причинам все старания алхимиков произвести золото из неблагородных металлов оказались тщетны, алхимия вошла в период своего упадка.

Время шло, и развитие химических знаний все больше показывало слабость представлений алхимиков. Применение новой химической терминологии и знаний о сути вещества, начиная с конца 18 века окончательно разрушили связь химии и алхимии. Упадок алхимии начинается с 16 в., несмотря на то, что и в 17 и в 18 веках некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.

Но в результате конец 18 нач 19 веков стали последними для алхимии, которая перестала существовать как область человеческой деятельности. Хотя "Еще во второй половине 18 века проходили сенсационные "сеансы получения золота" перед влиятельными особами - королями и князьями, а уже в XIX в. ни один серьезный химик не занимался алхимическими проблемами" .

Таким образом, осветив в данной части нашей работы этимологию слова, алхимия и историю ее развития мы можем подвести некоторые итоги; происхождение, как термина, так и самого учения впоследствии ставшего именовать себя алхимией сводится к Древнему Египту, где она зародилась в жреческой среде, смешение древнеегипетских знаний и идей греческих философов позволило возникнуть во 2-4 веках н.э. такому феномену как алхимия. Далее история алхимии связана с деятельностью арабских мыслителей главным, из которых можно выделить Гебера, затем алхимия как уже сформировавшееся учение приникает опять в страны западной Европы и развивается в трудах таких мыслителей как Альберт Великий, Роджер Бэкон, Раймонд Луллий и Джордж Рипли. Этот период стал расцветом алхимии в Европе. Алхимия продолжает свое развитие и в эпоху возрождения, основным ее представителем в данную историческую эпоху стал Парацельс, далее с течением времени и развитием естественнонаучных идей алхимия постепенно теряет свою актуальность и приходит в упадок, и исчезает к концу 18 века.

Далее осветив в данной главе проблему происхождения и значения самого понятия алхимия, и затронув основные вехи исторического развития алхимии, и осветив имена главных алхимиков древности и средневековья, мы можем перейти к описанию основных религиозно-философских идей алхимии, чему и будет посвящена следующая глава данной работы.

Алхимия (лат. alchimia, alchymia) - специфическая область натурфилософии, сформировавшаяся в лоне герметической традиции.

История алхимии

Александрийская алхимия

Алхимия складывается в эпоху поздней (II-VI века н. э.) в и представляет собой форму ритуального искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах .

Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у ) являлись металлы. В александрийский период сформировалась алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило:

Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог или его греческий аналог .

Центром алхимии того периода считался , при котором ок. 235 г. был открыт филиал . Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить , , . Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и . Болос впервые высказал идею металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии ( в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Алхимия на Арабском Востоке

Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, а также о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ.

Другой арабский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью.

Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат.

Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове.

Проникновение алхимии в Европу

После захвата Омейядами Пиренейского полуострова в VIII в. европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Кроме того, обстоятельством, способствующим проникновению древнегреческих алхимических представлений в Европу стало изучение античных трудов, например доминиканцами Альбертом Великим (трактаты «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод») и его учеником Фомой Аквинским.

Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в 1250 г.).

Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214-1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235-1313), Раймунда Луллия (1235-1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.

Алхимия в эпоху Возрождения

«Алхимик Сендзивой» («Alchemist Sedziwoj») Яна Матейка

В XIV-XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.

Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.

В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: первый - в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга - в роскошно устроенной лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия.

Упадок алхимии начинается с XVI в., несмотря на то, что и в XVII и в XVIII в. некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.

Философия алхимии

Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией. Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений - внутренней алхимией.

В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной - химической - метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр.

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

Первое звено - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало - «соль» (движение).

Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).

В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и её сульфид - киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» (один из смыслов - «колесница ртути», «учение ртути») - индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») - название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии - Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).

Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения. В китайской, индийской и тибетской алхимии также драгоценные камни и травы.

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

  • очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции;
  • священного брака, соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.
  • Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды, самца и самки разных животных и т. д., в индийской - союза Шивы и Шакти, в китайской - соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы).

    Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскресения (воскрешения).

    Роль алхимии в истории науки

    Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии. В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ - как «внешнюю алхимию».

    Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма.

    Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций, существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихейство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

    Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом

    В начале XX в. швейцарский психолог Карл Юнг предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития, которая достигается, в частности, в результате Великого Делания. Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов. Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности.

    Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.

    Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма, которые формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении. Теория Юнга была поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером, Вальтером Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.

    Алхимия возникла еще в глубокой древности, ее возрождение произошло в Средние века, когда ее таинственные метафизические (исследующие первоначальную природу мира) знания были почти утрачены, остались только рецепты и советы. Для того, чтобы подтвердить правильность этих рецептов в Средние века проводилось огромное количество экспериментов. Существуют исторические сведения об алхимиках, которые смогли осуществить то, что нам кажется фантастикой, т.е. сделали золото. В то же время имеется множество упоминаний об алхимиках, которые, несмотря на и огромные старания, не смогли добиться успеха.

    Какова была цель алхимии?

    Первое, что думают все об алхимии, - это получение золота из менее благородных металлов с целью обогащения и приобретения власти.

    Вторая цель - достижение бессмертия. Часто алхимиков сопровождало множество странных слухов. Говорили, что они нашли формулу бессмертия. При этом, имелось в виду, физического бессмертия, потому что это единственная форма существования, которая в наше время интересует людей.

    Третья цель - достижение счастья. Алхимики искали счастья, вечной молодости или сказочного богатства.
    Такие представления об алхимии широко представлено в современной литературе. Однако есть и совершенно иная задача алхимии.

    История алхимии

    Еще в Древнем Китае существовали алхимики, причем еще в мифические времена, в эпохи Небесных императоров и Владык, принесших на землю огонь. В этот период появились Братства Кузнецов, которые владели величайшими таинствами, и, работая с металлами, они добивались их изменения.

    В Индии алхимия имела магико-практический характер, но изучала не только металлы. Ее главной целью являлся Человек. Труды алхимиков Индии были посвящены трансмутации (преображению) человека, внутреннему изменению.

    Алхимия была известна и в Древнем Египте. До сих пор не разгаданы полностью загадки построения пирамид, камни которых прилегают друг к другу без соединительного раствора, обработки диорита медными орудиями (радиоуглеродный анализ показал присутствие следов меди) и многие другие. Остается допустить, что в Древнем Египте знали формулы, методы и условия изменения свойств природных тел.

    Алхимическая традиция Египта восходит к богу мудрости и наук Тоту, которого в Греции называли . Алхимия и имя Гермеса связаны с тайной, часто говорят об алхимии как о герметической традиции, связанной с таинством. Алхимические знания всегда хранились в тайне, в основном, из предосторожности, чтобы недостаточно понимающие не смогли употребить их во вред.

    Древнеегипетская алхимическая традиция нашла продолжение в философских школах Александрии. В VII-VIII веках у египтян ее переняли арабы и позже принесли в Европу.

    В Западной Европе развитие алхимии началось в эпоху Крестовых походов в XI веке, ее принесли с Востока. Само название «алхимия» происходит от арабской науки «Ал-кимийя».

    Физические, химические и алхимические процессы

    Алхимии считается предшественницей химии, говорят, что «алхимия — безумная мать разумной дочери химии».

    Алхимия, как и химия, работают с природными элементами, но их цели, методы и принципы различны. В основе химия лежат химические вещества, ей нужны лаборатории, человек является физическим посредником. Алхимия базируется на философских и моральных основах, и в ее основе лежат не только материальные тела, но обязательно учитывается душа и дух.

    Древние не ставили знака равенства между физическими, химическими и алхимическими явлениями.

    Например, физическое воздействие на тело изменяет его форму, не меняя молекулярной структуры. Если истолочь кусочек мела, он изменит свою форму, превращаясь в порошок. При этом молекулы мела не изменятся.

    При химических явлениях можно разделить молекулу вещества на различные элементы, например в молекуле воды, состоящей из двух атомов водорода и одного атома кислорода, можно соответствующим способом отделить водород от кислорода.

    При алхимическом явлении в атоме, например водорода, с помощью приемов алхимии можно осуществить внутренние изменения, преобразования, в результате которых атом водорода превратится в атом другого элемента. В наше время такой процесс известен как расщепление атома.

    В алхимических преобразованиях скрывается глубокий смысл, связанный с принципом эволюции, который заключается в том, что все в природе, во Вселенной движется, развивается, к чему-то стремится, имеет предназначение и цель. Это относится и к минералам, и к растениям, и к животным, и к людям.

    Цель алхимических исследований - поиск того, что могло бы ускорить эволюцию. То, что когда-нибудь может стать золотом, может быть им уже сегодня, потому что это его истинная суть. То, что когда-нибудь станет бессмертным в человеке, может уже сегодня быть бессмертным, так как в этом истинная суть человека. То, что станет совершенным когда-нибудь, может уже сейчас быть совершенным.

    В этом смысл преобразований, которые часто называют золотом, являющимся символом совершенства, высшей точкой развития. Все должно вернуться к своему источнику, все должно стать совершенным и прийти к своей высшей точке.

    Алхимические знания с давних времен скрывались в тайне, потому что были опасны для тех, кто не умеет владеть собой, своими страстями и желаниями, кто может использовать эти знания для собственной выгоды, но не для природы и других людей.

    Основные законы и принципы алхимии

    Основной принцип алхимии - это единство Материи. В проявленном мире материя принимает разнообразные формы, но Материя едина.

    Второй принцип: все, что существует в Макрокосме, существует и в Микрокосме, то есть все, что есть в большом, есть и в малом. Это позволяет, проводя аналогии с процессами в нас самих, понять космические явления. Принцип Гермеса: «Что наверху, то и внизу». Алхимические процессы и преобразования не противоречат природе и не разрушают ее. Преобразование свинца к золоту заключается в том, что предназначение свинца - стать золотом, а предназначение людей - стать богами.
    Третий принцип: первоматерия состоит из трех элементов, называемых в алхимической терминологии Сера, Ртуть и Соль. Это не химические элементы ртути, серы и соли. Эти понятия характеризуют степени совершенства в природе. Чем больше Серы в комбинации, тем выше степень совершенства. Большое количество Соли, наоборот, говорит о меньшей степени совершенства.

    Задача алхимика состоит в изменении этих соотношений, чтобы трансформировать все в золото. Но не элемент золота, из которого чеканят монеты и делают украшения! Все должно превратиться в золото, то есть достичь высшей степени совершенства.

    Алхимия рассматривает три элемента Серу , Ртуть и Соль в человеке.

    Золото - это Высшее Я , совершенный человек.

    Сера - это Дух , то наивысшая совокупность достоинств и потенциалов человека, высшая способность понимать интуитивно.

    Ртуть - это Душа , совокупность эмоций, чувств, жизненной силы, желаний.

    Соль - тело человека .

    Совершенный человек отдает приоритет Сере, достигает три элемента стабильны, и высшее преобладает над низшим. Крест символизирует эту идею: Сера - вертикальная перекладина, Ртуть -горизонтальная. Соль - точка стабильности, точка их пересечения.

    В алхимии имеется учение о «семи телах» человека, утверждавшееся в древних религиозных и философских школах. Сера, Ртуть и Соль символизирует четыре низших тела. Причем существует соответствия:

    Сера - Огонь ,

    Ртуть в жидком состоянии - Воздух , Ртуть в твердом состоянии - Вода .

    Соль - Земля .

    Но и здесь это четыре стихии алхимиков, а не известные нам огонь, вода, воздухи и земля.

    Алхимия считает, мы знаем единственную стихию - Землю, потому что наше сознание погружено в нее.
    Представить эти стихии можно так:

    • Землю - тело,
    • Воду - жизненная сила,
    • Воздух - совокупность эмоций и ощущений,
    • Огонь - способность мыслить, рассуждать и понимать

    Еще три принципа:

    • Высший Разум - разум, на все сущее;
    • Интуиция- мгновенное понимание;
    • Чистая воля - действие без желания вознаграждения.

    Философский камень

    Великом Делание осуществляется над Первичной Материей, о превращении ее в Философский камень .

    Практическая сторона Великого Делания охватывает всё, от тела до Души. Работа начинается с отделения Первоматерии. В этой Первоматерии, присутствуют в определенном соотношении Сера, Ртуть и Соль.

    • Первый этап Великого Делания - отделение Серы.
    • Второй этап - отделение Ртути. Соль, как и в символе креста, - соединяющий элемент, существующий, пока существует крест. То есть тело существует, пока объединены дух и душа, служа для выражения их единства.
    • Третья фаза Великого Делания - это новое объединение Серы и Ртути, образование того, кто больше не имеет различий, называемый Гермафродитом. Он сначала мертв, его Душа просит Бога дать телу новую жизнь, потому что объединение Серы и Ртути является следствием разделения, отделения, познания и объединения. Бог нисходит с Душой, позволяя ей войти в тело, которое рождается второй раз. Иными словами: сознание родилось, пробудился человек.

    Конечная цель Великого Делания - Философский камень, универсальная панацея, превращающая людей в богов, солнца в огромные звезды, и трансформацию свинца в золото.

    Философский Камень необходимо растолочь в порошок. Для трансформации в золото, он золотисто-красный, для трансформации в серебро - белый.

    Философия алхимии

    Философия алхимии открывает две грани: теорию, то есть все, что связано с духом и познанием, и практику.

    Алхимическая философия утверждает: внимание нужно обращать не на внешний вид, а искать глубокие корни и причину всего. Важна не форма, а дух, живет в ней. Философия алхимии учит глубокому познанию природы, умению жить вместе с ней.

    С практической стороны алхимия учит в определенный момент эволюции возвращать себе силы, ранее утраченные однажды, возвращать способность подняться, ускорить свою эволюцию. Алхимия позволяет человеку вновь обрести когда-то утраченное бессмертие, потому что человек изначально бессмертен.

    Бессмертны не физические тела. Бессмертие не является свойством тела, оно качество духа. Бессмертен дух!

    В душе каждого человека есть внутренняя лаборатория, в каждом живет алхимик, превращающий Ртуть в Золото, то есть делающий свою душу совершенной, и имеющий Философский Камень, то есть инструменты для получения золота совершенства. Из свинца своих недостатков каждый человек может создать золото своих достоинств.

    Алхимия - это магический процесс, искатель истины погружается в нее, как в сказочный мир, и там ищет ответы на вопросы, обращенные к самому себе.

    Парацельс

    Алхимия весьма древняя наука, это скорее даже не наука, а философия, философское учение, прожившее довольно долгий период, начиная от архаиды, заканчивая Новым временем, вследствие чего в ней смешано очень много направлений, таких как онтология, гносеология, антропология и даже социальная философия. Но не стоит забывать, что из-за своей древности, алхимическая философия, является натурфилософией, все постулаты этого учения крепко накрепко связаны с природой и природными явлениями, которые с трудом объяснимы.

    Древние считали, что алхимическая мудрость дана человеку для того, чтобы он смог достичь совершенства, вернув себе некогда утерянное свое изначальное состояние.

    Алхимия, в отличие от химии, руководствуется не только материальным аспектом лабораторных опытов, она, прежде всего, строится на философских и моральных основах, где действующей силой не всегда выступает человек, но всегда – его душа.

    В то время, как физическая трансформация предусматривает изменения только во внешнем плане, оставляя молекулярную структуру в неизмененном состоянии, и химическая трансформация позволяет возможность из одного вещества сделать два, которые затем будут способны существовать по отдельности, алхимическая же трансформация представляет собой превращение одного вещества в другое путем его внутреннего изменения. Последний процесс сейчас больше известен как ядерная реакция, предусматривающая расщепление атома. В основе такой трансформации лежит принцип эволюции – движения и развития всего сущего на земле. И согласно тому, в своих целях алхимия ставила задачу найти то, что способно ускорить развитие.

    Истинная суть творения – это совершенство. Так и вещество, считали алхимики, которое когда-нибудь станет золотом, может быть им уже на данный момент – ведь в этом заключается его истинная суть. Так и с бессмертием человека, которое он может обрести, поскольку в этом состоит его истинная суть. То, что в алхимии именуется золотом, не всегда является просто драгоценным металлом. Алхимическое золото является символом совершенства, пика эволюции, это возвращение в свое изначальное состояние, движение к своему первоисточнику и предназначению. В этом и кроится смысл алхимических трансформаций.

    Материя нашего явного мира богата своей многообразностью, проявлением различных форм. Но она же и является основой всего космоса. Согласно этому принципу,все, что есть в Макрокосме, есть и в Микрокосме, все, что есть в великом, есть и в малом, и наоборот. Человек в этой теории представляется как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Все берет свое начало из первоэлемента, который составляет основу и для малого и для великого, поэтому везде можно найти сходство и подобие. Таким образом, человек способен познать космические явления, выстраивая взаимосвязь с тем, что твориться в нем самом. Работа алхимика завязана на этом принципе, она несколько не нарушает порядков, установленных природой – она исходит из подобий.

    По мнению алхимиков, Первоматерия состоит из трех элементов: Серы, Ртути и Соли. Конечно, это не химические элементы – в алхимической терминологии эти названия являются символическими. Сера соотносится со стихией Огня (Золотом), мужским началом, в человеке проявляется выражением великой воли и божественностью, гармонией ума и интуиции, это его наивысшая субстанция – его Дух. Соль в алхимии – это стихия Земля, женское начало, а в человеке – это его тело. Ртуть же имеет двойственную природу: мужского и женских начал, стихии Воздуха (когда жидкая) и Воды (когда твердая); в человеке она отвечает за эмоции и чувства, за желания и жизненную силу, мышление и интеллект, она определяет его Душу. Таким образом, человек и Космос состоят из трех частей: Духа, Души и Тела.

    Совершенство природных тел, согласно этой теории, зависит от соотношения этих элементов. Таким образом, чем больше преобладает Сера, тем выше степень совершенства. И напротив, эта степень будет ниже, если больше будет Соли в теле, и тем дальше оно от совершенства. Совершенный человек, с точки зрения алхимии, находится в стабильном состоянии всех этих трех элементов, при котором высшее преобладает над низшим. Алхимик, в этом свете, занимается измерением данных соотношений, чтобы осуществить переход вещества в его наиболее высшее и совершенное состояние.

    Человечество всегда интересовалось чем-то мистическим, загадочным, неизведанным. Такая наука, как алхимия возникла очень давно, но интерес к ней не пропал и по сей день. И в нынешнее время многие люди задаются вопросом, что такое алхимия. Давайте разберемся.

    Понятие и сущность алхимии

    Первая ассоциация, которая приходит в голову обычному человеку, когда он слышит слово «алхимия» - магия. Но на самом деле это которая показывает, как достигнуть сути всех существующих вещей. Многие считают ее псевдонаукой, которая сфокусирована на том, чтобы из обычных металлов получать так называемое алхимическое золото и таким способом обогащаться. Многие практикующие алхимики и правда ставили перед собой цель обогащения, но первоначальный смысл алхимии заключался в понимании и всего мира. Настоящие алхимики благодаря философским размышлениям восхваляют единство мира, утверждают, что они принимают участие в космическом процессе творения.

    Другая ассоциация людей со словом «алхимия» - зелье. И какой-то смысл в этом действительно есть. В алхимии практикуется смешивание различных ингредиентов. Самая главная сущность этой науки заключается в том, что все существующее движется и стремится к развитию.

    История возникновения слова «алхимия»

    Отвечая на вопрос, что такое алхимия, необходимо знать историю происхождения данной науки. Считается, что впервые эта наука возникла в Древнем мире: в Греции, Египте и Риме, а затем она распространилась на Восток. Нельзя точно сказать, что обозначает это слово, потому что оно имеет много корней. Первая версия предполагает, что алхимия происходит от слова Chymeia, которое означает «настаивать», «наливать». Это слово указывает на врачебную практику многих древних докторов. По другой версии, название произошло от слова Khem, которое символизирует черную землю, страну (Египет). Древнегреческие истоки указывают на происхождение от слов "хюма" и "хемевсис" - литье, смешивание, поток.

    Основа и цели алхимии

    Алхимия выполняет три основные функции:

    1. Найти способ получить золото из простых металлов, чтобы обогатиться и получить власть.
    2. Достигнуть бессмертия.
    3. Обрести счастье.

    Основа алхимии заключается в использовании четырех основных элементов. Согласно этой теории, разработанной Платоном и Аристотелем, вселенную создал Демиург, который из исходной материи создал 4 элемента стихии: воду, землю, огонь, воздух. Алхимики добавили к этим элементам еще три: ртуть, серу, соль. Ртуть - женское начало, сера - мужское, соль - передвижение. Благодаря смешиванию всех этих элементов в разном порядке достигается трансмутация. В результате трансмутации должен получиться философский камень, который еще называют Чаще всего получение этого эликсира и является главной целью многих алхимиков. Но прежде чем получить заветный эликсир, настоящий алхимик должен постичь свою настоящую духовную природу. Иначе никак не получится раздобыть заветный философский камень.

    Алхимическая эволюция и этапы превращения металлов в золото

    Знаменитые алхимики на основе своих многолетних рассуждений и изучений пришли к выводу, что с самого начала все металлы были благородными, но со временем некоторые из них почернели, запачкались, что привело к их неблагородности.

    Существует несколько основных этапов превращения простых металлов в благородные:

    1. Calcinatio - этот этап предполагает отказ от всего мирского, от всех личных интересов;
    2. Putrefactio - этот этап включает отсоединение тленного праха;
    3. Solutio - символизирует чистку материй;
    4. Distillatio - рассмотрение всех элементов очистки материи;
    5. Coincidentia oppositorum - соединение противоположных явлений;
    6. Сублимирование - обозначает мучение после отказа от мирского ради стремления к духовному;
    7. Философское затвердевание - соединение принципов воздушности и концентрированности.

    Эволюция алхимии заключается в том, чтобы все пропускать через себя, даже если это приносит огромный вред, и тогда необходимо восстанавливаться с помощью энергии, которую получили на предыдущем этапе.

    Великие алхимики

    Все алхимики пытались ответить на вопрос, что такое алхимия. Эта наука сыграла немалую роль в истории человечества. Многие философы предполагали, что алхимия имеет много общего с психологией. Эта наука помогает человеку раскрыться как личности и достичь своих индивидуальных духовных целей. Многие люди занимались алхимией с самого начала ее зарождения. Но ключевую роль в этом сыграли алхимики Средневековья.

    Одним из самых известных алхимиков по праву считается Никола Фламель (годы жизни 1330-1418). Родился Никола в очень бедной семье, в юношеском возрасте уехал в Париж, чтобы стать писарем. Женился на немолодой даме, получил небольшой капитал и открыл несколько мастерских. Фламель решил заняться продажей книг. Его алхимическая карьера началась благодаря сну, в котором ангел показал Фламелю книгу, где содержатся все секреты. Он нашел эту книгу и стал усердно ее изучать. Неизвестно, как он смог постичь все истины, но буквально через три года алхимику удалось получить философский камень и обратить обычную ртуть в серебро, а через некоторое время и золото. Начиная с 1382, Никола Фламель стал богатеть, он покупал землю, дома. Занимался благотворительностью и просто дарил деньги. Слухи о его сказочном богатстве дошли до короля, но с помощью взяток Фламель смог скрыть свое богатство от короля. В 1418 году алхимик умер. Но говорят, что помимо золота и серебра Никола постиг тайны бессмертной жизни. Он инсценировал свою смерть, а сам вместе с женой уехал в путешествие.

    Алхимик Парацельс: краткие сведения

    Другим не менее известным алхимиком был Парацельс (годы жизни 1493-1541). Этот человек был известным врачом, и многие отрицают его роль в алхимии. Працельс пытался найти философский камень, но не верил, что тот сможет превратить металл в золото. Алхимику он был нужен для того, чтобы постичь тайну бессмертия и создавать лекарства. Працельс считал, что любой человек сможет сделать то, что не под силу природе, нужно только время и усилия. Медицина многим обязана Працельсу. Именно этот врач отверг теорию о том, что эпилептики одержимы нечистой силой. Ученый говорил, что ему удалось создать философский камень, и он бессмертен, но умер, упав с высоты, когда ему было 48 лет.

    Дени Зашер: краткие сведения

    Дени Зашер (годы жизни 1510-1556). Родился в довольно обеспеченной семье. В юношеском возрасте поехал в университет Бордо изучать философию. Его наставником оказался алхимик, который приобщил молодого парня к этой науке. Вместе с наставником они изучали и проверяли все новые и новые рецепты алхимии. Но раз за разом терпели неудачи. Деньги у Зашера быстро кончились, поэтому он поехал домой и заложил свое имущество. Но опыты не приносили результатов, и деньги просто утекали сквозь пальцы. Дени решил поехать в Париж, где несколько лет провел в одиночестве, изучая философию и рецепты алхимии. В 1550 году ему все-таки удалось сделать из ртути драгоценный металл - золото. Дени раздал всем долги и уехал в Германию, где хотел прожить долгую и беззаботную жизнь. Но родственник убил его, пока тот спал, и уехал с его женой.

    Зефельд: краткие сведения

    Очень долго об этом алхимике было известно крайне мало информации. С самого детства Зефельд увлекался алхимией и проводил опыты. Разумеется, у него мало что получалось, и со всех сторон на него сыпались насмешки. Тогда он уехал из Австрии и вернулся только через десять лет, и поселился в небольшом городке у одной семьи, которая его приняла. В знак благодарности он показал хозяину, как научился добывать золото из обычных металлов. Вскоре весь город знал, что Зефельд настоящий алхимик. О его опытах узнал император и приговорил его к пожизненному заключению за мошенничество. Но вскоре Зефельда помиловали, но при условии, что он будет продолжать свои опыты для императора. Но через некоторое время Зефельд сбежал из страны, и никто ничего больше не знает о его судьбе. Он буквально растворился в воздухе.

    Благодаря изложенной выше информации, становится намного понятней, что такое алхимия, в чем ее суть и для чего она нужна.