Авиация и авиаторы Первой мировой войны (80 фото). Русские летчики асы - герои Первой мировой войны (102 фото)

Самый выдающийся ас Российской Империи.
За три года войны Казаков сбил лично 17 и в групповых боях ещё 15 самолётов противника и был признан самым результативным российским лётчиком-истребителем периода Первой мировой войны. В некоторых публикациях указывается, что он сбил 32 самолета лично, но скорее всего их авторы объединяют личные и групповые победы Казакова.
1 августа 1919 года Казаков погиб в авиакатастрофе.

Аргеев Павел Владимирович.
Второй по результативности Российский ас.
На его счету было 15 самолетов противника.
30 октября 1922 года, летя с грузом почты из Праги в Варшаву, погиб в авиакатастрофе в Чешских Татрах, в районе Трутнова (Трантенау), врезавшись в густом тумане в скалу.
Похоронен в Париже.

Италия.
Франческо Барака

Самый результативный ас Италии за Первую Мировую войну да и пожалуй за все войны Италии.
На его счету 34 самолета противника, сам погиб при неизвестных обстоятельствах 19 июня 1918 года.
Так же он известен своим гарцующем жеребцом который впоследствии был получен от матери Франческо гонщиком Энцо Феррари.
Именно этот жеребец является эмблемой автомобилей Феррари.

Англия.

Рой Браун.
И хоть Рой является не самым результативным асом Британии за Первую Мировую войну, но
именно его я решил включить в свой рейтинг по причини его выдающейся победы-ведь он считается
виновником гибели лучшего аса Первой Мировой-Манфреда фон Рихтгофена 21 апреля 1918 года.
22 Апреля Рой принял участие в похоронах «Красного Барона», вот как он сам описывает те события:
«В горле у меня стоял ком. Если бы он был моим лучшим другом - моё горе было бы точно таким же.»

США
Эдвард Рикенбакер
был одним из самых результативных американских пилот истребителей 1-й Мировой войны. Всего на его счету числится 26 сбитых самолетов противника.
После войны стал бизнесменом. Во время 2-й Мировой выполнял специальные задания для ВВС США, в том числе и на территории СССР.

Франция.
Рене Фонк

Французский лётчик-истребитель Первой мировой войны,
с 75 сбитыми самолётами противника является асом № 1 Антанты и вторым асом всей войны (после Манфреда фон Рихтгофена).

Германия.
Манфред Фон Рихтгофен.

Ма́нфред А́льбрехт фрайхерр фон Рихтго́фен- Германский лётчик-истребитель, ставший лучшим асом Первой мировой войны с 80 сбитыми самолётами противника. Он широко известен по прозвищу «Красный барон», которое он получил после того, как ему пришла мысль покрасить в ярко-красный цвет фюзеляж своего самолета Albatros D.V., затем Fokker Dr.I., и благодаря своей принадлежности к немецкому баронскому дворянскому сословию фрайхерр.
До сих пор считается многими «асом из асов».

Гибель
Вот что пишут по гибели лучшего аса Первой Мировой:
Обратимся вновь к письменам Рихар­да Венцля:
- Рихтгофен всегда стремился проявить себя во всем. Он хотел слетать из Фрейбурга в Брейсгау вместе с Вольфсхеном (Ганс-Иоахим Вольф по прозвищу волчонок, Wolffchen) поохотиться в Черном лесу. Все было готово - дело за погодой.
Возможно Рихтгофен раздумал ле­теть, рассчитывая в короткий срок дог­нать свой победный счет до сотни, воз­можно - были иные причины. В роковой день 21 апреля Рихтгофен совершил несколько ошибок.
Летчикам JG I была поставлена зада­ча расчистить небо над долиной Соммы восточнее Амьена, чтобы позволить двухместным разведчикам сфотографи­ровать позиции австралийской артилле­рии в районе моста Морланкур. Эти пуш­ки представляли угрозу для концентри­рующихся в районе Хамеля перед ата­кой Амьена войск. Боевое задание пред­полагало наступательные действия лет­чиков «Цирка Рихтгофена», а не типич­ный полет на патрулирование и перехват неприятельских самолетов над террито­рией, занятой германцами.
Утром 21 апреля фон Рихтгофен на своем красном триплане Dr.l 425/17 возглавил группу Фоккеров и «Альбатро­сов».

Над линией фронта немцы встретили пару разведчиков RE.8 из 3-й эскад­рильи австралийского авиационного корпуса. Красноносые трипланы атако­вали самолеты противника, однако на самолете барона отказали пулеметы. В то же время наблюдатель одного из развед­чиков угостил хорошей очередью Dr.l лейтенанта Ганса Вейсса, перебив ему тягу управления рулем направления. Вейсс вышел из боя.
Рихтгофен обнаружил обрыв спусковых тяг пулеметов. Стрелять можно было только вручную, для чего необходимо было наклоняться к самой приборной доске. Для удобства барон отстегнул при­вязные ремни.
Перестроившись после атаки разведчиков, германские самолеты столкнулись с «Кэмелами» из 209-й британской эскадрильи. Британские истребители вел в бой опытнейший командир канадец капитан А. Рой-Браун. Теперь известно, что с обо­их сторон в бою принимали участие нович­ки: кузен Рихтгофена Вольфрам по прозви­щу Ульф на Dr. 1 и Уилфред Мэй (школь­ный приятель Брауна) на «Кэмеле».
Мэй пытался атаковать самолет Вольфрама фон Рихтгофена, однако пулеметы на «Кэмеле» отказали. Мэй взял курс до­мой. Это заметил риттмейстер, которому не терпелось одержать 81-ю победу.
Как уже говорилось, в тот фатальный день Рихтгофен допустил сразу несколь­ко ошибок. С самого начала он не учел направления дувшего в тот день ветра. Обычно над Северной Францией ветер дует с запада на восток, но поздним ут­ром 21 апреля ветер дул с востока на за­пад. Германские летчики-истребители считали, что дующий с запада на восток ветер дает им преимущество. Попутный ветер «затягивал» британские самолеты вглубь территории, контролируемой нем­цами, в то же время британцам приходи­лось возвращаться к линии фронта про­тив ветра - скорость самолетов падала. Рихтгофен не учел направления ветра, ко­торый оказался для немцев попутным. Бла­годаря восточному ветру Рихтгофен ока­зался западнее, чем рассчитывал, над тер­риторией занятой британскими войсками.
Как правило, германские летчики не пересекали линию фронта, делая исклю­чения только для атак целей наивысше­го приоритета - аэростатов и некоторых самолетов-разведчиков.
Мэй снизился до самой земли, надеясь оторваться от триплана, маневрируя среди холмов и деревьев. Фон Рихтгофен неотступно следовал за своим визави. Из-за постоянного отвлечения внимания на пулемет барон вскоре столкнулся сразу с двумя проблемами.
Первой проблемой стал подлетевший слева «Кэмел» Роя Брауна, вторая - вы­соты южнее Соммы.
Рихтгофен легко увернулся от атаки Роя Брауна, однако с хвоста «Кэмела» молодого летчика ас сорвался. Рихтгофен стал набирать высоту, чтобы пересечь возвышенность. Попутно барону подвер­нулся какой-то левый «Кэмел». Британс­кий истребитель уцелел только благода­ря окончательному отказу вооружения на красном Dr.l. Рихтгофену оставалась лишь одна дорога - как можно скорее на восток, к высоте Морланкурт.
По триплану велся ожесточенный огонь с земли. Сразу как только триплан перевалил гребень высоты Рихтгофен получил сквозное ранение, пуля вошла в спину и вышла чуть ниже левого соска - в районе сердца.
Опытный летчик на автомате выклю­чил двигатель, перекрыл топливную ма­гистраль, после чего стал пытаться поса­дить самолет. У тяжелораненого аса не хватило сил выполнить посадку по всем правилам. Триплан при касании земли снес шасси, летчик дополнительно к ра­нению получил еще и травмы. Когда к самолету подбежали британские артил­леристы, Рихтгофен был еще жив. Умер он через несколько минут.
Ошибки Рихтгофена стоили ему жизни. Он ошибся при выборе места боя, так как не учел направление и скорость вет­ра. В бою Рихтгофен оторвался от ведо­мых, которые обычно страховали коман­дира от атак сзади. Барон в тот день ле­тал слишком низко, промедлил с реше­нием возвращаться домой по причине отказа оружия.

Еще один выдающийся человек из Рихтгофенов.
Лотар Фон Рихтгофен.

Младший брат Красного Барона.

Как и старший брат войну начал в кавалерии. Перевелся в Luftstreitkräfte в 1915 году. Поступил в Jasta-11 6 марта 1917 года. К окончанию Кровавого Апреля имел 16 побед. После смерти Красного Барона некоторое время командовал Jasta-11.

К 13 мая Лотар имел уже 23 победы. 13 мая был ранен огнем противовоздушной обороны. 14 мая был награжден орденом Pour le Mérite. Из-за ранения не принимал участия в боевых действиях 5 месяцев.

Последнюю победу одержал 12 августа 1918 года на самолете Fokker DVII. За время войны был ранен три раза. С учетом времени, проведенного в госпиталях, его можно назвать самым эффективным асом Первой Мировой.

После войны работал в коммерческой авиации. Погиб в авиакатастрофе 4 июля 1922 года. У пассажирского самолета D1481 Берлин-Гамбург отказал двигатель.

Вернер Фосс
Родился в Крефельде в еврейской семье. «Крефельдский Гусар». 48 побед.
Войну начал Вестфальском гусарском полку в 1914. Перевелся в авиацию. Проходил обучение в Игельсберге. Был направлен в Jasta 2 Освальда Бёльке. Летал вместе с Манфредом фон Рихгтофеном (Красный Барон). Albatros D.III Вернера был украшен свастикой и сердцем. За 4 месяца в Jasta 2 одержал 25 побед. Красный Барон считал его своим лучшим другом и главным конкурентом.

17 марта 1917 получил орден Pour le Merite.
В мае 1917 после скандала был переведен в Jasta 5. В Jasta 5 пробыл всего 1 месяц. 28 июня 1918 переведен на должность командира в Jasta 29. Через 5 дней назначен командиром Jasta 14. В конце июля 1917 Манфред фон Рихгтофен назначил его командиром Jasta 10. После этого счет побед Фосса снова начал расти.

23 сентября Фосс одержал 48-ую победу, и собрался уезжать в отпуск. Но решил совершить еще один боевой вылет. Один напал на 7 британских самолетов 60 и 56 эскадрильи в составе которых был майор Джеймс МакКудден. Был сбит лейтенантом Артуром Дэвидсом (25 побед). Упал под Фрезенбургом, Бельгия.

После смерти Фосса его лучший друг - Манфред фон Рихтгофен - продолжал навещать семью друга.

В отличие от Красного Барона Фосса похоронили без воинских почестей, как обычного солдата.

Через восемь дней после гибели Вольфа летчиков I гешвадера ждал новый удар - с боевого задания не вернулся Вернер Фосс. Утром 23 сентября Фосс одер­жал свою 48-ю победу и собирался в кам­пании с братом отправиться в отпуск до­мой в фатерлянд.
Фосс уже паковал чемоданы. Но вдруг передумал. Возможно он решил использовать остаток дня, чтобы довес­ти свой победный счет до ровного пол­тинника. Фосс приказал подготовить к полету F I 103/17. К этому времени на капоте двигателя триплана уже была на­рисована белой краской рожица, дизайн которой позаимствовали с рисунков на японских воздушных змеях. Среди энту­зиастов истории авиации идут ожесто­ченные споры по поводу цвета окраски капота. Накал страстей по этому поводу превосходит даже ожесточенность спо­ров в отношении формы головок болтов на ведущих колесах танка Pz.Kpfw IV. Еще сохраняется надежда на появление талантливых молодых ученых, способных пролить свет на эти две величайшие тайны истории XX века. Их ждет Нобелевка! В отношении цвета капота само­лета F I 103/17 мир раскололся на две части: одни с пеной у рта доказывают, что капот перекрасили в желтый цвет (идентификационный колер Jasta 10), другие утверждают будто бы капот ос­тался в заводской оливково-коричневой окраске.
Ближе к вечеру Фосс в одиночку патрулировал район, прилегающий к линии фронта. Здесь он напоролся на группу SE.5 из 60-й британской эскадрильи. Фосс был один (впрочем отдельные продвинутые энтузиасты говорят, что компанию асу составлял в том полете некий «Альбатрос» красного цвета), но это не помешало ему атаковать. За короткий промежуток времени гунн сбил двух анг­личан. Фосс надеялся, что его победу подтвердят наземные наблюдатели. Меж­ду тем на сцене появилось еще семь SE.5 звена В 56-й эскадрильи. Вскоре к ним присоединились истребители звена С той же эскадрильи.
56-я эскадрилья считалось одной из лучших Королевском авиационном кор­пусе. Фосс понятия не имел с кем ему при­дется драться. Оппонентами Фосса явля­лись самые опытные и результативные асы британской авиации, в том числе Дж.Т.Б. МакКудден (57 побед в общей сложности), Ф. Рис-Дэвис (25 побед), Р.А. Мэйбери (21 победа), Г.Х. Боумэн (32 победы), Р.Т.С. Хойдж (28 побед), К.К. Маспратт (8 побед). Самый логичный поступок любого нормально летчика в тех условиях - как можно скорее уносить ноги, тем более, что SE.5 не могли дог­нать триплан.
Фосс являлся летчиком, агрессивным до безрассудности. Скорее всего, Фосс вознамерился завалить одного-двух про­тивников, а после уже сделать ноги в смысле крылья. Надо сказать, основания для самоуверенности у Фосса имелись. За несколько минут схватки попадания пуль, выпущенных из пулеметов герман­ского триплана получили все самолеты звена В, а Кронину и Масспратту при­шлось даже выйти из боя.
Красный «Альбатрос» (если он вообще существовал) в схватке участия не принял, Фосс остался в одиночку разбираться с шестью лучшими пилотами Империи. Об легендарном бое написано много, но лучше всех написал его участ­ник МакКуддин в своих воспоминаниях «Five Years in the Royal Flying Corps». История боя в изложении МакКуддена была переведена на многие языки и вошла в ряд официальных историчес­ких исследований, в том числе и в офи­циальную историю JG I «Jgd in Flanderns Himmel», написанную Боденшатцем. МакКудден писал:
- Теперь германский триплан находился прямо в центре нашего строя.

Самолет великолепно маневрировал. Лет­чик умудрялся вести огонь по всем нам одновременно. Я зашел немцу в хвост, но удержаться за ним сумел всего пару се­кунд. Реакция противника была мгновен­ной и непредсказуемой. Никто из наших не мог держать его в прицела достаточ­ное для стрельбы время… триплан кру­жился в середине шестерки SE.5. Мы все вели огонь. В один момент на триплане сошлись трассы сразу с пяти самолетов.
Нет ничего удивительно в том, что самолет Фосса получил таки приличную порцию свинца. Самолет начал падать, однако затем перешел в планирование, двигатель остановился. Вероятно Фосс перекрыл кран подачи бензина, опасаясь пожара. На планировании триплан стал преследовать лейтенант А.П.Ф. Рис-Дэвидс, он и всадил в самолет Фосса реша­ющую очередь. Фоккер упал севернее Фрезенбурга на британской стороне ли­нии фронта. К месту падения устреми­лись «томми» во главе с лейтенантом Киганом. Они вытащили из самолета мертвое обгоревшее тело. В отличие от Рихтгофена Фосса похоронили без воин­ских почестей, как обычного солдата, павшего на поле брани.
После возвращения на аэродром летчики 56-й эскадрильи долго спорили какую «дичь» они завалили, кто этот летчик-мастер. Пилоты SE.5 не удивились, узнав, что «дичью» являлся Фосс. В то же время по другую сторону фронта, в JG I, никто толком не знал как окончил свой жизненный путь Вернер Фосс. Единственной информацией послужил рапорт лейтенанта Вендельмана из Jasta 8, в ко­тором высказывалось предположение о гибели Фосса в бою с «Сопвичами».
Потеря двух опытнейших летчиков в течение восьми дней подорвало доверие к триплану Фоккера.

Лётчики Первой мировой войны… Благородные, отважные, смелые и бесстрашные. Правда, в ту пору их называли авиаторами. Как бы ни было, стихией воздухоплавателей было небо, которое они покоряли за штурвалом своих «стальных птиц». На чём же летали пилоты минувшей эпохи?

Небо зовёт

А летали в ту пору на аэропланах – именно так в годы Первой мировой войны называли самолёт. Аэропланы могли быть бипланами или трипланами. Наверное, понятно почему. В первом случае аппарат имел две несущие поверхности (то есть два крыла), во втором – три. Поэтому эти самолёты иногда называют «этажерками».

Появившиеся ещё до начала Первой мировой аэропланы представляли для военных повышенный интерес, ведь это идеальное средство для разведывательных задач. А как быть с применением «летающих машин» в бою? Сейчас это кажется странным, но в начале XX века многие эксперты встретили «в штыки» такую идею. Посчитали, что оснащённый орудием аэроплан не сможет выполнять выполнять свою главную цель – разведку.

Но вскоре военные осознали, что аэроплан был недооценён. В 1911-1912 годах во время итало-турецкой войны крылатые машины «сыпали» на турецкие позиции противопехотные дротики и мини-бомбы. Конечно, нанесённый урон был минимальным, но психологический эффект оказался достаточно велик.

На Западном фронте есть перемены

Грянувшая в 1914 году Первая мировая стала настоящим испытанием: как для участвующих в ней солдат, так и для создающих военную технику инженеров. Все страны хотели сделать оружие, которое превосходило бы вражеские образцы. Поэтому аэропланы эволюционировали очень быстро. Если впервые взлетевший в 1914 году британский F.E.2 выглядел как забавное «чудо-юдо», то самолёты, появившиеся в 1916-1918 годах, смотрелись весьма солидно и даже угрожающе.

Главной ареной противостояния Первой мировой стал Западный фронт. Именно здесь состоялись самые кровопролитные сражения. И именно тут лучшие немецкие асы схлестнулись с французскими и британскими авиаторами.

В разные периоды войны доминировали разные стороны конфликта. «Бич Фоккера» – именно такое прозвище английская пресса дала явлению, возникшему в 1915 году. Тогда немцы получили моноплан Fokker E.I , посеявший среди британских лётчиков настоящий ужас. Дело в том, что Fokker E.I стал первым самолётом, у которого был синхронизатор – специальное устройство, позволявшее стрелять из «носового» пулемёта без опасности повредить пулями лопасти винта. Синхронизатор блокировал затвор пулемёта в тот момент, когда лопасть проходила мимо дульного среза оружия. У британских и французских лётчиков тоже были пулемёты, но они устанавливались в неудобных местах. Поэтому приходилось изворачиваться, чтобы подбить «Фоккер». Иногда пилоты пытались сбить врага с помощью обычных пистолетов. Вероятность этого, конечно, была невысока.

«Как бы там ни было,жизнь лётчика была намного лучше быта простого пехотинца. Пилоты могли позволить себе отдохнуть после вылета в уютной обстановке, сыграть в карты с товарищами или пропустить стаканчик-другой. В это же время простые солдаты лежали в окопах, по уши в грязи, дожидаясь химической атаки или града артиллерийских снарядов».

С августа 1915 до весны 1916 года германская авиация с помощью «Фоккеров» доминировала в небе. А потом и сами немцы поняли, как это – быть в роли жертвы. Дело в том, что страны Антанты (блока, куда входили Англия, Франция и Россия) смогли создать более мощные аэропланы. Ими, в частности, стали британский DH.2 и французский Nieuport 11. По современным меркам это были очень простые аппараты. Биплан Nieuport 11.C1, например, мог развивать максимальную скорость всего лишь в 167 км/ч (британские F.E.2 и DH.2 и того меньше). «Француз» был вооружён только одним пулемётом Lewis 7,69mm с 388 патронами на ствол. Так что лётчику приходилось считаться с боезапасом.

Neuport 11 (1916 г.)

Истребители Первой мировой вооружались одним или двумя пулемётами калибра 7,69 мм. Сейчас такое оружие кажется слабым, но не стоит забывать, что хрупкие «этажерки» могли развалиться от одного-двух попаданий. Учтём, что британским лётчикам сначала вообще не выдавали парашюты, так как командование опасалось, что пилоты будут покидать свои самолёты без веской нужды. А ещё многие «рыцари неба» предвзято относились к парашюту, считая его проявлением трусости. Так что лётчик времён Первой мировой войны сильно рисковал жизнью в каждом вылете. И нужно было много мужества, чтобы сесть за штурвал аэроплана.


«Самым результативным асом Первой мировой стал немец Манфред фон Рихтгофен. Его прозвали «Красным бароном», так как его самолёт был выкрашен в ярко-красный цвет. Рихтгофен сбил 80 врагов. Примечательно, что великий ас погиб в 1918 году от «шальной» пули, выпушенной, как считают историки, с земли австралийским сержантом Седриком Попкином».

Аэроплан получает «зубы»

Как уже говорилось, в годы Первой мировой облик аэроплана менялся каждый год. Во второй половине войны появились более мощные и манёвренные машины. В 1916 году немцы в очередной раз переломили ситуацию в свою пользу, приняв на вооружение новый Albatros D.II. Он имел двигатель в 160 л.с. и мог развивать скорость в 175 км/ч. Да ещё был вооружён двумя пулемётами LMG 08/15 «Шпандау».

Британцы ответили на угрозу «Альбатросов» в 1917 году появлением легендарного Sopwith Camel . Британская пресса прозвала этот аэроплан «маленьким свирепым зверем». Лётчики отмечали сбалансированность рулей управления и хороший обзор. «Став пилотом Camel, ты навсегда остаёшься пилотом Camel», – говорили об этом самолёте авиаторы. Уникальная центровка привела к тому, что аэроплан мог почти мгновенно менять направление своего полёта. Для тех лет были характерны так называемые «собачьи свалки» (манёвренные бои на низкой и средней высоте), и возможности Camel’а делали его по-настоящему опасным оппонентом. Цифры говорят сами за себя – за всю войну эти самол`ты сбили 2790 вражеских аэропланов.

Характеристики Sopwith Camel:

Длина: 5, 49 м

Размах крыла: 8, 53 м

Пустой вес: 431 кг

Взлётный вес: 700 кг

Скорость (максимальная): 190 км/ч.

Продолжительность полёта: до 5 ч.

Вооружение: два пулемёта Vickers Mk.I 7.69 mm, бомбы

Но вскоре и эпоха Sopwith Camel подошла к концу. В 1918 году немцы вооружились новым самолётом Fokker D.VII. Причём, несмотря на все проблемы Германии (она проигрывала войну, и промышленность работала буквально на износ), их удалось построить в количестве более 3 тысяч. Fokker D.VII был настолько совершенен, что заговорили о втором «биче Фоккера». И это несмотря на то, что у Франции и Англии к тому времени аэропланов было намного больше…

А ещё в самом конце войны немцы создали Fokker D.VIII – мощный и одновременно экономичный моноплан. «Восьмёрок» построили намного меньше, чем Fokker D.VII: всего германцы успели выпустить примерно 380 таких истребителей. D.VIII не оказал большого влияния на ход боевых действий, но зато ему приписывают красивый эпитет: «самый совершенный истребитель Первой мировой войны». В чём же причина успеха? Одна из них – низкий вес. Самолёт и правда весил очень мало – масса пустого равнялась всего лишь 360 кг. При этом он мог разгоняться до 185 км/ч и имел прекрасную манёвренность.

Тяжёлые уроки для России

Воздушные бои велись не только на Западном, но и на Восточном фронте. У России на момент начала войны было больше всего аэропланов. Императорский Военно-воздушный флот в своём распоряжении имел до 260 крылатых машин. Для сравнения: Англия и Франция, союзники России, имели по 56 и 138 аэропланов соответственно. Германия к тому времени вооружилась 232 аэропланами, а её союзница Австро-Венгрия обладала 30 самолётами.

Игорь Сикорский (в центре) - основоположник тяжелой авиации, создатель самолета-разведчика "Русский Витязь", который стал основой для легендарного самолета "Илья Муромец".

Но к началу войны выяснилось, что отсталая промышленность Российской империи не может тягаться с немецкой. А построенные ранее аэропланы быстро устарели. В итоге русским лётчикам пришлось сойтись в смертельном поединке с намного лучше оснащённым противником. Это потребовало от них огромного мужества и мастерства. Уже 26 августа 1914 года известный русский воздухоплаватель Пётр Нестеров (он первым в 1913 году выполнил «мёртвую петлю», ныне эту фигуру пилотажа называют «петлёй Нестерова») погиб, протаранив вражеский аэроплан. Этот подвиг стал первым в истории воздушным тараном.

У России были не только герои на фронте, но и светлые умы на мирной земле. Один из них – авиаконструктор Игорь Сикорский. Он предложил массу интересных идей, но почти все они разбились о царскую бюрократию. Проблема была не только в этом. Как уже отмечалось, промышленность аграрной России не могла выпускать много самолётов. Даже при самом удачном стечении обстоятельств империя Романовых строила бы в разы меньше летательных аппаратов, чем Германия, Франция или Англия.

Во время войны Россия могла рассчитывать на помощь из-за рубежа. Франция, например, поставляла ей истребители Ньюпор-10 . Но и здесь всё было очень непросто. Когда русские лётчики получили эти машины в пользование, они уже устарели, немцы имели намного лучшие аэропланы. Союзники заботились прежде всего о себе и лишь потом помогали русским. Это было логично, ведь Франция и Англия тоже «по уши» завязли в войне.

Несмотря на все трудности, русские инженеры внесли свой весомый вклад в историю мировой авиации. Именно они создали первый серийный бомбардировщик. Для своего времени машина стала прогрессивным шагом вперёд в военном деле. Небесный гигант «Илья Муромец» имел четыре двигателя и мог взять на борт примерно 500 кг бомб. В 1914 году из этих самолётов была сформирована «Эскадра воздушных кораблей».

Характеристики «Ильи Муромца» (начало 1914 г.):

Длина: 17,1 м

Размах крыла: 30, 87 м

Пустой вес: 3800 кг

Взлетный вес: 5400 кг

Скорость (макс): 135 км/ч

Продолжительность полета: до 4,5 ч

Вооружение: 5-8 туфельных и шкворневых пулеметов разных систем, бомбы

«Муромец» был тихоходной машиной, развивавшей скорость немногим больше 100 км/ч. Истребителям не составляло большого труда его догнать, но вот что было делать дальше – вопрос. Бомбардировщик имел до восьми оборонительных пулемётов и мог за себя постоять. Ощетинившийся со всех сторон «стволами» огромный аэроплан был непростой мишенью для немецких и австро-венгерских асов. Известен случай, когда один такой бомбардировщик сбил три истребителя, прежде чем сам пал жертвой вражеского огня.

Всего русские построили 76 «Муромцев». За время войны «Эскадра воздушных кораблей» совершила 400 боевых вылетов и сбросила около 65 тонн бомб. Только несколько самолётов было сбито врагом, а большая часть потерь оказалась вызвана неполадками и несчастными случаями.

К концу войны эти бомбардировщики, конечно, уже устарели и могли лишь ограниченно использоваться в бою. Да и Российская империя к тому времени вышла из Первой мировой из-за революции. После неё самолеты ограниченно применялись в военных действиях (теперь уже большевиками), а затем служили для мирных целей. В целом, понимание того, насколько большим потенциалом обладает новый тип вооружения – самолёт-бомбардировщик – пришло к военным уже после Первой мировой. Но это уже совсем другая тема.


«Крайне необходимо первому обнаружить противника в воздухе, что даст возможность овладеть инициативой, а значит, принесет успех... «Поймав» врага, летчик-истребитель не должен выпускать его из «захвата» до тех пор, пока не будет истрачен последний патрон, после чего полезно обозначить стремление таранить неприятельский аэроплан. Такой маневр часто вынуждает противника производить посадку на нашей территории».

Эти строки принадлежат капитану Евграфу Крутеню - российскому летчику, который разработал основы тактики отечественной истребительной авиации. Благодаря таким бесстрашным интеллектуалам была заложена российская школа воздушного боя, из которой вышел не один десяток асов.

26 АВГУСТА 1914 года. В тот день наш соотечественник капитан Петр Нестеров первым в мире открыл счет воздушным победам. В конце месяца австрийская авиация начала активничать на Юго-Западном фронте - первая мировая война была уже в разгаре. Почти в открытую велась разведка. 25 августа экипаж одного «Альбатроса» сбросил на аэродром базирования русского 11-го авиаотряда бомбу. Наутро он вновь появился над расположением наших войск в районе города Жолква, что под Львовом. Поднявшийся в воздух Петр Нестеров направил свой «Моран» наперерез противнику. Настигнув неприятельскую машину, он таранным ударом сбил ее. Петр Нестеров не стал асом, в том же бою он погиб и сам.

Слово «ас» утвердилось в авиации чуть позже. В переводе с французского означает туз, искаженное старофранцузское «Deus» -Бог. Вначале официальное звание аса присваивалось летчику, одержавшему не менее 5 зарегистрированных побед (подтвержденных тремя и более очевидцами боя) - во Франции, Великобритании и России и не менее 7 - в Германии и Австро-Венгрии. Чуть позже для получения звания аса требовалось сбить не менее 10 неприятельских самолетов.

Итак, таран не мог стать рациональным боевым приемом воздушного боя, а потому военные летчики многих стран искали способ установки на самолет оружия. И вот 3 ноября 1914 г. французский военный пилот сержант Роланд Гарро, совместно с майором де Роз изобрел устройство, позволяющее стрелять из пулемета через плоскость, ометаемую винтом работающего мотора, до этого авиация использовалась только в разведывательных целях. Вскоре серийные военные самолеты Моран-Сольнье оснащаются новинкой Гарро и пулеметом - он устанавливался параллельно оси летательного аппарата. В марте 1915 года самолеты бросаются в бой на разных участках германо-французского фронта. Сам Гарро одержал три победы и, по сути, открыл шеренгу асов. Последователями Гарро стали многие французские летчики. Они начали сеять панику среди противника. Но случилось так, что первый ас в апреле того же 1915-го попал в плен к немцам, а те успешно использовали уже хорошо зарекомендовавшие себя принципы боевого применения авиации. Более того, конструктор Антони Фоккер, работавший в Германии, устанавливает на самолет синхронизатор пулеметного огня, что значительно повысило его боевые возможности. Появляются самолеты-истребители, а вслед за ними асы - французские, немецкие, российские, австрийские...

Первой сформировалась французская школа воздушного боя, ее, к слову, прошли и многие русские летчики. В 1916 году французы имели крупные истребительные отряды. Немецкий ас Манфред фон Рихтгофен в своих воспоминаниях французских истребителей называл «фокусниками». «Они любят ставить западни, нападать врасплох, -отмечал он. В воздухе это сделать нелегко и избегнуть ловушки нетрудно, так как самолет противника в воздухе не спрячется, а невидимый самолет еще не изобретен. Поэтому попадаться на такие хитрости могут только новички. Впрочем, галльская кровь иногда себя проявляет, и тогда француз атакует...».

Сильнейший представитель французской школы воздушного боя капитан Рене Пауль Фонк одержал 75 побед. На счету капитана Георга Гинемера - 54 выигранных поединка. Третий результат - у лейтенанта Карлса Ненжессера - 43 победы. Во французских ВВС в первую мировую 52 летчика сбили не менее 10 самолетов каждый. Всего они уничтожили 908 машин противника. Французские летчики добились основных побед на истребителях собственного производства - Моран-Сольнье «N», SPAD-VII конструкции Луи Бешеро, SPAD-VIII, Ньюпор 11 и Ньюпор 17. Так, SPAD-III (на нем воевали асы - Фонк, Гинемер, Ненжессер), оснащенный 150-сильным двигателем, развивал скорость около 180 км/ час и был самым скоростным из всех военных самолетов. Его вооружение - один синхронный пулемет с большим запасом патронов - 500 штук.

А вот достижения летчиков британских ВВС (в них служили и выходцы из Канады, Австралии, Новой Зеландии, некоторых африканских государств). На счету майора Эдварда Маннока 73 сбитых самолета, майора Вильяма Бишопа (Англия) - 72, майора Р. Коллишоу (Канада) - 60. 29 английских пилотов одержали более 10 побед каждый, уничтожив при этом 681 самолет. Если учитывать и достижения пилотов государств, входивших в Британию, то результат более весом. Так, 18 самых результативных летчиков одержали более 35 побед каждый, сбив в общей сложности 881 самолет. Английские асы сражались на истребителях Де Хэвилленд DH2, Бристоль F2, Сопвич Е.1. «Кемел». В ВВС США 10 пилотов стали асами, уничтожив вместе 142 неприятельские машины.
Американские летчики сражались и в составе ВВС других стран Антанты, а потому общий счет асов США более весом - 293 сбитых самолета. Сильнейший пилот капитан Эдвард Рикенбакер выиграл 26 воздушных поединков. В число асов первой мировой вошли и 9 итальянских летчиков, сбив 183 самолета. Самый результативнейший из них - Франсиско Баракка - 34 воздушные победы. Отважно сражались и бельгийские летчики, трое из которых уничтожили более 10 самолетов противника каждый. А лидер, лейтенант Вилли Коппенс, одержал 37 побед.

Мастерами воздушного боя зарекомендовали себя и русские летчики (о них разговор впереди). А всего асами Антанты было сбито свыше 2.000 германских самолетов. Немцы признали, что потеряли в воздушных боях 2.138 самолетов и что не вернулось из расположения противника около 1.000 машин.
На этом фоне достижения немецких асов выглядят более весомо. В германских ВВС 161 летчик имел на своем счету 10 и более воздушных побед (такого количества асов не имели ВВС ни одной страны). Они уничтожили 3.270 машин противника. Многие авиаспециалисты считают, что и личное первенство за немецким асом - ротмистром Манфредом фон Рихтгофеном. По их утверждению, он сбил наибольшее количество самолетов противника - 80, по другим данным - около 60. 62 победы в своем активе имеет старший лейтенант Эрнст Удет, 53 - старший лейтенант Эрнст Левенхардт. В числе асов и союзники немцев - летчики ВВС Австро-Венгрии. Так, капитан Годвин Брушовский выиграл 40 поединков.

Немецкие летчики в ходе войны применяли истребители Альбатрос D.III и Альбатрос D.V, Фоккер Е.Щ, Фоккер D.VII, Фоккер D.VIII и другие их модификации (в частности, Манфред фон Рихтгофен сражался на истребителе Фоккер Dr-1), Юнкере D1.

Александр Казаков

Манфред фон Рихтгофен

Рене Пауль Фонк

Эдвард Маннок

ТЕПЕРЬ о самом результативном летчике первой мировой. Тщательный анализ документов и литературы о применении истребительной авиации в 1914-1918 годах показывает, что им является французский летчик Рене Пауль Фонк с 75 воздушными победами. Ну а как быть с немецким асом Манфредом фон Рихтгофеном, которому некоторые исследователи приписывают 80 уничтоженных самолетов противника и считают его сильнейшим асом первой мировой? Есть основания полагать (на основе серьезных исследований некоторых специалистов), что 20 побед Рихтгофена не являются достоверными.

А КАКОВЫ достижения в первую мировую российских летчиков? Прежде отметим, что первые истребительные авиаотряды в русской армии были созданы в начале 1915 года. Один защищал Варшаву, второй охранял от нападения с воздуха царскую ставку. Весной 1916 года формируются еще 12 истребительных отрядов - по одному на полевую армию. В том же году в связи с тем, что Германия перебросила на восток большее количество авиации, создаются фронтовые истребительные отряды. Русские летчики воевали на самолетах французского производства, в 1915 году появляется первый истребитель отечественного производства Сикорский С-16.

Наибольшее число побед из российских летчиков одержал штабс-капитан Александр Казаков - 17 (неподтвержденных, с учетом сбитых самолетов, упавших на территорию, занятую противником, - 32). Война для него началась 29 декабря 1914 года, когда он после окончания Гатчинской военной авиационной школы прибыл на Западный фронт в 4-й корпусной авиаотряд. Истребителей в нашем понимании тогда еще не было, и он первый самолет противника сбил на скоростном моноплане «Моран-Жольнье» французского производства - таранным ударом. 1 апреля 1915 года ротмистр обнаружил западнее Вислы в районе деревни Гузов немецкий биплан «Альбатрос», нагнал его и ударил колесами, немецкий самолет полетел камнем вниз. А затем были новые и новые воздушные победы.

Штабс-капитан Евграф Крутень сбил 15 (20) неприятельских самолетов, капитан Петр Аргеев - 15. Несмотря на скромный результат по сравнению с асами других стран, российские слыли как искусные боевые летчики, применявшие совершенные тактические приемы. Французский военный пилот Жан Дюваль, наблюдавший за действиями русских летчиков-истребителей на Восточном фронте, советовал своим сослуживцам: «Делайте перевороты через крыло, штопор, пике и другие номера по отношению к противнику, делающему то же самое. Точно рассчитывайте расстояние, откуда вы вышли, занимайте позицию для стрельбы, имея пулемет уже направленным на цель, и все это в четверть секунды - только тогда будет успех...»

Много приемов в арсенал воздушного боя внес Евграф Крутень. Его наиболее отработанные приемы - атака с преимуществом в высоте, проход со стороны солнца в 50-100 метрах ниже противника, крутой боевой разворот в хвост вражеского аэроплана. Огонь Крутень открывал с короткой дистанции - 19-15 метров. Лучшие летчики Германии и Австрии в схватках с ним неизменно терпели поражение. Так, австрийский ас обер-лейтенант Франк фон Линко-Кроуфорд (30 побед) трижды «скрещивал в воздухе шпаги» с Крутенем и, как отмечал сам австриец, каждый раз был вынужден «снижаться» (приземляться), спасая свою жизнь. На Восточном фронте Крутеню не было равных.

Мастерски сражались и другие русские пилоты. Обозреватель одной из австрийских газет отмечал, что «русские летчики были и остаются для нас наиболее опасным противником, более опасным, чем французские». Вот как!

РОССИЙСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ АСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
1. Штабс-капитан Александр Казаков 17 самолетов
2. Штабс-капитан Евграф Крутень 15 самолетов
3. Капитан Петр Аргеев 15 самолетов
4. Лейтенант А.П. Северский 13 самолетов
5. Лейтенант Иван Смирнов 12 самолетов
6. Лейтенант Михаил Сафонов 11 самолетов
7. Капитан Борис Сергиевский 11 самолетов
8. Прапорщик Эдуард Томсон 11 самолетов
9. Прапорщик Константин Арцеулов около 10
х - В таблице приведены только подтвержденные победы.
х - Некоторые исследователи считают, что российские летчики П.Маринович, В.Федоров, И.Орлов сбили не менее 10 самолетов противника каждый, а Э.Пульпе, Г.Сук, О.Тетер, Я.Махлапуу, В.Янченко и еще одиннадцать пилотов не менее 5.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ АСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
1. Фонк (Франция) 75 самолетов
2. Маннок (Англия) 73 самолета
3. Бишоп (Англия) 72 самолета
4. Удет (Германия) 62 самолета
5. Манфред фон Рихтгофен (Германия) 60 самолетов
6. Гинемер (Франция) 54 самолета
7. Мак-Кэдди (Англия) 54 самолета
8. Левенхардт (Германия) 53 самолета
9. Фаллард (Англия) 48 самолетов
10. Фосс (Германия) 48 самолетов
11. Румеи (Германия) 45 самолетов
12. Бертольд (Германия) 44 самолета
13. Беймер (Германия) 43самолета
14. Балл (Англия) 43
15. Ненжессер (Франция) 43 самолета
16. Лезер (Германия) 41 самолет
17. Мадон (Франция) 41
18. Якобс (Германия) 41 самолет
19. Бельке (Германия) 40 самолетов
20. Брушовский (Австрия) 40 самолетов
21. Бюхнер (Германия) 40 самолетов
22. Лотар фон Рихтгофен (Германия) 40 самолетов
23. Менкгофф (Германия) 39 самолетов
24. Гонтерман (Германия) 39 самолетов
25. Коппенс (Бельгия) 37 самолетов
х - В активе асов - уничтоженные самолеты и аэростаты противника. На счет некоторых летчиков занесены и неподтвержденные воздушные победы.
х - Из британских асов в таблице приведены только англичане.

Аргеев Павел Владимирович
Павел Аргеев родился 1 марта 1897 года в Ялте. Его отец, Владимир Акимович, служил пароходным механиком на Черноморском флоте. Избрав военую карьеру, к лету 1914 года Павел закончил кадетский корпус и Одесское юнкерское училище, и был направленстав в 184-й пехотный полк. В 1911 году произведённый в поручики Аргеев был переведён в 29-й пехотный Черниговский полк. Однажды поручик Аргеев не выполнил приказание командира полка - отказался наказать солдата, считая кару несправедливой. За это он был предан военному суду и приговорён к месяцу гауптвахты. После отбытия наказания ушёл из полка. Потом произошла стычка с родственником - жандармом, которому дал пощёчину (видимо было за что)... После всех этих событий Аргеев покинул Россию и уехал во Францию, где его и застала война.

Когда германские войска, взломав оборону союзников, приблизились к Парижу, Аргеев подал прошение о зачислении и отправке на фронт. 30 августа ему присвоили звание лейтенанта. С 12 сентября, в составе 331-го пехотного полка, Павел уже сражался на Марне. В этой битве немцы были разгромлены. 23 сентября Аргеев был ранен, но в конце октября вернулся на фронт и возглавил 5-ю роту, так как остался единственным в ней живым офицером. В ноябре его произвели в капитаны, а в январе 1915 года за храбрость он был награждён французским Военным Крестом с двумя пальмовыми ветвями. 17 апреля следующего года Павла ранило вторично, однако он остался в строю и возглавил контратаку своей роты. За этот подвиг, уже в мае, его наградили орденом "Почётного Легиона".

В конце мая Аргеев получил третье ранение, после которого его признали негодным к фронтовой службе в пехоте. Тогда он подал рапорт о переводе... в авиацию.

Как ни странно, но в те времена медицинские требования к пилотам были менее строгими, чем к пехотным офицерам. Считалось, что главное для лётчика - это "птичий инстинкт" - то неуловимое, что позволяет человеку как бы слиться с аппаратом в единое целое, чувствовать себя в воздухе так же уверено, как и на земле.

У Аргеева этот талант проявился в полной мере. 22 октября 1915 года он получил диплом пилота. В январе 1916 года капитан "Поль Д"Арджефф" зачислен в 48-ю разведывательную эскадрилью, но уже через месяц он решает вернуться в Россию.

Осенью 1916 года Павел Владимирович вернулся в Россию, был восстановлен в рядах российской армии в звании штабс-капитана и направлен в 19-й корпусной авиаотряд Первой боевой авиагруппы Юго - Западного фронта, возглавляемой лучшим российским асом Александром Казаковым. Уже 10 января 1917 года Аргеев одержал первую победу - сбил двухместный разведчик "Альбатрос"; причём врага Павел уничтожил, несмотря на ранение в правую руку. За этот бой Аргеева наградили орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

21 апреля Павел уничтожил ещё один двухместный аэроплан, заработав Золотое Георгиевское оружие. В мае Аргеев одержал две очередные победы и получил орден Святого Станислава 3-й степени. 8 июня пилот стал асом, уничтожив австрийский аэроплан "Бранденбург" С.1, за эту победу Аргеева наградили орденом Святой Анны 4-й степени и назначили командиром 19-го авиаотряда. В представлении на эту должность, он был назван "выдающимся военным лётчиком". Столь большой пост не мешает Аргееву летать, участвовать в боях.

20 июня Павел сбил германского разведчика "Румплер" С.1 - эта 6-я подтверждённая победа стала для него последней в России.

Октябрьская революция и последовавший за ней развал фронта заставил офицеров царской армии сделать трудный выбор. Казаков вступил в Белую Гвардию. Аргеев через захваченный английским десантом Архангельск отбыл во Францию, чтобы продолжить войну с Германией. С мая 1918 года он летал в 124-й истребительной эскадрилье, укомплектованной иностранными добровольцами и осуществлявшей прикрытие Реймса.

Очень скоро французское командование отметило необыкновенную храбрость и выдержку русского лётчика, который уже 1 июня 1918 года одержал свою первую победу на Западном фронте, уничтожив, несмотря на ранение, аэроплан LVG C. К началу июля счёт Аргеева увеличился ещё на 3 победы и он стал самым результативным пилотом своей эскадрильи. При этом Павел, подобно многим асам, не любил работать в команде и предпочитал свободную охоту в одиночку, за что товарищи прозвали его "охотником".
В сентябре немцы начали "последнее и решительное" наступление, и SPA-124 вновь вступила в тяжёлые бои. Всего за 2 дня Павел Аргеев сбил 3 германских аэроплана, причём одной его жертвой стал новейший, лучший германский истребитель Фоккер D.VII. Этот самолёт русский ас сбил 27 сентября, в одиночку атаковав 8 немецких аэропланов!

5 октября Аргеев сделал ещё один "дуплет", вновь уничтожив 2 самолёта (правда, гибель одного из них он не смог доказать, и эта победа была записана, как неподтверждённая). Последнего своего успеха Павел добился 30 октября, отправив на землю двухместный аэроплан, ставший его 15-й подтверждённой победой (и последней, 26-й победой его эскадрильи).

Всего же, за 5 месяцев боёв, он одержал 9 побед и был награждён вторым орденом "Почётного легиона". Итогом войны для него стали высшие награды России и Франции, 4 ранения и 17 воздушных побед, из них 15 - официально зачтённых.

К сожалению, мирная жизнь аса была недолгой. 30 октября 1922 года пилот французско - румынской авиакомпании "Поль Д"Арджефф" летел с грузом почты из Праги в Варшаву. В Чешских Татрах, в районе Трантенау, самолёт попал в густой туман и врезался в скалу неподалеку от польской границы. Случилось это в 12 часов 30 минут пополудни. Отважному ветерану 1-й Мировой войны было всего 35 лет...

В 1916 году французские летчики, воевавшие на Западном фронте, решили посоревноваться - кто больше собьет бошей (так французы называли немцев). Командование идею поддержало: за немецкими самолетами началась самая настоящая охота...

После кровопролитных сражений под Верденом в 1916 году на Западном фронте установилось некоторое затишье. Так как у французских летчиков появилась возможность расслабиться, они стали придумывать любую возможность, чтобы как-то развлечься. Молодым летчикам воздушный бой чем-то напоминал азартную карточную игру: мастерство плюс везение, как говорят картежники - "расклад". Поэтому сбивший 5 бошей получал неофициальный титул "ас" ("туз" по-французски).

Идею подхватили немцы, но не желая копировать противника, соих асов они называли "каноне" - т.е. "пушка". Одновременно повысили планку: чтобы удостоиться почетного звания, надо было иметь не менее 8 побед.
Никаких особых преимуществ ни то, ни другое звание не давало, но позволяло выходить в одиночку на "вольную охоту", да еще разрисовывать свои машины как заблагорассудится. Часто на фюзеляжах машин таких летчиков красовались карточные тузы всех мастей.

На первых порах среди пилотов царил поистине рыцарский дух: свято чтились традиции не добивать подбитых, не атаковать взлетающих и т.п. Однако азарт погони за добытыми любой ценой победами покончил с джентельменством, не свойственным тотальной войне ХХ века. Желание во что бы то ни стало отличиться и взаимная жестокость сделали свое дело. Зато росло число асов.

Среди зачинателей соревнования - французов - 52 пилота сбили по 10 и более самолетов противника, вдвое превысив норматив, необходимый, чтобы стать "тузом". Наибольшее достижение было у капитана Рене Фонка - 75 сбитых самолетов, за ним шел Жорж Гинемер - 54 победы. Он был молод и, вероятно, мог бы еще продолжать счет победам, но в сентябре 1917 года погиб в бою. А Фонк, уже вышедший в отставку, во время Второй мировой войны оказался в немецком концлагере как участник Сопротивления.

Рене Фонк:



Не меньших успехов на фронтах Первой мировой добились и немецкие пилоты, первым из которых был барон Манфред фон Рихтгофен , прозванный Красным Бароном. Прозвище это никоим образом не связано с Красной армией или чем-либо подобным. Красным Бароном его назвали не за революционный дух, а за ярко-красный цвет самолетов, на которых он летал, - только асу дозволялась такая демаскирующая окраска.

Красный Барон:

По пятам Манфреда пошли и другие представители Рихтгофенов - Лотар и Вольфрам. Последний, став "каноне" в Первую мировую, сделал блестящую карьеру в рядах уже гитлеровского люфтваффе. Командуя печально известным легионом "Кондор" Вольфрам фон Рихтгофен участвовал в уничтожении испанской Герники, а став командующим воздушной армией, превращал в руины Сталинград. После этого он побывал в американском лагере для военнопленных, но остался жив.

"Обвиняем убийц женщин и детей!
(республиканский плакат 1937 года,
изданный после уничтожения легионом "Кондор" Герники):



Историки авиации насчитывают 1860 асов Первой мировой войны. В их число вошли и 26 летчиков Российской империи. По справедливости их там могло бы быть намного больше. Несмотря на то, что на счету русских асов значилось меньше побед, чем у союзников-французов или у противников-немцев, их отличали и другие доблести. Военный обозреватель газеты "Pester Loyd" писал: "Было бы смешно говорить с неуважением о русских летчиках. Они более опасные враги, чем французские пилоты. Хлоднокровны, в воздухе непоколебимы и могут переносить большие потери без всякой паники. Русский летчик есть и остается страшным противником".

Русские летчики Первой мировой:

В составленный после войны список асов не попал, например, Петр Нестеров , своей "мертвой петлей" заложивший основы высшего пилотажа и совершивший первый в мире воздушный таран, ставший для него самого смертельным. Нет в нем и Константина Арцеулова , который впервые сознательно ввел в штопор свой самолет и вывел его невредимым. Имена многих российских асов Первой мировой с СССР были забыты, поскольку в ходе Гражданской войны они оказались в рядах Белой армии, а потом вынуждено покинули родину.

Необычна судьба забытого родиной, но не забытого миром русского летчика прапорщика Ивана Смирнова , сбившего 12 вражеских самолетов на фронтах Первой мировой. Уйдя в армию добровольцем, он стал смелым разведчиком, Георгиевсим кавалером. После тяжелого ранения и излечения попросился в авиацию. Наставником его стал один из лучших летчиков России Александр Казаков. В конце 1916 года Иван Смирнов открыл счет сбитым самолетам. После Октябрьского переворота Смирнов (кстати, выходец из крестьян), предупрежденный о готовящейся расправе над офицерами, покинул часть. Дальнейшая его судьба напоминает приключенческий роман.

Иван Смирнов:

Вначале через всю страну добрался до Владивостока, оттуда с бесчисленными мытарствами, до Англии. Поработал там, опять подался в Россию, в Добровольческую армию, которая терпя поражения, отсупила в Крым. Смирнов снова вернулся в Англию. Там служил в королевских ВВС, в составе которых оказался на севере России с английским экспедиционным корпусом. После изгнания интервентов из России Смирнов из Англии отправился в Голландию и с 1922 года служил в голландских авиалиниях (KLM). Здесь он стал известным летчиком, одним из первых освоившим трассу Амстердам - Джакарта.
Когда в Юго-Восточную Азию пришла война, Смирнов в чине капитана голландских ВВС летал на транспортных самолетах в Австралию. После войны уже немолодой пилот (в возрасте 53 лет) совершил 100-суточный полет-турне, организованный для бизнесменов. Они посетили 28 стран на пяти континентах, побывали в 45 городах. Выйдя в отставку, хотел пожить спокойно, поселился на Майорке. Умер он в 1956 году. Уже после смерти Смирнов совершил свой последний перелет: похороненный на Майорке, он был перезахоронен в Голландии. Там среди летчиков его имя хорошо известно, а в авиционном музее KLM и сегодня можно видеть самолет, на борту которого начертано "Иван Смирнов". Уже более 50 лет сотрудники KLM ухаживают за скромной могилой русского аса, чье имя забыто на его родине в России.

Среди многих забытых летчиков Первой мировой - один из создателей воздушных частей России, первый Георгиевский кавалер в авиации Вячеслав Ткачев . В 1913 году он служил в только что сформированном авиаотряде вместе с Нестеровым, а через четыре года стал начальником авиации при Верховном главнокомандующем. Октябрьских переворот не принял. Создал на Кубани "белый" авиаотряд, командовал авиацией у Врангеля.
После Крыма оказался в Сербии. С оккупировавшими ее гитлеровцами сотрудничать отказался. Тем не менее, после освобождения Югославии Красной армией в 1944 году был арестован НКВД и 10 лет провел в лагерях.

Вячеслав Ткачев:


Интересные воспоминания об асах Первой мировой войны оставил Николай Данилевский , один из первых русских летчиков, также ставший жертвой репрессий. Во время Гражданской войны служил в Красной армии. Выйдя в отставку в звании комдива, работал в гражданской авиации. В 1933 году был арестован и 3 года строил Беломорканал. В 1938 году был арестован повторно по смехотворному обвинению в оскорблении Героя Советского Союза Михаила Водопьянова, наставником которого ранее являлся. Нелепость этого обвинения подтверждал сам Водопьянов, ходатовавший за своего учителя. Данилевский вины не признал, никого не оговорил и был расстрелян.

Николай Данилевский:

В своих воспоминаниях, написанных между арестами, Николай Данилевский был полон оптимизма: "Нас осталось мало, иные разбились, иные по воле судьбы далеко от нас. Но все же хочется надеяться, что тот дух и традиции, которые воодушевляли нас в свое время, не пропали. Остается пожелать, чтобы связь между нами и новыми свежими силами никогда не прерывалась".

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.