А и осипов биография. Алексей Ильич Осипов

Пятница, 18 Май 2012

И все дела его сгорят...? Российские монахи и их помощники сжигают тираж книги “Из времени в вечность. Посмертная жизнь души” профессора Московской духовной академии РПЦ МП А.И. Осипова.

Кто не понимает, почему Православные монахи сжигают книги Осипова, читайте:

Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь»:

Сайты с критикой богословия проф. Осипова:

Точных данных о видео (кто и где сжигал) у меня пока нет, но если судить по сообщению glebin - православного борца с абортами то возможно книги сжигали в Псково - Печерском монастыре.

”Только что был во Псково-Печерском монастыре. Был там недолго, буквально несколько часов, но то, что увидел и услышал, очень обнадёжило.

Например, один из иноков братии рассказал буквально следующее: как-то в монастырь пришла целая коробка книг Осипова: “с грифом Издательского совета, тираж издания - 30 тыс. экземпляров, на глянцевой бумаге”. Ну, поначалу было стали раздавать эти книги. А потом, когда посмотрели, что в этой книге буквально на каждой странице или оригенизм, или маркионитство или какая иная осуждённая Соборами ереcь, уничтожили всё присланное, постаравшись забрать то, что уже было роздано.

Кстати, о. Олег Стеняев рассказывал, что архим. Иоанн Крестьянкин очень тепло и радостно принимал у себя отца Даниила Сысоева, непримиримого обличителя осиповского лжеучения. Впрочем, не только в Псково-Печорском монастыре отвергают это лжеучение: известно, например, что Осипову не дают въездную визу афонские монастыри.”

А.И. Осипов - Из времени в вечность. Посмертная жизнь души

Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов, автор множества катехизических и богословских трудов, предлагает свое, порой отличное от общепринятого, видение загробной участи человека.

Книга снабжена множеством цветных иллюстраций и рассчитана на широкий круг читателей.

Как понять Вечность? Что такое мытарства? Может ли Бог-Любовь дать жизнь тому, кто, как Он знает, пойдет в вечные муки? Действуют ли в посмертье наши страсти? Есть ли реальные средства помощи усопшему? Каково действие молитвы на посмертное состояние души? Никого не могут оставить равнодушными эти глубинные вопросы, эта тайна человеческой жизни в двух измерениях - времени и Вечности.

Брошюра профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, составленная на основе его публичных лекций и ответов на вопросы слушателей, поможет читателю во многом заново осмыслить прежде известное, взглянуть на тот мир через призму святоотеческого учения.

Родился 31-го марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих. До 1952-го года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.


По окончании в 1955-м году средней школы,
отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях, начал занимался изучением богословия под руководством игумена Никона (Воробьева. +1963). В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.

В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия , защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: "Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания". По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию. Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм». В 1965 году был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году - тот же предмет и в семинарии.

В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму, Современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия - по Западным исповеданиям.

В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г. - профессора, в 1985 г. - степень доктора богословия, в 2004 г. - звание заслуженного профессора.

Кроме преподавания в Московских духовных школах имел многие другие обязанности.

В 1964 г. был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

1967 - 1987 гг. и с сентября 1995 по 2005гг. - член редакционной коллегии сборника "Богословские труды".

С 1973 по 1986 гг. - член Учебного Комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.

С 1976 по 2004 гг. - член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованную в 1994 г. в Синодальную Богословскую комиссию.

С 1981 по 2004 гг.- заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС.

В 1990-93 гг. главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии "Богословский Вестник".

В 1991-99 годы - сопредседатель ежегодной Международной Конференции "Наука. Философия. Религия" в г. Дубне (Московская обл.).

В 1994-95 года - член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви.

В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.

В 1995 - 1997 годах на II - IV-м Всемирных Русских Соборах был членом его Постоянного Президиума.



В 1995 г. определением Священного Синода был включен:
1) в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;
2) в рабочую группу по изучению темы: "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства";
3) в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ.
В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

С 1979 г. состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 г. по 2007 г. - Смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 г. по 1998 членом комиссии "Вера и Церковное устройство" Всемирного Совета Церквей.
Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с: Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др.

Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

Награжден орденами Русской Православной Церкви и других Церквей.
Публиковался в "Журнале Московской Патриархии"(ЖМП), в "Богословских трудах", "Stimme der Ortodoxie" (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.

Официальный сайт профессора Московской Духовной Академии и Семинарии Алексея Осипова:
http://aosipov.ru

А.Осипов:
- У христиан всё должно быть освящено - и дома, и земли, и скотина, и их дела. Мы должны быть и сами освящаемыми и на всё спрашивать благословения Божиего: «Господи, благослови, да будет Твоя воля, и просим Тебя, чтобы во благо были эта подводная лодка и атомная электростанция». Если бы все эти электростанции, подводные лодки не были явлениями, необходимыми в нашей жизни, то тогда мы должны были бы действительно воспротивиться этому. Но они — необходимость нашей жизни. Вот когда нас будут приглашать освящать публичные дома, всякие притоны, места развлечений и диких концертов, на которых играют тяжёлый рок, где настоящий разгул сатанизма, — вот тогда вы будете правы в своём осуждении, тогда это будет дискредитация Церкви. Когда я молюсь за успех моей футбольной команды, чтобы она победила другую команду, за которую молится какой-нибудь батюшка, — это неверно. Или когда я, например, молюсь, чтобы мой боксёр уложил в нокаут другого, — что это? Молиться надо не о таких вещах. Святой Иоанн Златоуст осуждает все эти ристалища, спортивные состязания, ибо здесь рождаются ревность, тщеславие, гордыня, рождается злоба. А такие вещи, как атомная электростанция, подлодки, орудия и самолёты, — пожалуйста. Конечно, надо молиться, чтобы эта пушка никогда не стреляла, но если понадобится, пусть она становится на защиту Отечества.

У нас найдется полное собрание лекций Алексея Ильича Осипова:

Осипов Алексей Ильич. Полное собрание лекций (51 DVD):
Для удобства все лекции разделены на пять частей:
(Общая продолжительность: более 470 часов)

Сайт «Русская вера » продолжает серию актуальных бесед с авторитетными общественными и церковными деятелями, политиками и богословами, учеными и представителями культуры и искусства. Среди них: митрополит Русской Православной Церкви (Алфеев), богослов и публицист протодиакон , председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата в 2009-2015 годах протоиерей , старший инспектор Совета по делам религий при Совете министров СССР , создатель приложения «НГ-религия », ведущий «Первого канала », главный редактор портала «Кавполит » , политический обозреватель и блогер , режиссер , писатель , главный редактор телеканала «День », заместитель редактора газеты «Завтра » .

Сегодня мы беседуем с известным богословом, лектором, преподавателем, профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым .

Алексей Ильич Осипов. Краткая биография

Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белеве Тульской области. В 1959 окончил Московскую духовную семинарию . В 1963 — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания ». В 1964 году окончил аспирантуру МДА и был назначен в ней преподавателем. В разные годы читал лекции по экуменизму, истории русской религиозно-философской мысли, актуальным богословским проблемам, протестантизму. С 1965 параллельно читал лекции в Московской духовной академии и семинарии по основному богословию и западным исповеданиям. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии ». В 1969 году получил звание доцента , в 1975 — профессора , в 2004 — заслуженного профессора , в 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия . С 1982 по 2006 годы был заведующим аспирантурой МДА. С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия » (г. Дубна, Московская область). В 2007 получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской академии естественных наук (РАЕН) .

***

В этом году исполняется 350 лет со дня Собора 1666-1667 годов, который наложил клятвы на старый обряд и совершил ряд прочих деяний, приведших к расколу Русской Церкви. В 1971 году клятвы были сняты, однако нетронутыми остались множество прочих сомнительных постановлений. Например, о том, что душа входит в тело ребенка на сороковой или восьмидесятый день по зачатии, время преложения Святых даров по католическому учению или чудаковатое учение о том, что Бог дал человеку пальцы, чтобы складывать буквы IС ХС. Сейчас звучат мнения, что стоит полностью отменить деяния этого Собора? Что Вы скажете по этому поводу?

По любому вопросу могут быть различные мнения. Но не думаю, чтобы кто-то разделял сейчас приведённые Вами «чудаковатые » решения Собора. И на их основании говорить об отмене всех деяний Собора, конечно, нелогично. Это большой вопрос. Я не слышал, чтобы он ставился.

В этом году отмечается столетие двух русских революций 1917 года и последующих за ними гонений на религию. Есть разные толкования этих событий, например, что революции стали наказанием для страны за обмирщение. Другие говорят, что эти события помогли очиститься Церкви, и теперь она сияет в своей полноте. Какое Ваше видение этих событий?

Библия наполнена указаниями на то, что всегда, везде и все трагические события происходят по причине греховной жизни человека, семьи, народа. Что всё происходящее является прямым следствием нарушения ими духовных законов жизни. Но поскольку эти законы и заповеди Христовы наиболее известны христианам, то они более всех и ответственны за находящие скорби. Однако Бог есть Любовь и Врач, а не палач, поэтому и страдания являются не местью Бога людям, а лечебными средствами , помогающими исцелению их душ. Это исцеление и очищение, естественно, зависит от того, как человек отнесётся к возникающим скорбям. Если он будет искать виновных вне себя и обвинять их, то не получит пользы. Если же, как правый разбойник, скажет: «Достойное получил по делам своим, благодарю Тебя, Господи, помилуй меня» , — то вместе с ним получит и облегчение в страданиях, и мир души, и жизнь вечную. Но впечатление такое, что покаяние, а следовательно, и очищение не столь часто бывает среди христиан. Поэтому говорить о сиянии церкви в своей полноте не приходится.

Почему храмов, проповедей и разговоров о духовности всё больше, а нравственное состояние общества ниже, чем даже в эпоху развитого социализма? Почему всё чаще говорят о феномене «выгорания священства », разочарования простых верующих и иночествующих?

К сожалению, действительно всё больше разговоров о чудотворных иконах, мощах, святых местах, чудесах, новых старцах, торжественных праздниках и богослужениях, фестивалях и т. д., но всё меньше о святоотеческой духовности . Поэтому разочарование , поэтому выгорание , поэтому снижение нравственного состояния общества . Конечно, сильнейшее отрицательное влияние оказывает теперь на наш народ развращенная и уже давно, по существу, атеистическая Европа .

Меньший ли размах сегодня имеет проблема «младостарчества», искалечившая многие судьбы в 90-х и 2000-х годах?

Эта проблема была всегда и будет. Проистекает она непосредственно от лжестарчества, которое в свою очередь порождается самомнением, гордостью тех невежественных священников и монахов, которые не читают и не знают святых отцов. Они не хотят слышать, что говорят святые наставники:

Душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований. Да ведают такие, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть.

Почему при переходе в РПЦ католическое духовенство принимается в сущем сане, а старообрядческих священников рукополагают заново? Почему такая же ситуация и с духовенством обновленческой Церкви, хотя понятно, что старообрядцы и обновленцы ближе к РПЦ, чем католики?

Считается, что в католичестве и у обновленцев исторически сохраняется преемство рукоположений, а в старообрядчестве нарушено. Поэтому для католиков и для обновленцев достаточно покаяния.

Появились данные, что преподобный Исаак Сирин принадлежал к Церкви Востока (несторианской), признающей только два Вселенских Собора. Но он всегда находился в лике святых Православной Церкви. Есть ли здесь противоречие? Как относиться к этому и подобным случаям?

Бесспорно, что, исходя из характера его аскетических творений, прежде всего, «Слов подвижнических », он достиг высочайшей степени духовного совершенства. В то же время его мало интересовали вопросы вероучительного характера, и в любом случае каким-то убеждённым несторианином он не был. Его основная догматическая мысль: и творение мира, и Жертва Христова были следствием одной и той же неизменной любви Божией. Поэтому для него был чужд юридический взгляд на Спасение, совершённое Господом Исусом Христом, как выкуп (искупление). Не выкуп, а обо́жение — вот цель и творения человека, и Подвига Христова.

Староверы сохранили литургическое пение и его жемчужину — знаменный распев, главная задача которого — это не устроить торжественный концерт, а помочь человеку молиться во время богослужения. На Ваш взгляд, может ли эта форма пения вновь стать значимой в РПЦ?

Да, такова цель церковного пения, и знаменный напев отвечает ей. Но итальянщина слишком глубоко зашла в нашу Церковь, и трудно надеяться на положительные изменения.

Каким образом или способами русскую церковную традицию и культуру лучше всего передавать новым поколениям?

Воспитанием, образованием, примером, трудом.

Вы присутствовали на богослужении в разных христианских конфессиях. Как Вы считаете, почему лишь в храмах РПЦ, по сравнению со всеми остальными, не существует четкого порядка молитвенных действий на службе (кто-то стоит, кто-то сидит, кто-то преклоняет колена, кто-то прикладывается к иконам и т.д.)

Прежде всего, не только в РПЦ. Так называемый порядок у католиков, протестантов и нередко у православных (например, у греков и др.) обусловлен, во-первых, тем, что за богослужением все сидят; во-вторых, у западных христиан нет такого отношения к иконам, как у нас. Но хождений там тоже достаточно.

Как за установленными и традиционно идущими церковными канонами и обрядами не забыть Христа, чтобы не вышло так, что человек всю жизнь ходит в храм, исполняет предписания, а христианином так и не стал?

Это та же проблема, которая была и во время Исуса Христа, когда иудеи свели свою религию к исполнению обрядового закона Моисея и преданий старцев. Ведь такая религия легче, нежели борьба со своими страстями и похотями. Легче совершить богослужение или отстоять его, чем внимательно, с благоговением молиться во время него, например, молитвой Исусовой. Христиане забыли, что спасение достигается искренним покаянием, а не отчётом о проделанных грехах; очищением души, а не заслугами своих подвигов и добрых дел перед Богом (что догматизировано католичеством); осознанием своей греховности и своей неспособности искоренить страсти своей силой, то есть смирением, а не исканием восторгов и благодатных переживаний, чего жаждут находящиеся на пути прелести. А если это забыто, то можно всю жизнь ходить в храм и остаться отвергнутым Самим Господом «праведником».

Святые Отцы учат, что бесы не знают наших мыслей, как их знает Бог, но они понимают их из нашего внешнего поведения. И советуют держать себя очень строго, внимать себе. Как Вы считаете, не является ли здесь главной мысль именно о самоконтроле, пребывании ума в самом себе, а не об узнавании бесами нашего настроения и мыслей?

Да, только нужно понимать, что́ такое пребывание ума в самом себе?

С чем, по Вашему, связан феномен «ревнителей-неофитов», когда человек, недавно пришедший в Церковь, вдруг начинает считать себя «святее Папы Римского»?

С незнанием себя, своих страстей, мечтательностью, ревностью не по разуму — что-то близкое к младостарчеству.

Каким образом диавол попал в рай, чтобы искусить Адама и Еву?

Скорее всего, речь здесь идёт о возникшей у прародителей горделивой (дьявольской) мысли, что они, как боги. А кто себя видит богом, тому Бог не нужен.

Каждый год разворачивается борьба с праздником св. Валентина. Вместо этого праздника предлагают отмечать день памяти Петра и Февронии как покровителей семьи. Но их житие тоже вызывает сомнения: ничего не говорится об их детях, а поведение Февронии можно рассматривать как брачный шантаж. Как Вы думаете, опасен ли праздник св. Валентина?

Современная жизнь и так вся наполнена «любовью », а здесь еще толчок и подсказка. Но для пороховой бочки и искры достаточно, чтобы взорваться. И день св. Валентина действительно для многих становится такой искрой. Не вижу ничего предосудительного, если у Петра и Февронии вообще не было детей. А поведение девушки, хотевшей выйти замуж за такого человека, да и видевшей, что она понравилась князю, понятно, хотя и предосудительно. Но они действительно показали образец такой самоотверженной любви и верности, что вполне достойны считаться покровителями семьи.

———————————

Редакция сайта «Русская вера » выражает благодарность Алексею Ильичу за ответы на наши вопросы и присоединяется к многочисленным добрым отзывам в его адрес. Влияние А.И. Осипова для православных верующих сейчас сложно переоценить. На его лекциях многие (в том числе и старообрядцы) нашли путь к истинной христианской духовности. Его высказывания всегда точны, а выступления на злободневные темы интересны и понятны самой широкой аудитории. И хотя отношение Алексея Ильича к старообрядчеству скорее нейтральное, тем не менее он разделяет основные идеалы духовной жизни, которыми жило и живет старообрядчество. Дай Бог, чтобы эти внутренние духовные и нравственные устои получали свою поддержку в лоне Русской Православной Церкви, находили отклик в сердцах верующих и стремящихся ко спасению христиан. От лица наших читателей желаем Алексею Ильичу крепкого здоровья и духовного совершенствования на многая лета!

———————————

Обвинили в осипизме он необинуясь возразил: «Увы, сами выберут и сами пойдут. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46). Никто никого не будет гнать и заставлять. Это не мысли профессора Осипова, это слова Господа. И другие слова Священного Писания в подтверждение того, что люди сами себе избирают место вечного пребывания, можно привести.» Вот так, что хочу то горожу, вы что сомневаетесь в моей образованности? Как можно читать Евангелие и не заметить нижеследующее:
«Не убойтеся от убивающих тело, души же немогущих убить, убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне. (Мф 10:28).
Скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь (Лк 12:5).
Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут (Лк. 13,24).
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? (Мф. 7. 22)
Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? (Мф. 25, 44)
Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты (Лк. 13, 26)
Господи! Господи! отвори нам.
Но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46)»
«О сем-то бедственном разлучении вспомнил я и не могу перенести его. У кого есть слезы и сокрушение, плачьте, потому что в страшный оный Час бедственною разлукою разлучены будут все друг с другом и каждый пойдет в переселение, из которого нет возврата. Тогда разлучены будут родители с детьми, друзья с друзьями, супруги с супругами, и те даже, кои клялись не разлучаться друг от друга вовеки. Тогда грешные будут наконец выгнаны из Судилища и поведутся на место мук немилостивыми ангелами, принимая от них толчки, побои, скрежеща зубами, все чаще и чаще обращаясь, чтоб увидеть праведников и ту радость, от которой сами отлучены. И увидят неизглаголанный оный свет, увидят красоты райские, увидят великие дары, какие приемлют от Царя Славы подвизавшиеся в добре. Потом, постепенно отдаляясь от всех праведников, и друзей, и знакомых, сокроются, наконец, и от Самого Бога, потеряв уже возможность зреть радость и истинный оный свет. Наконец приближатся к местам неописанных мучений и там будут рассеяны и расточены.» (Прп. Ефрем Сирин)
Кто не имеет в себе страха Божия, тот открыт нападениям диавольским. Кто не имеет у себя страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах своих; тот вместилище сластолюбия, тешится всем, что ему приятно, потому что не боится пришествия Владыки; тот хвалится страстями, любит покой, бегает злостраданий, гнушается смирением, лобызает гордыню. Наконец приходит Господь его и находит его в занятиях, Ему не угодных, и рассечет его, и предаст вечной тьме. Такого человека кто не признает окаянным? (Он же)
Если бы возможно было, при пришествии Господа после общего воскресения, уничтожиться от страха душам человеческим: то весь мир вымер бы по причине ужаса и трепета. Точно, каково увидеть небеса разверзающимися, являющегося прогневанного, негодующего Бога, бесчисленное воинство Ангелов, и весь, воедино собранный, род человеческий! По этой причине мы должны проводить жительство с тщательнейшим бодрствованием над собою, как долженствующие дать отчет Богу в каждом движении нашем. (Отечник)

В нашей рубрике «Герои» мы стараемся рассказывать про интересных людей, которые представляют собой значительный вклад в какой-то области, оставили след в истории или стали символами эпохи. Алексей Ильич Осипов, доктор богословия, профессор Московской духовной академии, является человеком, который максимально, как никто другой, популяризировал учение Иисуса Христа, в точности следуя всей православной христианской традиции.

А.И.Осипов

Это не просто академический богослов, который в силу своего опыта может толковать те или иные события с точки зрения Русской православной церкви. Благодаря его трудам тысячи, если не миллионы людей пришли к православию. Благодаря Алексею Осипову большое количество верующих людей открывает для себя новое понимание духовных текстов и знакомится с преданием святых отцов, накопленное за две тысячи лет христианства на Земле.

Богослов из советского времени

Алексею Ильичу Осипову 77 лет и лишь 25 лет из них он пользуется всеми возможностями информационного общества и свободы совести. До этого Алексей Осипов не имел возможности общения с широким кругом верующих, занимаясь преподаванием в Московской духовной академии и семинарии, а также совершенствуя свои навыки в ходе многочисленных религиозных диалогов и общения с представителями западного христианства.

Слева направо: иеромонах Кирилл (ныне Патриарх Кирилл), митрополит Никодим (Ротов), А.И.Осипов

Официальный сайт Алексея Ильича Осипова сообщает, что родился он 31 марта 1938 г. в г. Белеве Тульской области. В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.). В 1959 г. окончил Московскую Духовную Семинарию. В 1963 г. - окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был назначен в ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму.

С 1965 г. параллельно читал лекции в Московской духовной академии и семинарии по Основному богословию и Западным исповеданиям. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. - профессора, в 2004 г. - заслуженного профессора, в 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия.

С 1982 по 2006 годы – был заведующим аспирантурой МДА. В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук.

С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.).

Осипов о духовной жизни

Центральная тема, которая проходит через все лекции и работы А.И.Осипова, это духовная жизнь и законы духовной жизни. По мнению Осипова, христианство является учением неземного происхождения, которое наиболее точно описывает духовную природу человека. Христианство предлагает развивать духовную природу через соответствующие законы также, как материальную природу человека развивают законы физики или социальные установки. Нет смысла вести разговор с людьми, которые отрицают загробную жизнь, полностью являющуюся явлением духовного порядка. Собственно, изначальный смысл слова «религия» - это возвращение утраченной связи с Богом, которое возможно лишь при соблюдении этих самых законов.

Многие люди считают, что законами духовной жизни являются 10 заповедей пророка Моисея, при соблюдении которых человек достигает освящения. Профессор Осипов говорит, что это не так. Главную заповедь христианства дал Иисус Христос словами «Да любите друг друга», а также примером жертвенности за весь мир. Ветхозаветные заповеди являются обязательными, но они не затрагивают духовный уровень бытия человека.

По мнению Осипова, православное христианство сегодня наиболее близко к первоначальному учению, которое дал людям Иисус Христос. Оно несёт самое главное - дух любви во Христе, который является важнее всех внешних форм и обрядов. Католицизм практически утратил дух христианства и занимается лишь социальной работой, благотворительностью, молодёжным и нравственным воспитанием. Протестантизм пошёл ещё дальше, разрушив не только установленную Христом церковь, но и превратив христианство в «протестантскую этику и дух капитализма».

Патриарх Кирилл награждает А.И.Осипова в связи с 75-летием

Осипов ни в коем случае не отрицает церковных таинств и обрядов, традиций. Он не признаёт «веру в Бога без церкви». Однако, целеполагание заключается в том, что вся полнота церкви призвана привести человека к правильной духовной жизни через живое общение с Богов в таинствах церкви.

Осипов о проблемах современности

В последнее время Алексей Ильич Осипов много говорит о глобальных проблемах современного мира, экологии. Во всех негативных процессах, происходящих на планете, Алексей Ильич видит духовную природу. Современное глобальное капиталистическое сообщество, по его мнению, является причиной катастроф и разрушений. Материализм, как бы его не ограничивали, способен разрушать не только планету, но и человека, превращая его в раба материальной культуры. В конечном итоге человек начнёт уничтожать человека и человечество в целом. Дехристианизация мира уже приносит свои страшные результаты. Светская этика, по мнению Осипова, никогда не станет альтернативой христианству, так как является лицемерием по сути, не обладая сверхчеловеческим началом.

Алексей Ильич Осипов не воспринимает богословие как умозрительную догму. Он считает это полноценной наукой, по отношению к которой применяются все известные научные методы. Сравнивая богословие и философию, Осипов видит много общего, однако различие заключается в том, что у философии отсутствует предмет поиска, знание, которое является истиной.

Алексей Ильич Осипов много выступает перед различной аудиторией. В стенах Московской духовной академии его лекции посвящены глубоким проблемам современного богословия в России и мире. В общении с простыми верующими, которые не знают и не понимают многих вещей, он разговаривает другим языком, более понятным современному нерелигиозному человеку. Также Осипов является частым гостем московских радиостанций. Лекции профессора Осипова регулярно транслирует православный телеканал «Союз», в интернете хранится множество видео с его лекциями и комментариями.